Осенний свет. Генеральская дочь. Сборник новелл

Ева Олина
Генеральская дочь.
1
Общежитие  крупного машиностроительного завода было новым и современным. Совсем не похожим на общежития 60-70 годов. Здание представляло собой пятиэтажную коробку в центре микрорайона,  окруженного скверами и парками  большого города. До завода было рукой подать, -просто надо было обойти здание почты и перейти трамвайную линию. Вот и центральная проходная завода. Если перейти через соседнюю улицу, взору предстанет дамба. За ней – просторы красавицы Волги-реки.
В  этом молодежном общежитии жили секционно. Четыре секции на этаже. Два этажа- для девушек, два- для юношей. Причем, на третьем и четвертом этажах жили молодые специалисты, как их тогда называли-ИТР. Это были выпускники политехнических вузов из Воронежа, Тулы, Смоленска, Самары.
Наша героиня Юленька Мутталапова  жила на четвертом этаже, в секции молодых специалистов. Приехала она из Самары. Она была дочерью генерала. Семья ее постоянно жила за границей- в Германии,  Венгрии, Польше, где нес службу отец .Отец Юленьки был коренаст, он был небольшого роста в выраженными национальными чертами лица,и совсем не симпатичным. И был он очень властным. И в семье тоже. Мама являла собой полную противоположность папы. Яркая красавица- полячка.Полина Львовна, светловолосая, голубоглазая, стройная, как тростинка изящная женщина. Она полностью подчинялась мужу, не перечила даже словом. В семье царил и властвовал патриархат.
Юленька  унаследовала  от папы все, что не надо иметь девушке. Она была низкорослой толстушкой, с вьющимися черными негустыми волосиками. Глаза выглядывали из- под ресниц, напоминая детскую сказку и царевне- лягушке. Для крупного тела, ножки Юленьки были маленькими, как у японочки. Поэтому, куда  бы не пошла девушка, она часто останавливалась. Чтоб передохнуть, оттого что болели ноги.
Юленька работала инженером на заводе. Состояла в совете общежития. Девушка была активная, улыбчивая, доброго нрава. Глаза ее светились весело, на лице всегда сияла добрая улыбка. Делая ее личико приятным и привлекательным. Милые ямочки на щечках придавали шарма.
Папа генерал с мамой, почти генеральшей, иногда навещали любимую дочь, одаривали ее подарками и нарядами.
Общежитие было молодежным, новым. Средний возраст жильцов был от двадцати до двадцати пяти лет. Всю работу организовывал совет общежития и комитет комсомола завода. Работала художественная самодеятельность, руководимая преподавателем консерватории. С концертами выезжали в другие города. Костюмы для самодеятельности шили в лучших ателье города. Была обширная библиотека. Работал лекторий. На широкую ногу была поставлена туристическая работа, молодежь часто совершала вылазки на природу. Летом  на заводскую базу отдыха, что на волжских островах. Зимой выезжали в лыжные базы на электричках.
Николай работал водителем грузовика на заводе. Он проживал на втором мужском этаже общежития. Простой деревенский парень, с есенинским чубом, светлолицый. Лицо было испорчено следами от детской болезни  ветрянки. Серые глаза смотрели на мир весело, задорно. Он был добрым бесхитростным малым.
Трудно сказать, когда и где сдружились Юленька  с Николаем. То ли в походах, то ли работа в совете  общежития их сплотила. А может, на вечерах танцев, которые часто проводились по выходным в холле четвертого этажа общежития.
Но эта пара открыто дружила. Они ходили в кино, на танцы. Всюду были вместе. Вот Юленька на радостях поделилась со мной, что она беременна, и что Николай пока не знает об этом.
Генеральской дочке казалось, что для Николая она- манна небесная, данная ему судьбой.
Она и не могла представить себе, что он от нее сможет отказаться. И как могла, оттягивала сообщение отцу ребенка, ища случая «осчастливить» любимого. А любила она его неистово, души не чаяла в Николае. Покупала ему подарки, дорогие сигареты, а не папиросы. Совсем отказалась от своего круга друзей- молодых специалистов. Привилегированного круга, которым молодые специалисты  держались обособленно от рабочих. Все чаще  Юля выходила по утрам со второго этажа, из  комнаты  Николая. Она всерьез готовилась к свадьбе, шила наряды.
Но вот в один из праздников Юля решилась и  сообщила новость своему избраннику. А он ответил отказом. Она не поверила! Николай стал избегать ее общения . Он предложил деньги на аборт. Юля просто преследовала парня. Юленька вызвала маму на помощь. Но Николай ответил отказом и маме, не смотря на посулы золотых гор и счастья со стороны Юлиной маман. Мама и Юля боялись отца больше грома. Но срок беременности уже не давал времени на раздумье. Мама была готова уговорить дочь на аборт, убеждала дочь опомниться и не доводить дела  «до греха» .Юленька категорически хотела ребенка от любимого парня. Она все еще надеялась, что тот одумается.
Но опытная мама все же решилась сообщить мужу неприятную новость , так как сама уже не могла воздействовать на дочь. А время шло, и генеральской семье не надо было такого позора, чтобы опорочить себя незаконно рожденным ребенком у единственной дочери.
Приехал генерал. Николеньку под белые ручки потащили  «на ковер»  к батюшке генералу.
Но парень оказался твердым орешком. И наотрез отказался и от Юленьки и от генеральской семьи, и от ребеночка.
Тогда генерал всю свою волю направил на дочь. Увезли дочуру, под крики и слезы в гинекологию, где за приличную сумму врачи прочистили Наденьку от простолюдного семени.
Девушку увезли домой, в Самару, где на пробыла с месяц на больничном. Лечили шок. Моральный и душевный срыв.
Когда Юля вернулась в общежитие, то ее было не узнать. Куда же девалась девичья веселость! Куда убежали искорки глаз? Как же осунулись ямочки, превратившись в лучики, складочки на коже.
Вместо юной девушки на нас смотрела зрелая, уверенная в себе женщина. Она сделала попытку примириться с Николаем, но он категорически и спокойно отказался от общения. Как же она его любила еще!Юля частенько ждала его возвращения  с работы холле. Встречала Колю у проходной завода.
Убедившись, что все потеряно безвозвратно, Юленька  пустилась в разгул. Она стала часто пропадать, ходить  вечерами по ресторанам. Частенько ее привозили на машине подвыпившую и она, еле передвигая ногами, буквально вползала в общежитие. Дошло до того, что  в усмерть пьяная, она уже не могла сама подняться на свой этаж. И девочки, почти волоком, ее поднимали в комнату.
Но молодой организм без сбоев на утро шел на работу. А к вечеру все повторялось все чаще. И не только по выходным. Теперь она приходила не с богатыми ресторанными мужчинами, а с уличными бездельниками. Которых сама поила и кормила. Часто девушка возвращалась в мятом испачканном платье.
Часть молодых специалистов , отработав три года стали разъезжаться по своим городам. Девочки из Юлиной комнаты уехали. Юлина мама, приезжавшая все чаще, видя , что дочура скатилась совсем в пропасть, решением отца повелела уволиться и ехать домой. Да и Юле без подруг было плохо. Что ни говорили бы, но у них, у институтских девушек, проживших дружной жизнью три года самостоятельно, вдали от родителей, была своя жизнь. Свои интересы и  свои секреты. А тут она оставалась одна.
И Юленька тоже  уехала. Она писала мне письма. Дома ей было неуютно, привыкшей  в Казани к вольной жизни общежития, жить ей  под  родительским строгим надзором было тошно.
Однажды летом, Юля с Валей Ининой из Воронежа, поехали на юга по путевке, позагорать. А может и судьбу попытать.
Там Юля познакомилась с пареньком, сиротой, из Сочи. Он был беден как сокол. Работал в теплице. Выращивал огурцы. Познакомились, сдружились. Вернувшись домой ,Юля сообщила родителям о желании выйти замуж. Не такого желали зятя родители. Но жизнь заставила их смириться с выкрутасами дочери.
Виктор приехал в Самару.  Стройный, смуглый  от загара, с черными, как смоль, глазами, и черными же вьющимися волосами, парень выглядел просто обескураживающе. Видный да ладный на первый взгляд. Отец устроил его к себе водителем. 
Сыграли не очень шумную свадьбу, на которую были приглашены очень близкие семье люди. Жили поживали молодые в родительской четырехкомнатной генеральской  просторной квартире. Юля работала в КБ  научного института. Родила одного за другим   трех мальчиков. Была  счастлива как женщина. Она любила красавца мужа и  души не чаяла в своих малышах. Все это она писала в жизнерадостных письмах. Казалось , что счастье, наконец-то, улыбнулось женщине и одарило семьей и покоем.
Но вот, по неизвестной причине, письма перестали мне приходить. Я забеспокоилась. Будучи на заводе, зашла к инженерам и решила поговорить с Еленой Васильевной о Юле. Я знала, что они переписывались тоже. Она мне рассказала страшную историю о том, что Юля зимним утром, шла на работу и, поскользнувшись, попала под трамвай, ее госпитализировали. С работы ее уволили, не зная причин прогулов и не разбираясь. Родители ее нашли через несколько дней в больнице, в реанимации.

2
Стоял февраль. С его морозами и ветрами.
Утро казалось обычным.Юля встала пораньше. Приготовила кофе.Позавтракав быстро бутербродиком с сыром- маслом, запила чашечкой любимого турецкого кофе покрепче.Разбудила Сашу и старшего Егорку. Петруша пусть поспит. Мама встанет и займется с ним.Он, младшенький, не ходил в детский сад и был на попечении мамы.
Собрав мальчиков, Юля поправила шапки и варежки у ребят и вышла в темное февральское утро.
-Ух, какой ветер с морозцем,- сказала Юля, и добавила- Мальчики! Давайте побыстрее!
Вот и детский сад.Обогнув здание они вошли в теплое помещение.

До работы далековато.Юля поежилась на ветру, заспешила. Сняла запотевшие очки, шагнула на трамвайную линию...
Больше она ничего не помнила. Очень долго ничего не помнила...

 Поздний вечер.Дома родители беспокоились.
-Где ж Юля с ребятишками?-спрашивала мама у отца, стоявшего у окна и пытавшегося рассмотреть у подъезда дочь.
Зазвонил телефон.
Шамиль Рафаэлович снял трубку.
-Заберите, пожалуйста, детей из садика.
-А что, разве дочь их не забрала?
-Нет, не забрала,-отвечала обеспокоенная воспитательница.
Отец посмотрел на часы.
-А где же Юля?- спросил он тишину, воцарившуюся в доме, как предчувствие беды.
-Виктор, едь в детский сад за ребятами,-сказал он зятю.

Это было началом беды. Той беды, которая неожиданно врывается или вползает в тихий семейный уют.Беды, которая может все крушить и рушить на своем пути.А она, как известно, одна не приходит.


Юлю нашли на третий день в больнице, в реанимации, родители.Ни сумки, ни документов с ней не оказалось."Скорая помощь" привезла в хирургическое отделение центаральной больницы почти бездыханное тело.Врачи боролись за молодую жизнь.А родители еле узнали в прикрытой простынями женщине свою дочь

Всю заботу по выхаживанию Юленьки  взяли на себя родители. Отец уже по возрасту вышел в отставку.Он помогал своими связями и заботился о внуках. Мама почти год неотлучно находилась с Юлей в больнице.
Что же делал муж? А Виктор, после посещения больницы, увидев бессознательное тело жены,  и выслушав вердикт врачей, быстро собрав вещички, просто скрылся, оставив родителей в недоумении и наедине с горем, охватившем семью.
Отец Юли обменял большую генеральскую квартиру  на менее удобную, но четырехкомнатную же. Новую квартиру  подобрали поближе к больнице, в которой дочь, как могла , боролась за свою жизнь. И жизнь по каплям, по клеточкам оживляла молодое тело.
Юлечка не позволяла себе раскисать, она боролась за жизнь. Совершая первые шаги по палате с помощью мамы. Она говорила себе, что надо жить ради своих мальчиков, для их счастья. И карабкалась по лестнице жизни ступенька за ступенькой, превозмогая боль. Силы ей придавала огромная любовь. Любовь материнская, которая соизмерима, разве что с океаном. Любовь безбрежная и безграничная. Такой любовью она одаривала своих сыновей. Родителям тоже доставалось тепло дочерней любви. Юля умела быть благодарной и любящей дочерью. Она ведь была умницей. А мудрость постигала с годами. С бедами и проблемами, которые закаляют  сильных людей. А Юленька была сильной женщиной, вся характером в папу.
Лучшие пластические хирурги собрали « из ничего», сделали новое  лицо. Носик выпрямился, от курносости и не осталось следа. Личико вытянулось. По фото врачи сохранили, или восстановили, ее обаятельные  ямочки. Глаза остались прежними с озорной улыбочкой, но в уголках поселились грустиночка и боль. Эту боль она старалась никому не показывать, особенно детям и маме.

3
Прошло три года. Юля мне писала, что жизнь, хоть и новая, требующая постоянной заботы, возрождается в теле и душе. Теперь она жила для себя, для своих мальчиков. Природа одарила мальчишек красотой папы и бабушки, и умом деда и мамы.
У Юли была своя отдельная  просторная и светлая комната, со всеми удобствами Ей постоянно требовались лечебные процедуры. Мама ее, будучи медиком, помогала. Родители занимали  свою комнату- спальню. У мальчиков  была отдельная комната, оснащенная всем необходимым для учебы и развития. В этой комнате центральное место занимало просторное кресло деда. Он часто бывал у мальчиков и любил с ними заниматься и учебой, и шахматами, и различными настольными играми. Дед Шамиль все чаще приносил художественные книги для внуков.
Летом любили всей семьей выезжать на Волгу, на пикники. Зимние праздники проводили на Загородной даче.
Бытовые проблемы в этой семье, как и раньше, не отягощали. Продукты и все что надо, генерал заказывал, и армейская машина привозила необходимое.

В семье Юленьки царила семейная  идилия.  Любили собираться тихими вечерами в большой зале. Особенно все радовались, когда Юля, накинув оренбургскую паутинку , входила в залу улыбаясь черными глазами и ямочками на щеках. Она часто говаривала:
-А давайте накроем стол для чая. Я заказала «Пражский торт», его сейчас привезут. Мама, я тебе помогу. Мальчики, ставьте серебряные приборы к чаю.

Или, подернув затекшие плечики, садилась у камина и с улыбкой вопрошала:
-Что у нас новенького? Какие у нас дела?

Все чаще Юля стала садиться за фортепиано. Пробежавшись пальчиком по клавишам,Юленька начинала играть музыку Бетховена. Сначала, для разминки, играла любимый сонет мамы " К Элизе". Затем звучали "Лунная соната","Апассионата".Заканчивала игру Юленька  Первым концертом П.И. Чайковского или Пятым концертом Рахманинова.
Такие вечера были овеяны особым семейным теплом. Во всех уголках, в сумраке комнат квартиры, отголоском звучала великая оживляющая  музыка. Потрескивали лишь свечи в подсвечнике на рояле, которые неслышно зажигала мама.

Счастье разными путями приходит в семью, к человеку. А женское счастье очень избирательно, оно приходит к той, которая может его ждать, творить, лепить душой и сердцем.  И находить.

Судьбы наши разбежались. По семейным причинам  я вернулась в родительский дом, к больному старому отцу. Юлю перевезли на новую квартиру. Адреса потеряны. Так бывает.
Но.
 Но, вспоминая молодые годы, вспоминаю милую Юленьку. И всей душой желаю ей, посылаю в эфир флюиды счастья. Душой и сердцем желаю большого счастья этой маленькой, и такой сильной духом, женщине.
А закончить новеллу я хочу, немного перефразировав слова Эдуарда Асадова:
-Ведь счастье бывает просто
Нечеловеческого роста-
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.