Музыка

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

Одно из ярких воспоминаний детства – это когда с папой смотрели телевизор, и попадали на концерт Большого Симфонического оркестра. Чаще всего это было утро субботы или воскресенья, папа был трезвый и – рядом: мы играли в дирижера – папа моей правой рукой повторял то, что делал дирижер в телевизоре, а левой – дублировал ритм. Эту игру мы придумали сами, совершенно случайно…

Я совсем практически не помню музыку на слух, даже не помню совсем как люди поют. Папа в молодости играл на гобое – звук помню совсем чуть, и то просто потому что позже гобой слушала, а вот дирижирование, и понимание ритма и гармонии – это хорошо отработалось в тех играх.

Я многое пропускаю на слух в музыке: высокие ноты даже болезненны, но когда можно почувствовать ритм – положив руку на корпус инструмента, даже вот так, через дирижирование – могу прочувствовать то, что происходит. Когда есть барабан любого вида – ориентируюсь на него, а остальные инструменты практически на уровне догадки, вибрации, просто ощущения звука.

До сих пор помню эти выступления большого симфонического оркестра – куча всего, и папино дирижирование, это дало мне и ещё один навык – я умею расслабить руки, и подчинить их движениям другого человека, что очень сильно помогло мне потом в занятиях танцами и не только…

Я самостоятельно пробовала учиться играть на гитаре. Но, как и все струнные – для меня это слишком сложный инструмент. До потери слуха играла на пианино – с учителем. Мама и её младший брат окончили музыкальную школу, предполагалось, что я тоже буду учиться в ней. Но этим планам воплотиться было не суждено. Я успела разучить ноты и научилась играть «Чижика-пыжика», и ещё какие-то детские песенки. У меня было детское пианино. Был и ксилофон. А в детсаду играла и выступала с бубном и маракасами, да и с барабаном и ксилофоном тоже выступала на праздниках.

После потери слуха обычная музыка отошла на задний план… Я и раньше слышала, например голос ветра, шепот листьев, тихие голоса деревьев, – и эти звуки стали важнее и слышимее. Пробовала играть на ударных. Мне нравилось, и нравится. Но серьезно – так и не училась…

Сентябрь 2014 г.