Как она строила свою дачу

Лариса Прошина
А МОЗГИ-ТО НЕ КУРИНЫЕ!

     «А мозги-то не куриные!», - возликовала я, дочитав книгу писательницы Людмилы Гордеевой «Как я строила  свой дом в деревне Сорокино» (ИПО «У Никитских ворот», Москва, 2014 г.). Это произведение не обычно для прозаика-историка.
     В писательском багаже Людмилы Гордеевой уже есть прекрасная историческая монография (ей я предрекаю очень долгую жизнь) «Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», роман в 2-х частях «Иоанн III Великий» и совсем недавно вышедшая книга «Софья Палеолог. Последняя византийская принцесса, первая российская государыня. Летопись жизни» (Издательство «Терра», Книжный клуб Книговек. Москва, 2014 г.).
    Софья Палеолог – вторая супруга Иоанна III.

   И на фоне этих сочинений вдруг книга о строительстве? Ничего не поделаешь; жизнь – это сюрпризы! Если бы не было сюрпризов в самом начале строительства, то и книга не появилась. И было бы очень жаль, так как в ней много полезных советов для тех, кто решил тоже для себя и своей семьи что-то построить. Даже избушка на курьих ножках потребует знаний. Иначе рухнет под тяжестью   осевшего на крыше  снега или  улетит при первом же порыве ветра.
   
   Придётся объяснить, почему я взяла для заголовка своей своеобразной рецензии слова о куриных мозгах. Мнение: у женщин куриные мозги, что означает – эти особи  недалёкие, способные только на малые дела и прочее такое,  присутствует в мужском социуме.
   Нет уж! Яркое опровержение  (помимо многочисленных других) – построенный писательницей  дом. Я ещё расскажу, чем он выделяется среди домов в деревне Сорокино. В книге есть фотографии.
   «Как я строила…» - это и своеобразный дневник, что делает книгу легко читаемой. Я уж не говорю об эмоциях, просто бурлящих на страницах. По-другому не может и быть. Какой же писатель без эмоций! И не важно, о чём он пишет: о строительстве дома в Сорокино, о сватовстве  российского царя Иоанна III  или  мифах о русском народе…

                НАДУЛИ И ОГРАБИЛИ

   Людмила и её супруг Александр решили построить дом. Фундамент был заложен давным-давно. А потом всё на участке заросло бурьяном; на нём прижились и   чувствовали себя хозяевами  кроты и муравьи.
   Но пришло время и супруги вновь вернулись к этой идее – иметь загородный дом. Сразу же выяснилось, что заниматься строительством придётся именно Людмиле, а Александр будет ей помогать.

   С чего начинается дом? С проекта. А кто разрабатывает проект? Архитектор. А если человек сочиняет книги, и достиг в этом деле заметного успеха, это вовсе не значит, что он разбирается в строительстве. И тогда он, конечно, обращается к специалистам.
   Именно по этому пути и пошла Людмила. В Интернете она нашла фирму, показавшуюся ей солидной (хорошая реклама – двигатель прогресса любой фирмы, даже если она ничего толком не умеет делать, а лишь хорошо навешивает лапшу на уши клиентам!), позвонила, договорилась о встрече. Безусловно, она уже знала, какой дом нужен для её семьи, и нарисовала свой проект.

   В фирме её радушно встретили, рассмотрели её чертёж, внимательно выслушали  пожелания и быстро «построили» дом на листе бумаги. На первый взгляд, Людмиле показалось всё  привлекательным. Тем более, кто красоту будущего её терема служащие фирмы расписали не хуже итальянских зодчих, строивших каменный Московский Кремль при Иоанне III Великом – герое её книг. 
   Не строительных дел мастер не способен сразу же вникнуть во все детали проекта. Это откладывается на потом. Особенно, когда поджимает время.  Людмиле хотелось  построить «коробку» дома  до осенних  дождей и первых заморозков. Заключили договор.
   Как  быстро архитектор фирмы «построил» дом на бумаге, так же быстро была подсчитана стоимость всего проекта. Людмила сразу же оплатила половину  предстоящих затрат:  один миллион  двести девяносто тысяч рублей. А ещё столько же она должна была внести в казну фирмы после установки фундамента.
   Рабочие, прораб, материалы, инструменты, сроки – это всё было делом фирмы.

   А дальше было так: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Появился прораб, наобещал и исчез. Привезли дерево для опалубки и прочих частей дома, где  этот материал был нужен, - быстро выяснилось: сырое, с горбылями, с гнильцой. Привезли арматуру и сетку – всё ржавое, старое: арматура, к тому же, кривая…
   И дальше строительство шло по этой схеме: что ни дело – то брак. Пожалуй, более качественным «материалом» во  все этой истории оказались присланные фирмой строители – жители Молдавии, приехавшие в Москву на заработки. В основном, это были люди, уже где-то что-то строившие.

   В конце концов, Людмила вынуждена была вникнуть в  проект, нарисованный архитектором Лан (это обаятельная  дама, так она названа в книге), и схватилась за голову. И было от чего.
  В Интернете она начала искать материалы, предлагаемые для строительства  домов: блоки и прочее. И выяснилось, что фирма значительно завысила стоимость практически всех материалов, а также работ. Оказалось, что только стоимость фундамента фирма завысила в три раза, а цена на металлические опоры под крышу крыльца – в пять раз…
   Рабочие помогли хозяйке будущего дома  разобраться с деталями проекта. Оказалось, что, если бы дом был построен по проекту Лан, то входная дверь упиралась бы в балку, крыльцо было бы слишком узким, дверь от тамбура открывалась бы только на 50 градусов…

   Дальше строительство шло ни шатко ни валко – из-за того, что прораб вовремя не подвозил требуемые материалы или инструменты. Рабочие маялись от безделья, а за простой им не платили. Солнечная и не дождливая погода не могла быть вечно.
   А от Людмилы фирма всё время требовала денег, и немалых. В конце концов, стоимость будущего дома  выросла до трёх миллионов. И это ещё не было пределом.
   Когда нас кто-то допекает, что мы делаем? Правильно: начинаем сопротивляться. Подсчитав доходы семьи, Людмила и Александр поняли, что могут остаться на бобах, если дальше будут иметь дело с фирмой, нанятой для строительства дома.

   Если кому-то кажется, что можно быстро и без ущерба для своего кошелька разорвать договор с какой-то фирмой, вы  страшно обольщаетесь.
   В названной книге подробно описано, как фирма «Солнечный гном» надула писательницу, сколько оставила себе денег из внесённых в её кассу Людмилой, как её уговаривали не расторгать договор. И даже угрожали. Не Лан, а другой «архитектор». Автор книги назвала его Иудушкой Соломониным.

   Если бы не адвокат, которому тоже, конечно, пришлось хорошо заплатить за труд, то, вполне возможно, что вернула бы фирма ещё меньше. Или бы вообще ничего не вернула; подрисовала бы к проекту  какие-нибудь загогулины или  ещё что-то придумала бы, якобы, требующее оплаты. Да, можно себе легко представить, что в подобном сочинительстве «архитекторы»  бы перещеголяли писательницу-историка.
   «Солнечный гном» - это прозвище строительной фирмы, придуманное Людмилой Гордеевой. Представляете, что было бы, если бы она в книге  употребила  настоящее название фирмы? Её бы затаскали по судам. А на адвокатов «Солнечный гном» денег бы не пожалел.
   Клиентка могла бы выиграть такой процесс лишь в том случае, если бы его вёл судья, у которого провалилась бы крыша нового дома, покосились бы оконные рамы,  погреб заливало  водой, а вся облицовка стен отвалилась бы после первого слабого мороза…
   Очень популярная в наше время писательница – автор ироничных детективов, рассказала, как строился дом для её семьи. Наняли фирму. Дом построили. Но как? Однажды супруг писательницы  случайно сильно хлопнул дверью. И тут же наружу вылетели все окна.

   Если мы когда-нибудь вымрем, то только от желания оторвать побольше от куска другого и от неуважения  друг к другу. Ничего иное России не грозит.

                ОНА РЕШИЛА СТРОИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

   Пришлось Людмиле отложить все свои начатые сочинения и, закатав рукава, строить дом самой. И превратилась она постепенно в архитектора, прораба, бухгалтера, снабженца, отдел кадров.
   Строительство – дело затратное. Нужно не только много денег, но и немало сил, оптимизма, умения ладить с людьми.
   Я, конечно, не могу здесь привести все этапы самостоятельного строительства дома, описанные в книге хозяйкой. Могу лишь заверить: в книге много полезных советов для тех, кто решится на такой же подвиг.

   Здесь подробности о видах блоков, кирпича, бетона, рубероида, керамзита и песка, арматуры; об  опалубках, «болгарках», перфораторах, резаках; о машинах, длина которых не вписывается в поворот к  строительному участку…О том, где купить качественные материалы и инструменты. Автор хвалит разные заводы и фирмы, доставляющие ей заказанные строительные товары без всякой предоплаты, только узнав адрес.
   О том, что делать, если вдруг не туда хлынул бетон и что сказать строителям, которые смухлевали и посадили кирпичи не на тот состав цемента.  А ещё об утеплении бытовки, в которой жили рабочие, о покупке им тёплых костюмов и сапог, об их отлучках и болезнях…

   Начиная какое-то большое дело, каждый из нас старается задобрить Её Величество Удачу. Кто-то идёт в церковь и ставит свечку; кто-то подбирает свой счастливый день, вычитанный в гороскопе…
   Из названной книги о начале работы:
   «17 сентября. С утра я волновалась, как девушка перед свадьбой. Ведь фундамент – основа всего дома. И первый этап работы, который я завершаю самостоятельно. К двенадцати помчалась в Сорокино. Предварительно забежала в магазин, купила еды, шампанского, водочки. Как не обмыть такое дело!».
    Это по-нашему!

   «7 октября. Для продолжения стройки нам потребовалась машина керамзита и машина песка. Я достала горсть надаренных визиток и список скопированных с рекламы телефонов, позвонила одному из поставщиков. Мне сказали, что КАМАЗ керамзита стоит 13 тысяч рублей. Решила перепроверить стоимость, перезвонила другому продавцу; тот, не колеблясь, назвал цифру – 16 тысяч. Вот так дурят нашего брата! Когда я сказала, что это дорого, и я возьму керамзит в другом месте, он спросил: «А сколько дашь?». И охотно согласился на те же 13 тысяч. Договорились на 9  утра».

                И ПОЯВИЛСЯ ТЕРЕМ

   Со строителями Людмиле очень повезло. Среди них оказался Вадим Плотник, молодой да ранний; мастер на все руки. Кроме дел по возведению дома и многого другого (электропроводка и так далее), он построил оригинальную беседку, смастерил «под старину» для кухни-столовой стол, стулья и кресла. А его отец Фёдор выложил, можно сказать смело, монументальный камин. Проект камина, конечно, разработала Л.Гордеева, волею судьбы переквалифицировавшаяся в архитектора.

   «7 ноября. Не устаю благодарить Господа, что надоумил меня разорвать отношения с этой жуткой строительной фирмой «Солнечный гном». Сегодня рабочие окончательно избавили меня от иллюзий относительно составленного этой фирмой проекта, наглядно растолковали, что представлял бы из себя мой мансардный этаж, где ничего бы не поместилось. Оказалось, что у меня мало места не только для лестниц в подвал, но и на второй этаж. Не говоря уж о проблемах с тамбуром…».

   «6 декабря. Зима и мороз, как всегда, свалились на нас неожиданно…Как и можно было догадаться, всегда, когда за дело берётся «незнайка», кругом случаются проколы. Вот и с крышей мы рассчитали неточно: не хватило четыре метра уголков на отделку моего «скворечника». Его просто не посчитали. Точнее сказать, менеджер по черепице, не забывший взять с меня пять тысяч рублей «на лапу», забыл посчитать уголки на оформление  этого окна. А ведь я ему точно про него говорила, он ещё обозвал его «скворечником». Вот и доверяй! Всё надо проверять! Теперь придётся заказывать эти уголки дополнительно. Очевидно, не хватит ещё одного листа на крышу крыльца. И, пожалуй, надо заказать пару запасных. Мало ли чего!».

   …Рабочие закончили монтаж крыши, утеплили её, убрали мусор, перенесли все оставшиеся материалы и инструменты в дом, закрыли окна и дверь…Так строительный объект был законсервирован на зиму. Хозяйка заплатила «своим орлам» за проделанную работу, как договорились. Не поскупилась и на премию. Но уехали не все. Оставшимся  было чем заняться внутри дома. Например, Вадим предложил отделать мансарду вагонкой и у него, в конце концов, это  великолепно получилось.
   Но, судя по записям в книге-дневнике, хозяйка была очень строгой, и строители сразу поняли, что она во всё вникает и обманывать её – им выйдет дороже.

    «Коробку» терема, как и хотелось Людмиле, удалось поставить в первые же месяцы  стройки – до зимы.
   Интересный она подвела итог:
   «Итак, возведение увеличенной в размерах «коробки» с дополнительным этажом, с крышей и крыльцом, уже очевидно, обходится мне в два раза дешевле, чем содрала бы с меня «фирма». Не считая, конечно, тех денег, что она у меня своровала. На всё строительство я пока потратила миллион и триста тысяч рублей. Включая довольно дорогие инструменты. Если же говорить о качестве проектирования и строительства, то, полагаю, у меня оно значительно выше, чем у «фирмы». В её проекте не предусматривалась установка никаких опорных балок и подпорок – ни в подвалах, ни на этажах…».
 
   Читая книгу «Как я  строила свой дом в деревне Сорокино», я поняла, что писательница-историк Людмила Гордеева отнеслась к строительству загородного дома для своей семьи с такой же  скрупулёзностью, с какой  собирала в разных архивах и в  древних летописях материалы для своих книг. В её сочинениях, как и в возведённом доме, талант и любовь к делу, которое она задумывает.
   Пришла весна, и стройка снова ожила. Было немало  разных трудностей и анекдотических ситуаций на всех этапах строительства. Обо всём этом подробно, можно сказать, не написано, а – расписано  в книге. И много дано важных  советов, которые позволят другим не набить столько шишек на лбу, сколько набила Людмила.
   Но когда это русские женщины отступали! Хоть замечательный наш поэт Николай Некрасов написал: «Коня на ходу остановит; в горящую избу войдёт», - не о городских писательницах, а о крестьянках, суть у них одна: талантливые, трудолюбивые и никогда ничего не боятся.

   Дом Людмилы  отличается от других. Не величиной, а некими символами, которые сразу увидят те, кто знаком с творчеством прозаика Гордеевой. Он узок и высок, и тем самым  похож на  многие  строения, которые  возводились русскими и итальянскими зодчими по заказу и под неусыпным контролем государя Иоанна III.
  Прекрасная тенденция архитекторов: так возвышать остов здания, чтобы тянулось оно к небу. Отрада для глаз!

   А много ли вы найдёте загородных домов с крышей, на которой уложена черепица цвета морской волны? Если и найдёте, то только в деревне Сорокино. И это будет дом писательницы, а по совместительству – доморощенного архитектора Людмилы Гордеевой.
   В выборе цвета крыши, а также в разноцветных импровизированных валунах, окантовывающих цоколь дома, видна её симпатия к многоцветности храмов, дворцов и домов, которые строились в старину. Об этом она постоянно находит примеры в русских летописях. На одной из страниц её книги-дневника есть такая запись:
   «Наконец-то, сегодня я могу почитать! Для меня нет более интересного занятия, чем читать русские летописи. Это же наша Русская Библия! Постоянно находится что-то новое».

   Дом  построен. А теперь Людмила  Гордеева будет «строить» новые книги. У неё много оригинальных задумок. Как говорят: Бог в помощь!