Верочка. Таврический сад

Серафима Лежнева Голицына
  Фото из интернета: Последний день зимы в Таврическом саду. Та заветная скамейка - самая дальняя.



   Верочка была очень маленькой, когда бабушка повела её гулять в Таврический сад. Дети бегали и играли, кто-то катался на коньках по льду неширокой реки, кто-то съезжал с берега на лёд на санях.

   Наверное, Верочке было совсем не много лет, потому что она не бегала с детьми и ни на чём не каталась. Она стояла около скамейки, на которой сидела бабушка, и смотрела на детей, которым разрешалось гулять, как большим.

   Немного скучно стоять рядом с бабушкой, но смотреть вокруг интересно. Появился мальчик в такой же, как у Верочки, шубке, в мутоновой шапке с завязанными под подбородком лентами. Бабушка мальчика села на скамейку рядом с бабушкой Веры, они стали о чём-то говорить.

   Детей не познакомили, предоставив им право решать самим, нужно ли им дружить. Мальчик смотрел на Веру большими тёмными глазами, и Верочке казалось, что мальчику грустно, наверное, потому, что он молчал.

  Потом они уже знали друг о друге всё, что могли рассказать. Оказалось, что мальчика зовут Сашей, живёт он в большом доме с папой, мамой и бабушкой, любит кататься по коридору на трёхколёсный велосипеде.

  Никогда ещё Верочке не было так весело. Они с Сашей бегали по дорожкам сада, кидались друг в друга снегом, даже залезли на деревянную горку, но съезжать оттуда не стали. Там катались большие ребята.

   Верочка радовалась тому, что у неё появился друг. Раньше ей не приходилось играть с мальчиками, если не считать брата, но брат был уже большой, и учил уроки, когда Верочка играла с куклами.

   Этот счастливый день должен был длиться долго, но Саше захотелось пить, и он сказал об этом своей бабушке.

   - Да, да, нам пора уходить, - засобиралась Сашина бабушка.

   - Ты придёшь сюда ещё? - спросил Саша.

   - Приду.

   У Верочки во дворе всегда гуляли дети. Когда их звали домой, они убегали, не прощаясь. Верочке стало грустно оттого, что Саша сейчас уйдёт, и неизвестно, встретятся они ещё или нет. Бабушка взяла Сашу за руку, и повела к выходу из сада. Верочка стояла около скамейки, и смотрела вслед уходящему мальчику, который стал её другом.

   Около решётки ограды Саша сказал что-то бабушке и побежал назад.

   Они стояли, глядя друг на друга, и говорили, и спрашивали, и не знали, что отвечать.

   - Ты придёшь?

   - Да.

   - Когда ты придёшь?

   - Завтра.

   - Во сколько? - спросила Верочка, она росла среди старших, с ней всегда говорили, как с большой.

   - Не знаю, - сказал Саша, - наверное, днём или утром. А ты когда придёшь?
   
   - Мы с бабушкой гуляем утром, если не идём в магазин или прачечную.

   - Приходи обязательно, - сказал Саша, он улыбался Верочке, и Верочка знала, что он, как и другие дети её возраста, многого не знает. - Будем снова играть вместе.

   - А если завтра меня не приведут?

   - Приходи в другой день.

   - В среду?

   - Когда захочешь, - сказал Саша, наверное, он не знал дней недели.

   - Как ты узнаешь, в какой день я приду?

   Бабушка торопила внука, повторяя, что им пора обедать, но Саша продолжал стоять около Верочки. Что толку стоять, когда не умеешь ни о чём договориться?

   - У нас дома есть телефон, - сказала Верочка, - ты умеешь по нему говорить?

   - Умею, - ответил Саша.

   - А номер набрать можешь?

   - Могу. Я знаю цифры до десяти.

   Верочка не знала номера своего телефона. Иногда она его знала, а сейчас, как нарочно, забыла, наверное, от волнения.

   - Давай лучше я тебе позвоню, - сказала Верочка, - какой у вас номер телефона?

   - Не знаю, - сказал Саша. - Приходи к нам домой. Или я к тебе приду.

   - А где ты живёшь?

   - Я живу на большой улице, по ней ездят машины.

   - На Невском проспекте?

   - Не знаю, как называется улица, по ней ещё трамваи ходят.

   Их уже тянули в разные стороны, и Верочка стала объяснять своей бабушке, что они с Сашей не знают, как договориться о встрече.

   Бабушка Веры сказала спокойным тоном старшего, который всегда знает, как правильно поступить:

   - Саша придёт гулять в этот сад, и вы встретитесь.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Один из моих читателей написал в рецензии: "Я думал, что они не встретятся".

   Такой вопрос удивил меня. Я предполагала: из того, что написано в рассказе о Верочке и её друге, понятно, что эта их встреча была единственной.

   Пришлось объяснять читателю, что рассказы о Верочке не придуманы, это всё чистая правда, изложенная мною с максимальной точностью. Ведь рассказы о Верочке -  это воспоминания о моём собственном детстве.

   И, хотя в моём детстве было ещё много разных встреч и с мальчиками, и с девочками, мальчика Сашу, с которым я провела всего один, но неповторимо-счастливый день, помню до сих пор.   

   Помню, как выглядел этот мальчик с тёмными грустными поначалу глазами, как он и его бабушка были одеты, чем мы, дети, занимались в саду в тот день, когда на какое-то время оказались предоставленными сами себе.

   Мы больше никогда не встретились с мальчиком Сашей. Таврический сад был довольно далеко от моего дома на улице Рубинштейна, поэтому там я бывала с бабушкой очень редко. Наверное, и Сашу привели в тот день в сад случайно.

   В те немногие разы, когда бабушка приводила меня потом гулять в Таврический сад, я всегда прежде всего искала глазами Сашу, даже спустя несколько лет я ещё надеялась встретить в саду своего нечаянного друга. Я всегда просила бабушку, чтобы она садилась на ту скамейку, на которой она сидела с бабушкой Саши. Мне казалось, что если Саша придёт, ему будет легче найти меня в том месте, где мы с ним познакомились.

   Но встретиться с Сашей нам не пришлось. Почему-то день, который мы провели с ним вместе, помнится мне, как один из самых счастливых в моей жизни. И мальчик, что был со мной в этот счастливый день, до сих пор кажется мне лучшим из всех, кого я знала в своём детстве.

   Пришлось объяснить моему читателю и то, что взрослые в тот день не придали большого значения возникшей так спонтанно дружбе их детей, и не захотели помочь этим детям встретиться снова. А всего-то и надо было обменяться бабушкам номерами телефонов, чтобы их внуки могли продолжить свою дружбу.

   Безответственными были слова Верочкиной бабушки о том, что "Саша придёт в этот сад, и вы встретитесь". Уж она-то точно знала, что в скором времени не приведёт свою внучку в Таврический сад. Не могла она не понимать и того, что встретиться детям скорее всего не придётся при том условии, что оба они ходят в этот сад редко.

   Как я потом поняла, Саша скорее всего жил на Литейном проспекте, что тоже не близко от Таврического сада. Почему я подумала про Литейный? Да очень просто. Это была почти единственная улица в Центральном районе, по которой ходили трамваи, о которых упомянул Саша, когда пытался объяснить Верочке, где он живёт.
18.09.2014.10:07.