Адажио, адажио... И вдруг аллегро

Варис Елчиев
 

                Осень

    Все мы тупые режиссеры, никудышные операторы, лишенные эстетического вкуса декораторы и идиоты-продюсеры. Но, тем не менее, как актеры все мы виртуозы.

                *       *      *

   Слабаки всю жизнь страдают из-за своих ошибок, сильные же стараются не помнить о них.

                *       *      *

   На входной двери в управлении висит таблица «Уходя, не забудьте выключить свет!» Этот, вроде, нехитрый совет в принципе имеет большой смысл: Пусть после вас весь мир будет во мраке!

                *       *      *

   Когда творческий человек ведет беседу со своими мозгами, он создает прозу, а когда он беседует со своим сердцем, то создает поэзию.

                *       *      *

   Настенные часы в нашей гостиной всегда отставали, а наручные часы у отца ходили с точностью до секунды.
   То есть часы, которые всегда в движении вместе со своим хозяином, они могли шагать в ногу со временем, часы же находящиеся в покое, отставали от времени.

                *       *      *

   Будучи школьником я посещал музыкальный кружок в Доме пионеров. У нашей учительницы по солфеджио Фариды Мамедовной было излюбленное выражение, которое повторяла она, постукивая железной линейкой по столу:
    - Адажио, адажио и вдруг аллегро!
   Как она говорила, если играть до конца адажио, то есть в медленном темпе, от этого музыка наскучит. Играть до конца аллегро, то есть в быстром темпе, также не следует. От этого голова разболится. Так что формула успеха такова: Адажио, адажио и вдруг аллегро!
   Точно так же в жизни в большинстве мы свыклись жить в темпе адажио, то есть нерасторопно и по-этому ни в чем не успеваем. Незначительная же часть нашего брата в аллегро потеряли ритм жизни. Задыхаясь, второпях растрачиваем свои силы.
    Сейчас нам нужен учитель по жизни, чтобы бил своей железной линейкой по нашим рукам и твердил:
    - Адажио, адажио и вдруг аллегро!

                *       *      *

   Жозе Сарамога – один из самых значимых фигур современной мировой прозы, настоящий виртуоз и настоящий творец, последний пантеист нашего времени, человек, больше всех обеспокоенный полным хаоса сегодняшним днем, а также загадочным будущим человечества, самый суровый скептик и пессимист, человек, живущий в придуманном самим мире вместе со своими героями. Последний бастион пост-модернизма. Я с удивлением и восторгом прочитал его роман «Слепота». Еще долго не решался открывать у себя двери и окна, как бы самому не заразиться жуткой эпидемией слепоты.

                *       *      *

   Один очень обеспеченный знакомый мой, который занимал к тому же высокую должность, так и сказал: помогать неимущему – это означает протестовать против Бога, так как, если не было бы Богу угодно, он не создал бы его бедным.

                *       *      *

   Жизнь – это срок, отпущенный нам до наступления смерти. Только и всего.

                *       *      *

   У одних в груди находится сердце, у других – кусок мяса.

                *       *      *

   Осень я люблю не так, как весну. В действительности, осень – это такое время года, которое пробуждает чувства и волнения. Осенью душа человека будто изголодалась и требует пищи. Это время года можно неустанно любить и любить...
   Однако цвет осени как-бы схож с цветом разлуки. Короткие расставания, дней на пять – десять, бывают светло-желтого цвета. Долгие расставания имеют темно-коричневый цвет. Вечное же расставание бывает темного цвета, почти черного...
   Как вам идти по сырой земле и опавшим листьям в осеннем лесу, вдыхая этот смешанный запах и забрести вглубь так, чтобы заблудиться и не найти обратной дороги и никогда больше не вернуться назад?
               

                Зима

   Чтобы скрывать свою внешность, мы строим стены, а чтобы скрывать нутро, придумываем ложь.

                *       *      *

   У кого-то судьба написана «Parker»ом, ценою в пять тысяч манатов, а у кого-то 20 копеечной китайской авторучкой. Разницу чувствуете?

                *       *      *

   Для нас появление на свет – это устройство на работу в управление под названием «Жизнь». А работа наша заключается в том, чтобы жить. Срок контракта в один прекрасный день иссякнет, и мы будем освобождены от работы.
   Это есть смерть.
   А  возможно мы уйдем с работы по собственному желанию, не выдержав тяжелых условий.
   А это есть суицид.

                *       *      *

   В начале прошлого века в Баку жил певец по имени Сейид Мирбабаев. Рассказывают, что став нефтяным магнатом и разбогатев, он стеснялся своего прошлого и бил все свои пластинки, которые попадались ему на глаза.   В наше время, однако, те, кому ничего не стоит изменить своим политическим убеждениям, абсолютно не стесняются своего прошлого.

                *       *      *
   Сердце настолько будет перегружено горем, что однажды просто не выдержит тяжести и погрузиться в глубине тела.

                *       *      *

   Двух поэтов – Осипа Мендельштама и Иосифа Бродского, имевших особую значимость в русской поэзии, объединяло многое. Главное это то, что сравнительно простая жизненная философия, начатая первым, спустя 60 лет была основательно доработана вторым.
   Холод, докучающая темнота от слабого света фонарей. Игрушечные волки на Новогодних елках, небо, напоминающее мертвое полотно, куча чужих и безразличных людей вокруг, утомленный жизнью в убийственной степени и утешение от проглатывания сладких пилюль...
Осип Мендельштам.
   Постоянная очередность тусклых осенних и зимних пейзажей, жажда света и тепла, ноша на человеческом плече подобно пыльце на лепестке цветка, натюрморт, состоящий из ветра, сырости и обледеневшего моря, злые и голодные люди на очереди продовольствия, капля, желающая идти против течения...
Иосиф Бродский
   И протест внутри, крик души, затем шепот и в конце молчание каждого...
Силентиум!!!

                *       *      *

   Мамед Эмин Расулзаде говорил: «Если новое поколение какого-то народа выросло менее цивилизованным и менее опытным чем предыдущее, то существованию этого народа и его независимости грозит опасность». Это высказывание в наши дни должно звучать более чем актуально.

                *       *      *

   Когда я впервые увидел Мадрид, то назвал его музеем под открытом небом. Здесь так много исторических памятников, а также архитектурных шедевров, что невозможно не наглядеться. Особое впечатление на меня произвели скульптуры. Как их много для одного города. Чуть ли ни на каждом переулке можно увидеть монументальное сооружение. Эти шедевры разных объемов, возрастов и назначений не только дают информацию об истории города, они также придают ему неповторимую красоту. На площади Пуэтро дель Соль стоит памятник, считающийся символом города: фигура медведя у кустарника с клубниками.
   Чуть дальше изваяние Люцифера – сатаны, ниспосланного по преданию с небес.
   В Паласе-де-Торосе перед дворцом для проведения боя быков можно увидеть памятник тореадору, сражающемуся с разгневанным животным.
Меня поразил также бесподобный памятник легендарному Сибелису, сидящему в упряжке львов на фонтане, именуемом в его же честь. Этот памятник стоит на площади «Реал», где фанаты одноименного клуба отмечают победы своей любимой футбольной команды.
   В Палас-Майоре можно увидеть бронзовый монумент Филиппа III на коне.
   Особую привлекательность столице Испании придает изваяние со сложной композицией, где Мигель де Сервантес – всемирно известный испанский писатель сидит напротив своих героев Дон Кихота, а также Санчо Пансо и смотрит на них.
   Из сотни скульптур я, классифицируя, перечислил лишь несколько: символ города, религиозный образ, объект для развлечений, легендарный герой, правитель, деятель культуры...
   Надо заметить, что в Мадриде поставлены памятники даже пассажиру, студенту, а также дворнику. И что главное, в этом городе развита традиция установки памятников, а не их снесения. Здесь ни смена формаций, ни государственные перевороты, ни культурные революции не служат поводом для разрушения произведений скульптуры, объявляя врагами своих предшественников.
   Даже жестокий режим Франко, гражданские войны внутри страны, теракты националистического характера не послужили поводом для нерадивого отношения к этим объектам. Испанцы не опасаются за разгром произведений скульптуры, когда их сооружают.
   Мы же – бывшие советские люди боимся ставить памятники, что после нас их все равно снесут.

                *       *      *

Оборвать струны тара и превратить его в обыкновенную палку – это то же, что и обесценить очень ценное...


                Весна

   Интересно, можем ли мы после визита к пластическому хирургу изменить то, что написано у нас на лбу?

                *       *      *

   Награждать хороших людей – это не значит, что наказать плохих.

                *       *      *

   Наши балконы с дядей Джалилом были рядом. «Нефтяник» тогда выступал в чемпионате СССР в группе сильнейших в составе 16-ти команд.
   Я учился тогда в школе, но несмотря на это был ярым болельщиком.
Таблицу с календарем игр наш сосед знал наизусть. И когда в Баку матчи заканчивались, он стуча в балкон, звал меня и спрашивал: «Ну, как «Нефтяник»?» Интересовался счетом, если были забиты голы, спрашивал, кто забил, узнавал, как в целом прошла игра.
   Телевизор у них в доме был в рабочем состоянии. И конкуренции за то, чтобы кому смотреть тоже не было. Но дядя Джалил почему-то никогда не следил за матчем...
   Меня всегда поражало: как можно знать с точностью календарь игр, детально справляться о каждой игре, а самому при этом не смотреть матчи?
Но к сожалению, когда много  позже, уже будучи студентом я решил спросить его об этом, узнал весть о кончине соседа, и на свой вопрос не получил ответа.
   Сейчас, каждый раз, когда играет «Нефтяник» я вспоминаю дядю Джалила и хочу найти ответ на тот вопрос. Бывает, мы считаем бессмысленным своевременную разгадку незначительных секретов и от этого создаем сокровищницу тайн.
                *       *      *
   Никогда не бывает плохо так, чтобы думать «Хуже не бывает». Так что плохое особо осуждать тоже не следует.

Тысячи людей в мире поэтов пишут стихи выстраивая слова и соблюдая правила стихосложения: рифмы, а также количество слогов. А десятки тысяч людей, называя этот сбор слов стихами, считают их поэтами.
   Кто же тогда, извольте спросить, Рамиз Ровшан и Вагиф Самедоглы, те, кто создает империю мысли, сплетая венок из смысловых оттенков и волшебства, загадки красоты и глубины буквы, звука, слова, выражения и предложения?
   Если ночью вдруг взойдет солнце,
   Увидим мир мы обнаженным,
   И увидим мы грехи тайные.
   То потеряем рассудок,
   И возможно все мы убежим из этого мира.
                Это Рамиз Ровшан
   Нет у меня ничего за душой,
   Чтоб унести с собой в последний день.
   Боже, мою половину убей,
   А половину сохрани
    Что бы мог оплакивать меня.
                А это Вагиф Самедоглы
 
   Весной наступит пробуждение природы. А пробудятся ли недежды? Торговый центр «Караван» для Сумгаита был тем, чем является Кремль для Москвы, Елисейские поля для Парижа, Таксим для Стамбула, Хрещатик для Киева, Торговая для Баку. Это место с прилегающй улицей было не только объектом, где производился шопинг, но и местом для массовых гуляний и общения людей. К тому же тысячи людей здесь зарабатывали себе на кусок хлеба (половина населения города обеспечивает свое существование, работая в Баку, а половина – в торговле).
   Пожар, случившийся в «Караване» стал огромным убытком для города.
Сотни людей, взявшие кредит в банках, проливали слезы, созерцая свой сгоревший товар, и рылись в пепле в надежде найти хоть что-то уцелевшее.
Больше всего меня огорчило состояние вынужденного переселенца, у которого на рынке торгового центра сгорело три мешка картофеля.
   Перебирая обгоревшие картошки, он откусывал и ел уцелевшие места...

                *       *      *

   Одно и то же слово можно произнести и с уверенностью, и в обычном тоне, и робко. И каждый раз оно будет произвести различное впечатление.
  Интонация – облачение для слова.

                *       *      *

   На свет появляются сотни знаменитых мыслителей, художников, композиторов, писателей, ученых, государственных деятелей. Однако ни одному из них не посчастливилось запечатлеться на 100-долларовой купюре США, как это произошло с Бенджамином Франклином, которого от мала до велика узнают во всем мире.

                *       *      *

   Цитата от Никиты Хрущева – одного из бывших руководителей СССР: «Счастье не в богатстве. Как говорил великий Владимир Ленин «самое ценное – это не золото, а человек». Люди, строя коммунизм, будут украшать общественные туалеты золотом – говорил Ленин».
   Большинство пожилого населения испытывает ностальгию по СССР. Конечно, упускать возможность украшать общественный туалет золотом очень досадно.

                *       *      *

   На этом свете, оказывается, нет ничего бессрочного, чем временное явление...

                *       *      *

   На самом верху стоят люди с уверенной походкой, в середине – спотыкающиеся, а в самом низу – упавшие.
   Мы с тобой – спотыкающиеся, то есть – в середине. Если найдем в себе силы, будем снова ходить с уверенностью, если же не найдем, то упадем.

                Лето

   Люди делятся на две категории: те, кто смеется вместе с тобой и те, кто смеется над тобой.

                *       *      *

   Мы все приговорены помалкивать. Однако на фоне робкого молчание части из нас, единственным утешением для некоторых является смелое задумывание над своим молчанием.
   Согласитесь, однако, слабое утешение.

                *       *      *

   Те, кто пишет мемуары, никогда не искренни. Ведь не все, что пережил можно изложить на бумаге. Какой писатель может сознаться  в своей зависти, гневе, ненависти, а также похоти. Писатель, когда пишет о судьбе чужого человек, может быть искренним, однако о собственной жизни он так сердечно не напишет.
   Я не верю мемуарам.

                *       *      *

   Как бы ты не высовывался, ни вставал на пальцы, ни прыгал, однако другого берега моря тебе не увидеть.

                *       *      *

   Как говорил известный испанский философ Балтазар Грациан «Делай так, что окружающие всегда нуждались в тебе». Выжитый фрукт, в лучшем случае, может стать гостем в емкости для мусора. После того, как человек напьется от родника, он отворачивается и уходит».
   У нас – азербайджанцев бытует эквивалентная поговорка «Когда в саду растет абрикос, все с тобой здороваются...»
   Значит, для нас задача первостепенной важности – не допустить заканчивания абрикосов в нашем саду. Даже если они кончились, на ветке надо повесить искусственный фрукт – в бутафоре.

                *       *      *

   «Слон в Петербурге впервые появился в 30-ых годах XVIII века. Это был подарок иранского шаха Надира императрице Анне Ивановне. На месте нынешнего инженерного замка был построен величественный Слоновый дворец. В нем наряду со львами жил также их дрессировщик, посланный Надиршахом. Тот требовал для своих питомцев в год 365 пудов пшеничной муки, 28 пудов сахара и 100 ведер вино-водочных напитков...»
   «Голос Рязани» №12, 1991 г.
   P.S. Кто желает слона в виде подарка?

                *       *      *

   Детский мир очень интересен. В прошлом году я купил красивую куклу для своей дочери, которой было тогда два с половиной года. Она не расставалась с ней. Засыпала вместе с куклой.
   Вчера к нам пришел родственник и подарил малышке недорогую и некачественную куклу. Так она бросила дорогую куклу и схватила эту, новую. Для детей нет разницы: хороший или плохой, дорогой или дешевый. Для них важно – новый или старый.

                *       *      *

   Когда решение выносит рассудок, вероятность ошибиться у тебя мизерная. Когда же сердце выносит решение, готовься к оплошности.


                *       *      *

   Мы пошли не по той тропинке, где был слышен лай собаки, а по той, где виднелся огонек. Но и там на нас залаяла собака.

                *       *      *

   Нам не стоит горевать!
   Нам набраться силы воли, выдержку и эту беду переживем. Не будем отчаиваться.
   Достаточно только верить и не сломиться!