Сталин с ледорубом

Семён Бокман 2
Более 20 лет пылилась в сарае Городского Колледжа Сан Франциско фреска выдающегося мексиканского художника Диего Ривьеры, и виноват в этом... Сталин.

В городском колледже Сан Франциско можно видеть одно из самых значительных художественных произведений Двадцатого Века – фреску Диего Ривьеры «Пан-Американское Единство». В 1939-1940 гг. на Трежер Айленд (Острове Сокровищ), рукотворном острове вблизи Сан Франциско проходила интереснейшая выставка «Искусство в действии». Несколько выдающихся художников современности работали на выставочном участке, создавая свои произведения на глазах у публики. Автором необычного проекта был архитектор Тимоти Пфлюгер. По его предложению Диего Ривьера принял участие в этом интересном проекте в 1940 году, создавая огромную фреску - можно было видеть, как она создавалась (сохранились фотографии). Уже полностью завершённую и собранную фреску можно было увидеть только через три месяца после закрытия выставки. Около 100.000 человек смогли тогда посмотреть это произведение.
После выставки панели перевезли в сарай Младшего колледжа, который проектировал Пфлюгер. Здесь же предполагалось установить фреску. Но в 1941 году США вступили во Вторую Мировую Войну, и было приостановлено всякое строительство, не имеющее военного назначения. Пфлюгер умер в 1946 году. Ривьера - в 1957, когда фреска всё ещё пылилась в сарае, так что ни её создатель, ни его патрон не увидели это произведение в надлежащем виде - полемика, обусловленная политическими убеждениями Ривьеры-коммуниста надолго задержала её установку. После смерти Диего Ривьеры Милтон Пфлюгер, брат Тимоти, тоже архитектор, предложил Совету Школ Сан Франциско установить фреску в фойе театра Городского Колледжа. С его предложением согласились. Фойе было соответсвующим образом приспособлено, и в 1961 году фреска наконец-то стала доступной для публики. Театр был назван именем Диего Ривьеры.
Я видел фреску. Чтобы охватить её взглядом всю целиком, нужно подняться на специальный балкон – это приблизительно уровень второго этажа современного здания. Она впечатляет масштабом и красочностью, обилием деталей. Эта, самая большая фреска Диего Ривьеры (её площадь 1800 кв. футов – около 1700 кв. метров) написана на десяти панелях в стальных рамах и создана в манере живописцев Итальянского Ренессанса, мастерству которых Ривьера учился в Италии. В ней обилие сюжетов: индейско-мексиканских мифологических, религиозных, исторических до Кортеса и Колумба, а также портретов известных американских политиков, изобретателей, артистов и учёных. Здесь можно видеть Симона Боливара и Авраама Линкольна, Чарли Чаплина и изобретателя парохода и подводной лодки Роберта Фултона, Сэмюэля Морзе и Томаса Эдисона, известных американских артистов и спортсменов. Изобразил Ривьера и своих ближайших друзей и помощников, Тимоти Пфлюгера, например, свою жену, Фриду Кало, и других. Всего в фреске свыше 60 композиций и портретов.

В книге «Моё искусство, моя жизнь» Диего Ривьера объясняет замысел этого произведения: «... Я проектировал идею сплава гения Юга (Мексика) с его религиозным пылом и его даром пластической экспрессии с гением Севера (США), его даром технического творчества. Центром всей композиции, символизирующей это единство является коллоссальная фигура Богини Жизни, наполовину индианки, наполовину машины. В моём представлении она для американской цивилизации является тем же, кем великая мать Мексики, Куэтцелкоатл была для ацтеков».
Поднятая правая рука богини –предостерегающий, отражающий силы агрессии жест. Нефритовые мозоли на её руке символизируют тяжёлый земной труд. Вместо левой руки – штамповочный механизм.
Моё внимание привлекло изображённое на второй нижней панели справа - «трио» тиранов: Сталина, Гитлера и Муссолини. (Подписание в 39 году Пакта о Ненападении между СССР и фашисткой Германии воспринималось художником, как расширение гитлеровско-муссолиниевского альянса, присоединением к нему (тайно, конечно) Советского Союза, и это также задержало экспозицию фрески – США и СССР впоследствии стали союзниками).
Фигуры возникают из газового облака, «Дерева Смерти» в окружении сцен из антивоенных и антифашистких фильмов. Сталин в будёновке сжимает в правой руке кинжал. В левой у него окровавленный ледоруб – вероятный намёк на недавнее ко времени создания фрески убийство в Мехико Льва Троцкого. Оба предмета – кинжал и ледоруб - вызывают ассоциацию с серпом и молотом, рабоче-крестьянским символом Советского Союза. Не имея решающего значения для композиции и идеи фрески в целом и своим масштабом и содержанием, этот, единственный в ней шаржированный тройной портрет оказывается имел немалый смысл в жизни художника.
Ривьера побывал в Советском Союзе в 1927 году – по приглашению советского правительства он приезжал на празднование 10-летия Октябрьской революции в составе международной делегации. Уже тогда у него не было иллюзий в отношении вождя и того, что происходит в этой стране, и тем более интересен его словесный портрет этой одной из самых зловещих и загадочных фигур Двадцатого века. В своей автобиографии, написанной в 1956 году, он, вспоминая выступление Сталина перед делегатами в здании ЦК, так описывает его:
«Ровно в восемь (утра –С. Б.) дверь служебного входа распахнулась. Вошёл человек, не высокого, но и не малого роста. Он производил впечатление громадной, контролируемой силы, которая, казалось, заполнила всю огромную комнату. На нём были высокие сапоги и грубая униформа цвета хаки. Наглухо застёгнутый поношеный китель был протёрт на локтях и манжетах чуть не до дыр – это было очень заметно.
Изрытое оспой лицо было тёмного, тёплого цвета, как у мексиканского крестьянина. Потрясающие, живые, но маленькие глаза. Плотные чёрные усы обрамляли рот. Волосы были коротко острижены. Крепкое телосложение говорило о большой физической силе. Подошёл к рабочему столу, спокойно остановившись перед нами. Затем сунул свои, слегка сжатые в кулаки руки в карманы. Без какого-либо видимого знака все вдруг встали; жуткая, сверхъестественная тишина пронизала комнату»...
В Россию Ривьера ехал через Берлин, где встречался с немецкими коммунистами. Вместе с Эрнстом Тельманом они слушали выступление Адольфа Гитлера. Сквер перед зданием, являвшимся штаб-квартирой Немецкой Компартии – тогда существовал временный фронт нацистов и коммунистов против коррумпированных социал-демократов - был плотно заполнен людьми. Гитлер стоял под распахнутым окном, откуда коммунистические лидеры могли его слышать и видеть. Ривьера был среди них. Тельман переводил, делая насмешливые комментарии. Ривьера был потрясён и подавлен тем, как воздействовала «глупая» (по определению Тельмана) истеричная речь будущего фюрера на многотысячную толпу. Даже коммунистические юноши не смогли его освистать, хотя получили такое задание.Тельман смеялся, не предполагая, что через 7 лет будет этим «клоуном» казнён.
...Празднование Дня рождения Революции в Москве одновременно оказалось её похоронами. Рождался тоталитаризм: начиналось преследование интеллектуалов и «левой оппозиции», вскоре было запрещено пребывание иностранцев в стране без специального разрешения и контроля, и Луначарский, который сделал творческое предложение Ривьере, неожиданно мягко «посоветовал» художнику вернуться в Мексику для помощи мексиканской компартии в подготовке в стране президентских выборов. Готовилась высылка Троцкого...
Этот политик сыграл немалую роль в жизни художника Диего Ривьеры, и... в создании фрески «Пан-Американское единство», правда косвенно.
После своей высылки Лев Давыдович Троцкий не прекращал политической деятельности. Он организовал Четвёртый Интернационал, вызывающе противопоставив его сталинскому Коминтерну. Его активность раздражала правительства стран, в которых ему приходилось бывать и скрываться, и он вынужден был скитаться. И только в Мексике, благодаря посредничеству Диего перед президентом страны, Троцкому наконец-то удалось обрести постоянное пристанище. Это было в 1936 году.
В том же 1936 году Диего Ривьера получил приглашение от Бенито Муссолини поработать в Италии. Предложение было сделано через любовницу дуче Маргериту Сарфатти. Звонок Маргареты навеял воспоминания о богемной юности и жизни в Париже. О Модильяни, Эренбурге, Анжелике Балабановой, блистательной женщине, приятельнице Маргериты, выдающейся революционерке, близком друге Ленина, бывшей любовнице Муссолини (до Маргериты), тогда социалистического лидера, ставшей его мозгом и наставником...
Маргерита между тем говорила о том, что Диего очень ценят и ждут в Италии. Всё, что он захочет, будет в этой стране в его распоряжении. Муссолини также просил передать, что если Диего понадобится безопасное место и защита, он всегда сможет получить это. Ривьера вежливо поблагодарив, сказал, что Муссолини самому может страшно понадобиться безопасное место, и, возможно, гораздо скорее, чем Ривьере.
Стали возникать политические разногласия с Троцким, и в 1940 году произошёл разрыв. Ссора была яростной. (Немалую роль в этом сыграла любовная интрига Троцкого с женой Ривьеры, художницей Фридой Кало.) Вскоре было организовано покушение на Троцкого – его дом был плотно обстрелян, но он и жена спаслись, спрятавшись под кроватью. Руководил покушением и участвовал в нём Давид Альфаро Сикейрос, тоже фресковый живописец, коммунист-сталинист, агент ГПУ, который несмотря на политические разногласия был приятелем Диего. Ривьера был заподозрен мексиканской полицией в соучастии, и был вынужден скрываться, и вскорости, благодаря помощи друзей, бежал в Соединённые Штаты, в Сан Франциско. Вот, когда пригодилось предложение Тимоти Пфлюгера, с которым до этого сотрудничал Ривьера! Вскоре после прибытия Ривьеры в Сан Франциско случилось второе, последнее пукушение на Троцкого...

И вот, парадокс! Ривьера-коммунист и политик, бывший друг Троцкого, разоблачающий Сталина, мечтая об объединении США и Латинской Америки на почве – не политики, а искусства – создаёт в империалистических Соединённых Штатах (sic!) замечательное, романтическое по духу произведение, созвучное «Оде к Радости» Бетховена («Обнимитесь, миллионы!»). Художник в нём оказался больше, намного больше политика. Он, словно распахнул огромное окно в мир, в котором во вневременном порыве и единстве живёт творчество.

2000г., Сан Франциско, Калифорния