Следующий - Роберт Фальк

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Н.С. Хрущёв ( в центре), слева Серов (президент Академии художеств СССР, первый секретарь СХ РСФСР) и свита Хрущёва перед картиной Фалька «Обнажённая».
«Ржачка». Похотливые лица. Тьфу!


Директор картинной галереи Михаил Янович Макаренко всё ещё не был готов к показу картин из коллекции Жигалко. В то же время он активно готовил персональную выставку Роберта Фалька. Мы знали, что вдова Роберта Фалька Ангелина Щёкин-Кротова дала согласие прислать работы Фалька в Новосибирск. И не только то, что хранилось у неё и её сестры, но и работы из Третьяковской галереи и Русского музея. Лев Маркович Розенфельд согласился выставить картины Фалька из своей коллекции.

И что меня совершенно потрясло, Илья Эренбург, который был другом и почитателем Фалька, согласился написать несколько слов для его каталога.

К сожалению, я не могу назвать точной даты открытия выставки. Вероятно, была какая-нибудь статья в газете «ЗНВС», но несколько номеров этой газеты за вторую половину марта утеряны и не попали в электронный архив СОРАН. Возможно, они в своё время попали в Библиотеку им. Ленина (когда-то Румянцевский музей, а сейчас Государственная Российская библиотека), но у меня нет времени искать их там. Обойдусь. Всё же примерное время я знаю, а если кто-либо захочет уточнить, тому и карты в руки.

Выставка состоялась в мае 1967 года, сразу после выставки картин из коллекции А.С. Жигалко, открытой 30 апреля того же года (выставкой картин А.Жигалко официально открылась Картинная галерея). До неё была выставка Николая Грицюка (декабрь 1966 г.)

Как и выставка Николая Грицюка, «выставка Фалька, - по образному выражению Раисы Львовны Берг (из её книги «Суховей), - прошла без шума».

Мы не согласовывали эту выставку ни с райкомом КПСС, ни с Областным управлением культуры. И не потому, что сознательно нарушили установленный порядок. Просто не знали, что это нужно обязательно делать. Думаю, что если бы мы обратились с официальными просьбами в эти органы разрешить нам провести выставку Фалька, нам бы не разрешили.

Дело в том, что в 1962 году на знаменитой выставке в Манеже (ХХХ лет МОСХа) Фальку и его картинам досталось много колких замечаний от Хрущева.

Началось с картины «Обнажённая», написанной ещё в 1921 г. Как свидетельствует художник П.Ф. Никонов, там была «ржачка, а ржали они [Суслов и другие сопровождающие Хрущёва лица, а также деятели из Союза художников СССР Серов, . МК] над этой несчастной «Обнажённой» Фалька» (http://oralhistory.ru/projects/art/nikonov_2). А Хрущев, не зная, что к тому времени Фалька уже пять лет, как не было в живых, потребовал, чтобы он немедленно покинул Советский Союз.

Но, разумеется, где-то кто-то отметил, что мы организовали выставку «формалиста» Фалька. Хотя Хрущёва уже не было, Суслов и при Брежневе был главным идеологом страны, и именно от него исходили все гласные и негласные установки, что можно, а что нельзя. Фалька - было нельзя.

Продолжение следует:  http://proza.ru/2014/09/11/102