Перечитывая Тютчева

Вы Сэр
"Умом – Россию не понять, аршином общим не измерить у ней, особенная стать — в Россию можно только верить" (Ф. Тютчев, воспроизведена пунктуация автографа)

Во второй половине ХIХ века в мире господствовали три системы измерений: русская, английская (американская) и метрическая. К 1927 году русская система мер и весов, казалось бы,  полностью проиграла конкуренцию, тогда как метрическая и английская системы мер продолжают противостоять друг дружке и в ХХI веке.

Но в середине ХIХ столетия русская система мер находилась на пике своего влияния, со всей очевидностью демонстрируя миру преимущества особого пути. Сейчас, в наше время русского ренессанса, возврата на рельсы исторической русской цивилизации и восстановления попранного историей русского мира, русская система мер и весов оказывается одной из важнейших опор национальной особости, тем некогда отвергнутым строителями «нового мира» краеугольным камнем, на котором и может быть вновь отстроен храм русской государственности. 

Именно русская система показывает и верность традиции предков, и живое приложение к новым явлениям. В 1866 году на заседании императорского «Депо образцовых мер и весов» обсуждалась необходимость внесения дополнений в систему русских мер и весов в связи с отменой крепостного права и бурным развитием социальных наук. Как свидетельствуют записи участника заседания, тайного советника Ф.Тютчева, рассматривались различные единицы измерения социальных (общественных) процессов и явлений. Судя по стенограмме, среди прочего, на заседании обсуждалась возможность измерять социальные явления в том числе немецким методом понимающей социологии (умом) и французской позитивистской метрикой (общим аршином, как тогда еще называли метр). Однако Ф.Тютчев отстаивал, и небезуспешно, свою, русскую меру социальности.

К тому времени господствующей в науке точкой зрения на социальную жизнь являлся так называемый органицизм. Человеческое общество рассматривалось как самостоятельный живой организм, как особенный социальный организм подобный организму биологическому. А поскольку русской единицей измерения телосложения (конституции) человека являлась стать, то для измерения телосложения (конституции) социального организма Ф. Тютчевым была предложена новая единица, названная им особенной статью. Постулировалось, что одна особенная стать соответствует такому социальному организму, в который достаточно верить.

Дело в том, что все социальные организмы существуют по различным основаниям: для существования одних требуется общая цель, другие существуют, когда есть общий враг, третьим нужен документ (бумажная конституция)... Однако для существования любого социального организма необходимым, хотя и недостаточным условием является также вера людей в его существование. Социальный организм способен существовать, пока составляющие его люди верят в него.

Есть общества, для которых эта вера не только необходимое, но и достаточное условие существования. Тайный советник предложил такие случаи принять за единицу измерения и считать, что социальность, например, страны, равна одной особенной стати, если для существования этой страны в нее достаточно только верить. В качестве примера социальности организма в одну особенную стать Ф. Тютчев привел нашу страну, матушку Россию: только верь в ее существование, и Россия уже может существовать. Ф. Тютчев доказывал своим оппонентам, что в Россию для ее существования не только нужно верить, но и можно ограничиться только этой верой. В Россию можно только верить – писал тайный советник Ф. Тютчев, указывая на её ровно одну особенную стать.

Вот так с помощью русских мер и весов в ХIХ веке пришли к пониманию, что России, чтобы сохранить себя, не обязательны ни моря, ни земли, потому что наша страна будет продолжать существовать, пока в подлунном мире жив будет хоть один верящий в нее!

Возвращая в Россию русскую систему мер и весов на ее законное место выразительницы идеи особого русского пути, важно не только отказаться от оскорбляющих русского человека еврометров и еврокилограммов, не только со всем прилежанием и тщанием выпестовать любовь к вёрстам, аршинам и золотникам, но не менее важно под знаменем Ф. Тютчева возродить традиции деятельного участия в развитии русской системы измерений.
Сейчас как никогда важно вспомнить открытие нашего великого предка и осознать, что Россия - страна эталонной социальности в одну особенную стать. Величие страны - в нашей совместной вере в него. Веруем, братья и сестры!