Гарибальдиец Илоцка 2

Борис Ящук
              Блуждания   по  горам, постоянная  голодуха  и   опасность   были  для ребят  и школой выживания  и проверкой крепости духа.  Научились  маскировке,  добыче  пропитания( уМишки уже был опыт  ловить  зайцев на силки).  Италийская  горная местность  изобиловала  кроликами, так-что  худо-бедно  ребятам  удавалось   побаловаться    жареным мясом.  Однако  изголодавшиеся и  усталые от скитаний,  так  и  не  заметили, что  за ними наблюдали  несколько  пар  внимательных глаз.    А  когда   навстречу   беглецам  вышли  вооружённые люди  в разношерстной одежде, то ребята  не испугались,  а  радостно  обнялись….  Костя, немного говорящий по-итальянски, успел  рассказать партизанскому  дозору  их  историю.  Короче, вскоре  ребят  привели   в малое  селение, накормили и дали выспаться. Наутро  , когда     с ними разбирался  командир  отряда,  Костя  много говорил, а  потом  радостно  восклицал :  «Порядок, Миха! Теперь мы партизаны, мама не горюй!»
            В отряде  ребята  в   списке  были записаны  как Миска Илоцка, а к Косте  приклеилась  боевая кличка из его поговорки, причём  последняя  её часть . В списке он числился  коротко  -  Не горюй…..Итак, ребята  почти  пару месяцев партизанили  ни в какой ни Ломбардии, а  на северо –востоке  Италии   в  долине речушки   Изонцо.  Кроме   русской парочки, в отряде воевали  итальянцы, чехи  и сербы.  И  хотя  численность отряда   была невелика, партизаны  держали под контролем большую  площадь. Только в Триесте и городках  Градиска  и Гориция  стояли    хорошо  вооружённые  немецкие гарнизоны.  Но за пределами городов, на дорогах и в  сельской местности, фашисты   не решались  появляться  в малочисленности.  Всенародная  ненависть к фашистскому  режиму  Муссолини  по всей стране породила  мощныое  движение сопротивления.Его возглавила   коммунистическая партия  Италии.  Частицей  этого  движения  и стал отряд, в который  влились Костя Юхно и Михаил Клочко.
          Очередная  боевая вылазка началась   в  промозглое утро.  Лохматые  клочки  тумана  сползали  с горных склонов и окутывали  землянки, кусты  и горные скалы. От влаги   весь воздух был пропитан водою.В  такой обстановке предстоящая операция  по доставке  в отряд боеприпасов  с одной стороны осложнялась, с другой – природа  помогала партизанам  дополнительной маскировкой.    В  плохой  видимости  , правда, было одно преимущество :  партизанский  грузовичок   успеет  незаметно проскочить самый  опасный  участок.  Одновременно   беспокоило другое ,-  как в   тумане  не напороться  на опасность.  Михаил отгонял  даже такую  возможность, тем более  начальник разведки отряда  принёс последние данные, добытые лично им: дорога  свободна, немецких жандармских патрулей   нет.
          Поэтому  наш пошарпанный  грузовичок  вышел в рейс, мягко урча своим моторчиком.   Михаил  Был за рулём, а остальная тройка партизан  внимательно вглядывались  в набегающую дорогу.  Плотность тумана  была такой, что в десятках метрах  впереди   стояла  молочная  стена тумана…     Ребята  держали оружие наготове. Однако  машина благополучно глотала полотно дороги, мелькал один за другим повороты.   И  пока    дорога  была безопасна.  И это вселяло уверенность  и спокойствие.
   До склада боеприпасов  оставалось  каких-то  пять –семь километров. Машина   миновала каменный мостик  и  сходу  преодолела   небольшой  подъём. Туман всё  курился  над дорогою.  А  постоянная  опасность  и напряжение   всё  же притупили   бдительность  четвёрки партизан.  Как бывает в таких случаях, внезапно выросшая  перед ними масса  немецкого грузовика. От такой  неожиданной  оказии, Михаил  машинально объехал её. Но тут наткнулись на группу солдат, которые раскуривали  сигареты, забросив автоматы за спину.   Они  расположились около второй машины, за которой вырисовывалась ещё одна….
  « Напоролись!»  -  лихорадочно  решил Михаил, однако руки  и мысли  сделали своё дело. Бесстрашная  четвёрка, поливая фашистов  автоматными очередями  и забрасывая  неприятеля гранатами, покинула  машину и, скрываясь в тумане, отступила  вверх  , укрываясь  за  скалами.  Внизу пылали две фашистские автомашины и  партизанский грузовичок. В  скоротечной стычке  фашисты потеряли пару десятков солдат, а партизаны  отступили без потерь .  Когда  группа  благополучно покинула район боестолкновения, итог был не совсем хорош – потеряли  автомобиль. Однако утешало то, что немцы получили   по-настоящему.
    На землю упала ночь, когда  партизаны вернулись в отряд.  Разбирая итоги операции, командир Булло поделился  с партизанами   ошеломляющей новостью, - после отъезда партизан на задание, тайно исчез  командир  разведки отряда.Так что можно предположить факт измены.  .
  Это  вещь серьёзная, посему  отряд приступил  к немедленной   смене дислокации.  Жизнь показала, что начальник  разведки  действительно оказался чернорубашником.
              Обустройство  отряда на новом месте  совпало  с ещё одним радостным событием: с этого дня их отряд   вливался в   регулярную партизанскую дивизию гарибальдийцев.  Её  основал Центральный  Комитет итальянской   коммунистической  партии.   Отряд  стал  батальоном «Изонцо» девятого корпуса  имени  Антонио  Грамши.  Михаила Клочко  за храбрость , отвагу  и самоотверженность   назначили командиром отделения и присвоили  звание  сержанта  в его шестнадцать лет.  Бойцы  батальона «Изонцо»  с боями  брали   городки Градиска и Горицию. Вылавливали  немецких и итальянских  фашистов.  Незадолго до  Дня Победы  Советского народа, партизаны-интернационалисты  полностью очистили от фашистов Север Италии.  С удовлетворением  встретили  гарибальдийцы  известие о том. что партизанами  девятого корпуса  захвачен  и казнён  бесноватый дуче  Муссолини и его  любовница  Кларетта Петтачи.     В  штурмовом отряде  отличился   старший  унтер-офицер  Негорюй. Именно его группа  пленила  фашистского главаря Италии.
            Победные дни  второй мировой войны   днепропетровский  парень Михаил Клочко  встретил в городке Градиски. Ликовал народ.  На улицах города девушки приветствовали партизан и разносили кувшины игристого «Къянти»,   угощали бойцов.   Пьяный  от вина и радости победы, Илоцка  не  переставал думать о Родине.    Возвращение было  долгим, была вереница проверок  в органах. Но всё миновало. Потом был родной город, учёба в институте. Испытания и   духовные устои  привели Михаила в ряды  коммунистов.   Проверив на собственном опыте  фашистский  рай, он  постоянно призывал  людей   к бдительности.  Его кредо на всю жизнь : «Фашизму  не пройти!»      Через  Зеппо  Рамацотти  Клочко  узнал, что    его боевой  соратник Костя  Юхно  осел  в Италии, женился  и   имеет свой бизнес :  на  Севере Италии, в Ломбардии   на озере  горного курорта он заправляет малым  «флотом»  для туристов. У него три  прогулочных катера, из которых  флагман  носит русское  название « МАМА  НЕ  ГОРЮЙ»…..