Глава 9

Эдвард Вашгерд
«Живет человек – словно на ходулях ходит,
или   на   велосипеде  едет;   остановишься
– и   ты,   низко   пал, и возможно навсегда
Движение  –  вот  путь  и  цель человека!»
.


С Кошурниково, до Абакана добрались по-расписанию. Без приключений. Компанией и спокойней, и веселей. Хоть, как. На станции  взяли они билеты. Проболтались до позднего вечера по столице Хакасии. Заглянули в новомодный «видеосалон» - раскалённый пеклом вагончик, без окон - без дверей. Сели  в подошедший поезд. Погода стояла чудная, как и положено в августе - душно, жарко. В ночи было уже  заметно попрохладнее. Спозаранку поезд, осторожно огибая прижимы трассы, крался вдоль реки к станции. Виды открывались альпийские, горные, живописные. Абазинский рудник строился и задумывался для того же, что и трасса Абакан – Тайшет. Война многое заставила пересмотреть в обустройстве целой страны. Страна жила и работала. И жили люди по-своему счастливо. Ценности потом во многом изменились. Без войны супостат победил. Доллар – Акбар! И воевать не надо. За фантики заморские продали страну.
На станции старателей уже поджидала артельная машина - «Трумен» - прозванный так в народе, за бесчеловечное отношение к людям. Погрузились, выдвинулись в город. С утра надо было ещё переделать кучу дел. В лесхозе Главному, от скуки пролистав выброшенные в коридор конторы бумаги в древнем шкафу, попалась старая подшивка документов лесников. Понравились весьма две объяснительных:

Первая: … « Пропало при посадке десять мешков кедрового ореха, так как его, испод земли выклевали вороны, точно рассчитавшие шаг саженцев…»

И, вторая, трагическая … « Драка на лесной делянке произошла по причине того, что из за небывалой жары пропало ведро вермишелевого супа …на котором, ранее судимый рабочий Иванов, завёл ведро браги… По причине плохого качества браги не рассчитали нормы…Сломан нос и три ребра…»
И далее приписано объяснение тувинца: … «Был на работе пьян, по причине нахождения в естественной среде своего обитания…»

Пообедали. Похохотали. На перевал пошли уже далеко пополудни. И напрасно. Солнце стояло уже высоко, и плавило не только асфальт, но и мозги. Широта Украины  в Сибири это не шутка. Прошли Тувинскую драчливую  «заежку» и двинули на перевал. ЗиЛок был так перегружен, что лезть даже на первый перевал, не собирался. Для охлаждения машины, в кабине пришлось включить печку. И это в жару под сорок. Адовы муки кабины принимал мент с водилой, спецы ютились в кузове, как в вертолёте. Сорок километров и два перевала, по такой жаре, до участка не мёд. Старательского «Боливара», как стоячего, обгоняли порожние лесовозы и тувинские Камазы. Они трудились на сдельщине, и летали по серпантинам, как умалишённые. Ну да ничего, доливая радиатор, свежей водой, с грехом пополам, спустились к Кубайке. Пересекли мост через Ону, под которым готовились к сплаву по реке водные туристы, и, пошли по грунтовой дороге к Анзасу. Дорога вдоль Оны представляла собой причудливую смену подъёмов, спусков, и прижимов. Кедрачи, брусничник, мелкопузая поросль и птички - зверушки – всё было широко представлено. «Трумен» карабкался как мог. Даром, что военная машина!