Две концепции российского развития

Владимир Алексеевич Виноградов
Среди вопросов, возникающих  по поводу итогов последних российских десятилетий:    почему  в  огромной богатой стране сто миллионов взрослых граждан не могут договориться о том, чтобы обеспечить каждому достойные условия жизни и деятельности?
        Но мы и не договариваемся! А почему?

         Как сейчас в нашей стране решается вопрос экономического развития? Почему  он так не может быть решен?
        Развитие, о котором мы говорим, включает реконструкцию и реформу.   Реконструкция преобразует народное хозяйство страны. Реформа изменяет правила, писанные и неписанные, существенно  определяющие поведение и взаимодействие субъектов деятельности. От реформы зависят успехи реконструкции, включая создание диверсифицированного народнохозяйственного производственного комплекса, обеспечивающего безопасность и благополучие, экономическую независимость, широчайшее поле для приложения сил и талантов в своем отечестве.   

                Действующая концепция российского развития
    
Под действующей концепцией российского развития понимается характеристика фактического положения дел:
–   реформу осуществляет власть, реформа это преобразования, осуществляемые властью, всегда начинаемые с изменения  законодательства;
–   власть существенно определяет и национальную, и каждую территориальную реконструкцию;  человек и гражданин, а вместе с ним и общество оттеснены  на второй план;  отношение к ним как к субъектам преобразований весьма скептическое;      
–   человек должен приспособиться к действиям власти, приспособиться к реформе и реконструкции,  которые, как  обещают, будут ему выгодны.
        Власть – государство и муниципальные органы, которые должны быть органами местного самоуправления, но фактически являются продолжением государства, занимая подчиненное положение.
       Вопрос: как привычка власти к административному продавливанию решений, без широкого обсуждения и согласия, может сочетаться  с высокой инновационной  активностью миллионов?


                Бюрократический тупик

       Фундаментальное свойство бюрократического метода управления содержится в ответе на вопрос, каковы внутренние ценности бюрократически организованной общности? Отчетность, а отчет может быть важнее дела. Продвижение по службе.   Ценности, определяющие то, ради чего должна осуществляться деятельность этой общности  задаются извне,  от общества, от граждан, в том числе от тех и через тех, кто в качестве государственных деятелей и служащих может вносить эти внешние для бюрократии ценности  в  ее деятельность. Однако такие ценности могут приходить в противоречие с внутренними ценностями бюрократически организованной общности.      Порыв к единению, включая единение власти и общества, вызванный событиями на Украине, сойдет на нет, если не будут осмыслены новые ценности и пути развития. Осмыслены небюрократические методы управления развитием.      
       Деятельность власти остается трендом в использовании бюрократического метода, не удовлетворяющего дальнейшему развитию. Это особенно проявляется в решении долгосрочных задач.
       Развитие подразумевает долгосрочные проекты. Как оценить их реализуемость и эффективность в условиях высокой неопределенности? Очевидна необходимость снижения неопределенности до прогнозируемости. Но как?
       Состояние власти тормозит снятие неопределенности.
       Власть пытается снизить неопределенность через разработку концепций и стратегий развития, к которым, прежде всего, относится Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. (далее – Концепция-2020), а так же последующие, тесно связанные с ней документы:  Стратегии, Итоговый доклад и др.  Концепция-2020 принята как распоряжение правительства. И мы всей страной развиваемся (или не развиваемся) не на основе национального  согласия, закрепленного нормативным актом не ниже федерального закона, а на основе распоряжения правительства.

                Не системно, но бюрократически удобно

       Отражая множество аспектов развития, Концепция-2020, имеет существенные недостатки с точки зрения способа достижения целей долгосрочного развития.  Проблемы, цели, задачи, результаты заданы перечнями без указания смыслов следования пунктов в каждом из них. Именно такие смыслы есть шаг к методам достижения целей и решения задач.
       Должны определяться связи, в том числе причинно-следственные  между пунктами, отражающими деятельность по развитию. Это позволит представить последовательность реформы, начало которой, конечно же, связано с подготовкой общественного сознания к дальнейшему развитию. Это позволит представить последовательность реконструкции, начало которой, конечно же, связано с обеспечением территориальной доступности.
       С точки зрения приведенных и следующих утверждений, Концепция-2020  не доведена до системного представления. Множества характеристик целевого и настоящего социально-экономического состояния не дают способа развития.
       Материалом, дополняющим Концепцию-2020, был  Итоговый доклад «Стратегия – 2020», шире использующий сценарный подход, который, тем не менее, не внес ни определенности, ни оптимизма. Сценарии  представляют собой  перечни пунктов такого же характера, с использованием показателей в виде процентов.  Такая "пунктуальность" устраивает бюрократию, так как удобна для отчетности: пункт – что по нему сделано. Формально, но удобно. Алгоритмическая связность в системе действий и процессов не чувствуется.
      
                Нет наглядности –  нет массового восприятия

       Нет и наглядности рассматриваемых планов. Картина предстоящей реконструкции должна, прежде всего, состоять не из процентов, а объектов – инфраструктурных и производственных. Дорожная сеть, отражающая доступность всех территорий, на которой, как на новогодней елке игрушки, видны  все создаваемые, уже имеющиеся и изменяемые объекты для жизни и работы, даст гораздо больше для массового воображения, чем сухие, плохо понимаемые проценты. Хотя цифры здесь тоже должны быть. 
       Доступно должны объясняться и отношения между участниками реконструкции, между участниками новой, народовластной модели управления развитием на всех уровнях. Отношения между гражданами, создающими и реализующими модель развития всех уровней – от национального до местного.  Отношения граждан и их объединений с первыми, выборными должностными лицами  всех уровней.
       В сказанном здесь усматривается  еще одно требование к управлению развитием – наглядности в сочетании с комплексностью охвата развития не достаточно для появления у граждан  ощущения определенности будущего, важен способ создания модели будущего и ее использования  в деятельности. 

                Планы власти – планы народа?

       Модель будущего строится, обсуждается, осмысляется без массового участия и практически незнакома массовому гражданину. Не создает у него чувство определенности будущего, не способствует долгосрочной мотивации его поведения. Названные документы не содержат представлений, вошедших в массовое российское сознание, а, следовательно, являющихся КОНТЕКСТОМ, с помощью которого граждане судят и оценивают происходящее, что необходимо для мотивации их деятельности, особенно долгосрочной.
       Какую часть возможной инициативы экономически активного населения России охватывают ныне действующие территориальные кластеры, технологические платформы, технопарки или предполагаемые территории опережающего развития? За этими, может быть, яркими моментами развития забывают, что Концепции предшествовала задача создать в России массовый средний класс, охватывающий большинство населения. Средний класс, способный предъявлять необходимый для экономического прогресса платежеспособный спрос, спрос внутренний, а значит способствующий экономической независимости России. Средний класс, состоящий в высокой доле из предпринимателей, относимых к наиболее самостоятельной и ответственной части экономически активного населения.
       Однако и такая задача должна пониматься в общем круге социальных изменений для дальнейшего развития.      

                Народ рекомендует?

      Формализм фундаментальное свойство бюрократического метода.
Но проблема не только в бюрократическом состоянии государства. Массовый гражданин не признается готовым к демократии. Кроме решений по поводу выборных должностей и вопросов, выносимых на референдум.  В решении других вопросов народ может только рекомендовать. Рекомендательный, «просительный" характер решений Общественной палаты не только противоречит идее народовластия, но  и  не способствует  мотивации массовой инициативной деятельности.
      Право масс на решающий голос должно сочетаться с массовой подготовленностью к пониманию решений, их последствий. Этого нужно добиться, к этому нужно придти. Необходимо построить процесс достижения такого состояния.
 
      Как можно наладить «равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений»,
      обеспечить «высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам» и «широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России» (Концепция-2020: раздел I, параграф 5),
      если только у государства право решающего голоса?

      Требования, содержащиеся выше в кавычках, как сказано там же, в Концепции-2020, обеспечиваются новой моделью развития общества. Там же: «Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая… создает предпосылки для активизации инновационных процессов».               
      Рекомендательная демократия, демократия с правом совещательного голоса  – слабое средство для «активизации инновационных процессов».
 
      Действующая концепция российского развития неэффективна и задачи создания нового национального хозяйства, включающего диверсифицированный производственный комплекс,  не решит. 
      Однако, этот вывод недостаточен для дальнейшего поиска способа  экономического развития. Власть не реализует ею же утвержденную концепцию развития, отличающуюся от фактически действующей. В своем нынешнем состоянии власть не обладает потенциалом саморазвития, какие бы формальные изменения не происходили. Этот вывод касается бюрократического устройства власти.  Государство и местная власть это не только бюрократический способ управления, это и специалисты с их собственными ценностями, которые могут многое сделать для России. Общество в своем становлении, как гражданского общества, должно помочь государству измениться.
      Встречи первого лица государства с гражданами, проявление Президентом компетентности и распорядительности выглядят как механизм «единства царя и народа», который, тем не менее, не может  существенно повысить эффективность президентской  власти  по отношению к настоятельной необходимости  национального развития пока народ остается в просительно-рекомендательной позиции. 
      Нынешний путь – это путь, консервирующий отрыв власти от массовой инициативы и активности, поскольку поддержать  инициативу и активность масс власть не в состоянии. А граждане, при таком состоянии власти, отсутствии эффективно объединяющей идеологии и фактическом положении дел в экономике, плохо мотивированы к инициативе и активности.      
      Никакого другого выхода, кроме изменения роли гражданина и общества  в российском развитии быть не может.            
      Носителем общественных потребностей является само общество, а не бюрократическое сообщество. Может ли общество самоорганизоваться и эффективно управлять удовлетворением  своих потребностей? Как государство  будет изменяться вместе с обществом,  разделяя с ним  власть? Разумеется, общество не готово к этому. Но, именно социальные изменения, под которыми мы понимаем существенные изменения в состояниях  массовой личности, общества и государства определят перспективы хозяйственного развития.

                Альтернативная концепция российского развития

       Вторая концепция исходит из возможности радикального изменения человеческого и общественного потенциала развития. Реформу проводит не только власть. Личность и общество не только объекты, но субъекты преобразований.
       Определим различия концепций по трем пунктам – ведущая роль, использование законодательства  и с чего начинается реформа. Итак:
–  ведущая роль  в новой реформе принадлежит не государству, а  обществу, гражданам, в самом массовом смысле этого слова;
–  новая реформа начинается   не с законодательства,  ограничений, установления порядков, разрешений и т.п., а  с  широкого обсуждения возможных преобразований;
такая  реформа есть освоение нового способа построения и реализации модели будущего  –  общественного;
–  новая реформа  изменит состояние власти в направлении народовластия, государство станет продолжением общественного самоуправления, а не наоборот.
      
       Для того, чтобы развитие России осуществлялось не «ползком»,  а «рывком», чего требует ситуация национальной, в том числе экономической безопасности, необходимы иные способы управления развитием, чем современный бюрократический метод.
       Чтобы поднять и реализовать человеческий потенциал России, обстановку заинтересованности и созидательности масс, нужно, чтобы массы не только свободно и полно выражали свои потребности, требования, мнения, но и действительно участвовали в управлении страной и ее территориями, необходима новая ветвь власти. Народ должен получить действительный механизм народовластия.
 
                Новая ветвь власти

       Новая ветвь власти – четвертая после законодательной, исполнительной и судебной.  Это не власть средств массовой информации, а власть народа, реализуемая в стране и на всех территориях в существенной степени с помощью СМИ: телевидения, Интернета, радио, а также  с помощью собраний граждан.
       Массовый образовательный уровень и появление новых технических средств общения граждан  –  значительные факторы для  организации новой ветви власти.
      
       Понятия «гражданский собор» и «общественная палата»,  используемые для описания новой ветви власти, ее механизма, должны получить новое содержание.
       Рассматриваемый нами гражданский собор (Собор) – орган всеобщего участия граждан во власти, практически постоянно действующий, сам формирующий свои задачи по мере развития. Через Собор российский народ должен получить широкие возможности  определять будущее страны.
       Кроме представителей и лиц, находящихся  на службе, то есть   выборных органов  и назначаемых должностных лиц, составляющих три ветви власти,  народ сам может и должен  быть ветвью  власти, реализуя свой суверенитет.
       Народ должен иметь право решающего голоса, наряду с выбранными им же органами, либо иметь долю голосов при принятии решений в этих органах.   Такая доля может зависеть от характера решений, связанных с ними интересов, и со временем может увеличиваться.  Эти изменения будут связаны с вовлечением масс в управление страной, ее территориями,  повышением образованности и компетенции.
       Приведенное здесь условие нужно выполнить, для создания совершенно другого уровня управления с точки зрения вовлекаемых в управление  способностей, информации, поиска лучшего взаимодействия граждан, как при разработке, так и реализации решений.         
       Соборность в данном рассмотрении - способ, метод решения задач хозяйственного развития, способ обеспечения суверенного права народа определить и реализовать пути национального развития.
      
                Характеристика  новой ветви власти:
-   Собор не является регистрируемой общественной организацией;
-   Собор не имеет формального членства и охватывает всех граждан России, желающих принять участие в его работе. Подразумевается, что со временем охват граждан деятельностью Собора возрастает и составляет гражданское большинство;
-   Собор работает путем обсуждений, проводимых различными способами на соборных площадках, организуемых с помощью СМИ либо без такой поддержки на всех территориях страны;
-   планы и ход обсуждений на различных соборных площадках координируются ведущими, избранными самими площадками, при определении планов могут учитываться рекомендации общественных палат и выборных органов власти;
-   имеется процедура установления факта принятия решения на соборных площадках и обретения решением юридического статуса, выполняемая  общественными палатами. Имеется способ одобрения такой процедуры Собором;
-   на площадках Собора запрещается создание фракций и фракционная дисциплина;
-   общественные палаты, являясь в настоящее время институтом государства, созданным для роли посредника между властью и обществом, должны стать неотъемлемой частью новой ветви власти и быть ближе к обществу, к Собору. Как координаторы, организаторы финансовой поддержки  и расчетов по платным услугам, работам, осуществляемым для деятельности Собора, как органы соборного мониторинга и обобщения результатов деятельности Собора по одобренным им же процедурам. Состав членов общественных палат должен определяться Собором;
-   к работе Собора широко привлекаются специалисты и должностные лица, при этом имеется в виду, что все они как граждане являются также участниками Собора;
-   законодательно устанавливается финансовая поддержка деятельности Собора. Наряду с бюджетными средствами к финансовой поддержке привлекаются средства спонсоров.
            
       Собор оказывает влияние на принятие и реализацию решений ветвями власти. Устанавливаются процедуры принятия и приостановки решений, учитывающие как мнение должностных лиц, депутатов, судей, так и как мнение Собора в тех случаях, когда общественные палаты устанавливают факт принятия соответствующего решения на соборных площадках.
      
            Новая ветвь власти должна решать ряд задач, среди которых:
*   самостоятельное налаживание механизма работы на площадках, выявления и обобщения  мнений граждан по вопросам развития страны и территорий, развития этих мнений в процессе работы Собора и информирования по рассматриваемым вопросам;    
*   освоение представлений о развитии, которое включает:

А/ в части реформы – изменения в массовой личности, обществе и государстве (точнее во власти);
    в том числе: 
           изменение социальной картины мира в представлениях граждан, появление новых ценностных представлений, касающихся деятельности, поведения и общения;
           изменения в обществе  как новые отношения по поводу создания  и реализации модели развития, связанные с лучшей реализацией способностей людей, их выдвижением на роли и должности соответственно талантам;
           изменения во власти, появление новой ветви власти, изменение механизма управления развитием, дебюрократизация;               
           новые отношения граждан по поводу управления территориями проживания, включая деятельность площадок Собора и работу общественных палат; 
           вовлечение в бизнес, бизнес-клубы и их отношения с властью, то же для потребительских объединений;
      
Б/ в части реконструкции, изменения национального хозяйства и материального благосостояния граждан; 
    в том числе, представления о реконструкции в стране и на территориях, ее последовательности:
          представления о лучших условиях жизни и деятельности граждан, возникающих в результате реконструкции, включая экологию и рекреацию;
          представления о последовательности реконструкции, обеспечении развития созданием транспортных коммуникаций,  дорогах и дорожной сети иного масштаба и качества, доступности территорий и возможностях расселения граждан, создании и возрождении населенных пунктов, производств,  расширении  возможностей занятости на новых и реконструированных предприятиях;
*   массовая подготовка к пониманию, обоснованной критике и поддержке нормативных документов по вопросам развития;
*   участие в формировании и изменении нормативных документов,  рассмотрении федеральных законов и иных актов, нормативных актов территориальных органов власти, их проектов соответственно позиции Собора. В том числе имеется в виду контроль содержания концепций, стратегий, программ развития на предмет полноты учета предъявляемых или поддерживаемых в массовом порядке требований. Собор может вносить предложения к нормативным актам, в том числе и полные проекты таких актов, включая генеральные планы  развития всех территориальных уровней, которые в сочетании с пакетами программ по аспектам развития можно характеризовать как модели развития страны и территорий. Концепцию-2020 сменяет документ, радикально измененный  в сторону метода развития  и  наглядности представлений о развитии;
*   рассмотрение деятельности по реализации  планов и программ социально-экономического развития страны и территорий, включая предложения от бизнеса и их реализацию,  предъявление претензии по работе ведомств, их организаций, должностных лиц, частных организаций, предъявление требований по исправлению допущенных недостатков и принятию организационных решений;
*   поддержка соборных движений,  связанных с участием в формировании инвестиционных ресурсов  для программ развития, рассматриваемых  Собором.
       Могут быть и другие задачи.
 
                Складывающаяся кооперация

       Вначале, для многих,  Собор – это способ  заявить свои жизненные потребности. Но все должны быть вовлечены в конструирование и реализацию способа надежного удовлетворения таких потребностей.
       Конечно же, особую роль на Соборе будут играть специалисты, однако велика роль людей, легко и быстро уясняющих задачу, с хорошим воображением, генераторов идей, людей, привыкших оценивать развитие событий, анализировать последствия и т.д. Такие участники, способные задавать хорошие вопросы, будут эффективно способствовать становлению массовых представлений о возможном будущем, активно и инициативно участвовать в формировании модели будущего, разъяснении ее товарищам по Собору.
       Сложатся роли участников, прежде всего неформальные. Изменится компетенция. Обсуждение на Соборе выявит способности участников и направит их на разработку представлений и программ развития, на организацию дальнейшей работы.
       Приобщение к определению целей  национального и территориального развития, разработке способов достижения целей, участие в реализации ими же созданной модели будущего  изменит людей, создаст обстановку доверия и созидательной настроенности. Хотя это произойдет не сразу, а как результат социального процесса.    
       Работа Собора приобщит всех к решению социально значимых задач. Собор объединит граждан, которые участвуют как в выработке, так и реализации решений. Будут учтены интересы граждан, ценности, к которым они стремятся. Преодоление рекомендательности решений Собора способствует укреплению представления о значимости мнений Гражданского общества, а правильно организованная работа соборных площадок и общественных палат  –  представления о значимости мнения каждого гражданина. 
       Правильно организованная работа предполагает, в частности, выявление и реализацию творческого потенциала, способности к саморазвитию каждого гражданина уже на стадии обсуждения, формирования модели развития России, каждой ее территории. Такая задача подразумевает апробацию различных форм обсуждения. Например, преодоление психологического давления во время высказывания мнений может потребовать, наряду с дискуссией,  форм работы, соответствующих этапу генерации идей метода мозгового штурма – процедурного отделения предложений от их анализа, критики и выбора.  Это тем более необходимо, поскольку  массовая невовлеченность в действительную, эффективную демократию имеет следствием двойственную психологию – с одной стороны, психологию «начальников и подчиненных», с другой,  «базарной свободы». 

             Преодоление неопределенности и созидательная настроенность

       Лучший способ понять и принять модель будущего развития это участвовать в ее создании. Массы граждан, принимающие участие в деятельности Собора, в создании модели будущего развития, делают необходимейшую работу – снижают неопределенность будущего.
       Что определяет наши настоящие действия? Обстоятельства прошлого и настоящего? Сомнения в реализуемости и эффективности наших действий и проектов? Если мы сможем договориться о  будущем, придем к согласию о долговременных целях, путях их достижения так, что каждый составит представление о весьма вероятном собственном будущем, то определим свои ожидания  и, даже, действия  в настоящем.  Создав модель своего будущего, поверив в нее, страна получит деятельное настоящее  и способность развиваться.
       Преодоление неопределенности, ее снижение, до прогнозируемости будущего,  ведет к принятию множества проектов, бизнес-планов, росту спроса и занятости. Хозяйственные механизмы отреагируют на изменение рисков в сторону уменьшения. Например, снижение ставок по кредитам усилит инвестиционную активность. 

                Прямые контакты

       Другим способом утверждения народовластия и ограничением в использовании бюрократического метода  являются прямые контакты граждан и их объединений с первыми, демократически избранными должностными лицами исполнительной власти территорий в вопросах реализации формируемых Собором моделей развития всех территориальных уровней. Сокращение контактных лиц происходит как со стороны власти, для снижения влияния бюрократической этажерки, так и со стороны гражданского общества, для реализуемости контактов при полном охвате доверительно представляемых населения и занятых.
       Например, невозможность первых лиц территорий контактировать с каждым предпринимателем малого бизнеса сменяется возможностью прямых контактов с относительно немногочисленными представителями  предпринимательских структур. То же следует сказать о потребительских объединениях и населении. При этом первые лица территорий и их заместители выполняют координирующую роль в вопросах хозяйственного развития. Контакты подразумевают присутствие представителей специализированных служб и общественных палат. Результаты таких контактов могут являться инициативой, выносимой как на Собор, так и Собрание депутатов.
       Народовластие заключается и в том, что граждане определяют своих представителей  для контактов, а не власть делегирует чиновников на контакты с гражданами.  Чиновникам остаются функции поддержки, включая  информационную и  техническую,  регистрацию, учет, участие в реализации принятых в прямых контактах решений.
       Прямые контакты должны происходить на всех уровнях  от местного до федерального. Разумеется чем выше уровень, тем шире круг граждан, представляемых доверенным лицом.  С учетом контактов первых лиц территорий с первыми лицами государства – президентом и премьер-министром, а также между собой, складывается механизм небюрократического решения хозяйственных вопросов. Повышение эффективности президентской власти сочетается с  народовластием. Решение вопросов хозяйственного развития в существенной степени переходит к обществу.
       Однако последние утверждения можно принять только в том случае, если объединения граждан, представители которых работают с первыми лицами территорий, управляются демократически. А первые лица территорий фактически будут подотчетны не только Президенту, но и Собору.

                Бизнес-клубы

       Прямые контакты  способствуют становлению бизнес-клубов, которые могут обсуждать общие перспективы, интегральные возможности в решении хозяйственных задач и защищать общие интересы перед заказчиками и властью, выступая с предложениями по обустройству, удовлетворению потребностей территорий.
       Бизнес-клуб можно понимать как координационный центр бизнес-структуры – объединения предпринимателей, их предприятий и организаций, возникающего вследствие установления устойчивых хозяйственных связей, кооперирования в решении хозяйственных задач. Бизнес-структура не имеет организационно-правовой формы, она складывается на основе двухсторонних соглашений на протяжении времени, необходимого для установления доверия между бизнесменами, позволяющего обсуждать перспективы взаимовыгодного сотрудничества, включая длительные хозяйственные связи.
       В бизнес-структуре предполагается освобождение предпринимателей от формальных вопросов для сосредоточения на основных вопросах бизнеса: создание центров функционального обслуживания – бухгалтерского, кадрового, юридического. Преодолевается ненормативное ведение дел, ненормативные порядки оплаты труда. Создаются лучшие условия для «белого», честного, взаимовыгодного, социально-ориентированного бизнеса. При этом социальная ориентированность объединенного малого бизнеса рассматривается как с точки зрения вовлеченности граждан в предпринимательскую деятельность и решения вопросов занятости в результате активизации малого предпринимательства, так и с точки зрения возможностей решения территориальных проблем, создания региональных инфраструктур.
       Важным моментом в анализе преимуществ бизнес-структур является расширение возможностей для лучшего использования способностей занятых. Взаимопомощь и взаимодействие предпринимателей отражается и в сотрудничестве  занятых различных организаций. Формально нанятый в отдельную организацию работник становится сотрудником данной бизнес-структуры.
       Следует заметить, что участником бизнес-структуры может быть другая бизнес-структура. Бизнес-структуры могут конкурировать между собой, но могут и сотрудничать, что зависит не только от выгоды, но и от созидательного настроя в формирующемся гражданском обществе.          
       Участие в бизнес-структуре гарантирует снижение рисков предпринимательской деятельности. Ожидается большая устойчивость заказов и их обеспечения по кооперации с другими предпринимателями. Вовлеченность предпринимателей в такое бизнес-сообщество способствует их защищенности.
       Следствием является  широкое вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность в связи со снижением финансового и психологического барьера для такой активности, становление массового современного среднего класса. Равноправные, демократические отношения между множеством участников в структурах малого бизнеса противостоят отношениям начальников и подчиненных, элиты и массы в структурах большого бизнеса.
       И это вклад такого движения предпринимателей в становление гражданского общества - демократического, способного предлагать и брать на себя решение многих  хозяйственных задач.
         
                Вовлечение в новые отношения

       Как вовлечь граждан в новые институты гражданского общества, создать обстановку  массовой созидательной настроенности? Для масс граждан это означает: 
           участвовать в массовом обсуждении и создании модели будущего, как национального, так и своего территориального, и личного, с ними связанного.  Находить согласие, участвовать в политическом процессе, результатами которого являются концепции, планы, программы, устанавливаемые и не устанавливаемые государством институты их реализации. Относиться к этим результатам как к своим, требовать от власти их реализации в той части, в которой она за это отвечает;
           создавать в пространстве свободы, ограниченном правом, институты гражданского общества, в том числе организации предпринимателей, потребителей и населения,  способные ставить и решать хозяйственные вопросы в прямом контакте с властью, с первыми лицами территорий, а также через Собор и общественные палаты;
           относиться  друг другу с пониманием того, что отношения «предприниматель – предприниматель», «предприниматель – наемный», «начальник – подчиненный», «чиновник – гражданин»  –  лишь формы, в которых должно осуществляться единение сообразно наилучшему использованию способностей людей для достижения социально значимых целей, согласованных между собой в общее движение к выходу на устойчивое развитие в интересах общей безопасности и благополучия.   
       Мы рассматриваем, как национальная идея, определенная на ценностном уровне как утверждение более полной системы ценностей (см. статью автора «Национальные идеи России и Украины»), продолжается  в  способе социально-экономического развития. 
      
       Вовлечение в работу Собора и реализацию его решений связано со стимулами, среди которых  идеологические, политические  и материальные. При этом теория и практика новых отношений подкрепляют друг друга.
       Идеология, утверждающая не формальное, а содержательное равенство людей, ценность каждого, подкрепляется практикой,  начиная с обсуждения модели развития страны и территорий.  Значимо политическое обстоятельство –  решающий голос Собора,  в работе которого принимают участие все, то есть условие – голос каждого что-то значит.
       Модель будущего,  не только в указах, постановлениях и распоряжениях, но и во внутренних мирах граждан, причем убедительная для них, обуславливающая доверие к проводимым преобразованиям и действиям должностных лиц власти и  предпринимателей, не только поддержит склонность к сотрудничеству, но и к откладыванию средств на будущее.       
       Поверить в то, что действительно грядут новые условия жизни, благополучные и безопасные. Что есть земля, плохо освоенная или не освоенная и труднодоступная. Но недалек тот день, когда ситуация изменится и эти территории станут легкодоступными и удобными, на них развернутся условия жизни граждан на новом уровне материального благосостояния, экологии, с широкими возможностями для занятости. Возросшая цена земли не будет препятствием для ее приобретения, поскольку она уже является «обетованной»  —  обещанной,  в обмен на отложенное потребление, средства, вложенные гражданами в «земельные» облигации, гарантирующие приобретение земли.
       Разумеется, таким обещанием дело не ограничивается. Модель реконструкции хозяйства каждой территории, в разработке и осмыслении которой участвует каждый и каждый преломляет ее на свою жизнь и деятельность, становится аргументом уверенности в будущем, мотивацией к активности, откладыванию потребления в связи с реконструкцией.
       Модель будущего, вера в нее, активность, готовность к действиям, как и Собор, утвердившееся народовластие – это все условия, в которых неисчислимое богатство России становится капиталом.
 
                Социальный многоэтапный процесс

       Существенным условием, объясняющим, почему люди займут конструктивную, а затем и созидательную позицию, может быть только социальный многоэтапный процесс, изменяющий представления, ожидания и готовность действовать соответственно новым представлениям. Такой социальный демократический процесс включает ряд связанных между собой этапов. Результаты одних этапов являются условиями других, но и успехи последующих этапов усиливают результаты предыдущих.   Целевые  результаты  процесса  –  новые  состояния массовой личности, общества, государства  и национального хозяйства.
           Процесс развития, о котором мы говорим, включает:
      фазу построения модели развития  –  этапы установочный и политический,
      фазу реализации модели развития – этапы хозяйственного реформирования и хозяйственной реконструкции. Содержание этапов уже в существенной степени описано выше.
       Нельзя строго сказать: заканчивается один этап, начинается другой. Они лишь начинаются в такой последовательности. Но успехи на политическом этапе, на котором законодательство формируется под влиянием Собора, способствуют  развитию самого Собора и укреплению его дальнейшего влияния. А успехи хозяйственной реконструкции способствуют вовлечению в новые отношения в экономической сфере.
       Интересны положительные обратные связи, позволяющие реализовать каждый этап.

                Революционеры и консерваторы – группы мотивации

       Согласие по поводу целей и путей развития, отнюдь не означает, что граждане рядами и колоннами двинутся осваивать новые отношения. Даже участие в Соборе может иметь долгий период освоения, тем более участие миллионов  в предпринимательстве и бизнес-структурах.
       Граждане не совпадают в вопросах мотивации. Кому-то достаточно идеи, для участия в попытках ее реализации. Это небольшая в масштабе общества группа. Их можно назвать революционерами. С них начинается процесс освоения обществом новых отношений.
       Другим гражданам необходимы прецеденты. Пусть это начальный опыт, но он для данной мотивационной группы весомый аргумент в подкрепление идеи. Третьим необходимо, чтобы социальное движение охватило значительную для их мотивации долю граждан. Понятно, что все мотивационные группы, с третьей и далее, различаются такой долей. От группы к группе значение этой характеристики будет возрастать. Общество представляется последовательностью мотивационных групп, в которой вовлечение в новые отношения предыдущей группы есть условие для вовлечения последующей.
       Предпоследняя мотивационная группа требует, чтобы новые отношения охватили большинство, тогда такие граждане присоединятся. Но кто-то и тогда не присоединится. Это последняя группа – группа консерваторов.
       Новое гражданское общество будет результатом процесса с положительной обратной связью, инициированного идеологами и революционерами.