моя маленькая птичка

Маргарита Школьниксон-Смишко
Похоже, что в начале 1917 года у Розы было много свободного времени, поэтому письма друзьям становятся более подробными. Кажется, первое, и самоё из них коротенькое, было обращено к Соня Либкнехт.

« Сонечка, моя дорогая маленькая птичка!
Тысяча раз Вам спасибо за чудесную ёлку, за замечательную картину, за красивое зеркало!!, за ваши хлопоты и за письмо. Я его с беспокойством ждала. У меня ни дня не было покоя о Вас, тосковала по Вам и хочу хотя бы парой строк почаще быть с Вами в контакте. Вам нужно мне часто писать, Вы можите, не стесняясь, писать мне о всё личном, я здесь получаю письма без просмотра. Вы полностью ошибаетесь, полагая, что я не могу понять или пренебрежительно отнестись к некоторым сторонам Вашей личности. Вы меня ещё не совсем знаете: ничто человеческое и также женское мне не чуждо и всё интересно. Я даже думаю, что понимаю Вас лучше, чем Вы предполагаете, и вижу всю трагичность конфликта, в который Вы с Карлом и через него (из-за его ситуации) попали. Бедная девочка, как бы мне хотелось вырвать Вас из этой ужасной ситуации; я бы не остановилась и перед грубыми методами. Но проблема, как и её решение, в Вас самих, в вашем внутреннем мире. Я не думала, что Карл над Вами ещё до такой степени внутренне влавствует, потому что тогда, действительно, я не знаю, что посоветовать. Что касается мальчиков, я подчиняюсь вашему решению, хотя мне бы хотелось по- крайней мере создать Вам внешний покой.Что касается Вашей мамы, я не считаю положение таким безвыходным, как Вы. Вам просто нужно обратиться к Кесселю и попросить разрешения на путешествие в Швецию, чтобы встретиться там с мамой. Если Вы, как основание, добавите Вашу потерю в этой войне, я уверена, что разрешение Вы получите...Карлу сейчас Вы мало можите помочь, и всё-равно только раз в три месяца видеть (не так ли?), и, наконец, он тоже может собой пожертвовать и отпустить Вас на пару месяцев. Я уверена, он на это без задержки пойдёт. А Вы вернётесь успокоенной и посвежевшей. Пожалуйста, поступите так, не откладывая. Напишите мне об этом!..
Сонечка, моя маленькая девочка, следите за собой, как можите. Вам нужно по-чаще выходить на свежий воздух, в Ботанический сад (напишите мне, что там сейчас цветёт), чтобы отвлечься, читать хорошие романы и по-чаще быть на людях..А что с санаторием? Куда и когда? Не теряйте времени. Либо Вы вскорсти поедете в Швецию, либо сразу же в санаторий. Напишите поскорее!
 Обнимаю Вас нежно и остаюсь Вам всегда преданной
                Роза»