Творчество Фалька в дореволюционные годы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Фалька «Портрет Мидхада Рефатова» (1915)


О своих картинах этого периода Роберт Фальк писал впоследствии так:

"В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской".

И сам он, и другие "валеты" стремились к «выразительной объемности формы». Фальк писал угловатыми пятнами насыщенного цвета. Его пейзажи были лаконичны и лишены каких-либо красивостей, натюрморты были скупы и составлены из простейших вещей, предметы – будь то дома или кроны деревьев, бутылки или глиняные крынки - были физически, осязаемы  и полновесны.

«Валеты», включая и Фалька, использовали приемы "вывесочного" примитива, которые утяжеляли, уплотняли объем. Фальк в те годы старается следовать живописи П. Сезанна, пытаясь цветом добиться эффекта тяжести формы. Острый на язык критик А.М. Эфрос даже называл тогда Фалька человеком "сезанновской национальности".

Чтобы добиться ещё большей выразительности, Фальк не побоялся деформировать форму. Как он сам писал: он хотел "сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность". Это хорошо видно на его мужских портретах: остром, даже нервном портрете Мидхада Рефатова (1915) и "Негре" (1917).

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/09/14/232