Новый роман В. Пелевина. Первые впечатления

Наина
" Любовь к трем цукербринам".


 
Роман Пелевина - об интернете, о всемирной паутине, о сети. И одно из ключевых слов его - " share", которое Пелевин использует в русском варианте как " расшэрить", то есть в переводе - использовать  по совокупности.
 Это слово, как мне кажется, очень удачно выбрано автором для того, чтобы показать вовлеченность, вовлекаемость и впутываемость человека, вошедшего в интернет . Его зависимость и полную потерю самостоятельности решений и действий.
"На самом деле моя работа была просто хитрым симулякром — ее не существовало. Я понимаю, что подобное может сказать про себя почти любой представитель креативного класса, но мои слова следует понимать не в переносном смысле, а в прямом. Моя работа была выстроена как симуляция изначально — она не имела отношения к внешнему миру вообще".

 В предисловии к роману  Пелевин делает  оговорку.
"В книге почти нет связи с актуальной действительностью. Думаю, что в наше время это скорее достоинство, чем наоборот".
 
И действительно.  Повествование строится практически на снах главного героя. Он выныривает из одного - сокрушающего, угрожающего-  и тут же попадает в другой - спасительный, излечивающий.
Потому что если бы это было реальностью, это было бы ужасно.
 Но Пелевин как будто предупреждает нас о том, что это может превратиться в реальность.
 
Чем на самом деле занимался сайт «Contra.ru» , где работал Кеша? "Характер «Контры» нравился не всем. Как написал в комментариях один возмущенный «ветеран труда, войны и опять труда» (на самом деле просто тролль, а еще конкретнее — придуривающийся Кеша), «раздражает, что в качестве мировых новостей в претендующем на массовый статус СМИ мне регулярно предлагают отчеты о пластической операции какой-нибудь голливудской сучки или об очередном альбоме какого-нибудь покрытого бриллиантами негра, исполняющего криминальный пиндосо-шансон (или, как иногда говорят, рэп). Что это, как не сознательный заговор, направленный на культурную дебилизацию и колонизацию России? Не надо делать из нас шкурных тупаков!».

Кеша работал в «Контре» чем-то вроде сисадмина, но подрабатывал и журналистикой.

Но  основное занятие Ке, как и других "офисных креветок" , было совсем в другом. А именно в собственном- когда никто не видит монитора- плавании по интернету. То есть в собственном интересе. А интерес Ке заключался во влечении к виртуальным японским школьницам.
Хотя Кеша виртуально женат. Не более не менее как на Мэрилин ( Монро , разумеется), а его виртуальное мужское амплуа- Юрий Гагарин.
Когда Мэрилин желает супружеских ласк , на фейстопе над ее изображением загорается красное сердечко, вокруг которого порхают голубки. И Кеша должен немедленно отозваться для "выполнения супружеского долга".
 Но, обладая Мэрилин, он представляет в своих  объятиях Little  sister, то есть ту самую маленькую японскую школьницу, которая, кстати, присутствует на его фейстопе и постоянно наблюдает за ним.
 
Возможно,  что Пелевин  рисует не просто интернет, а интернет будущего.
При этом он проводит в романе одну свою, кажущуюся мне важной, мысль.

Пелевин утверждает , что треть трафика всемирной сети занимает порно. Треть- это очень много.
"А потом... он слился с темнотой как с женщиной. Словно бы из монитора выскользнул черный лохматый цветок, сложился вокруг вздрагивающего Кеши, вобрал в себя пламя его радости, сжал на секунду, как бы взвешивая — и, найдя его слишком легким, уполз обратно в монитор, оставив чуть похудевшего и постаревшего беднягу на месте.

И сразу же я увидел тысячи, миллионы, сотни миллионов других мониторов — и ту же самую черную засасывающую тьму, питающуюся скудными городскими радостями закатанных в бетон людей. Я попытался понять, что такое эта тьма, и увидел подобие огромного черного полипа, какое-то прилепившееся к миру зияние.

В него и улетала неразделенная человеческая страсть, бьющая по ложным целям. Говоря научно, это был огромный мировой паразит, опирающийся на кремниевую информационную инфраструктуру. И я заметил, что он затягивает своих регулярных партнеров, в том числе и Кешу, в очень неприятные и однотипные формы будущего.

Поверьте мне на слово, невозможно понять новое поколение, всех этих креаклов, хипстеров и прочих мерчандайзеров, не принимая в расчет того, что все они с раннего отрочества — супруги заэкранной тьмы (выражение «экранный дрочила», более точно передающее суть вещей, кажется мне слишком вульгарным)".

  По мысли Пелевин, это не так -то просто,  есть это чей-то замысел.
 Вряд ли это замысел цукебринов. То есть Марка Цукерберга, Сергея Брина и Евгения Касперского. Они  исполнители  другого, более высшего замысла.
 И замысел этот, по мнению фантаста, в том, что землян  использует Космос.
 И более того, посланцы его присутствуют среди нас.

Присутствие это началось с появления калькулятора и электронных часов.
Закончилось же тем, что мы сейчас имеем и что мы будем иметь в будущем в связи с интернетом.
 Когда Кеша  спрашивает террориста Бату Караева , зачем это  нужно  космическим жителям других планет или Галактик, Бату отвечает ему: для того чтобы питаться сексуальной энергией землян.
 Мысль , конечно, интересная, но малопонятная.
То есть.

Одну из линий повествования я поняла. Объясню.
Кеша втихомолку , когда его никто не видел, как он полагал , писал на стене своего фейстопа:" FUCK THE SYSTEM!"
Но однажды стена ответила ему: "  THE SYSTEM FUCK YOU!" СИСТЕМА ИМЕЕТ ТЕБЯ!
 Иначе говоря, речь идет о зачипированности каждого пользователя интернета.
 И нет области , которой она бы не знала. То есть не может  быть и речи о какой-либо защите, даже если ты уничтожишь все свои аккаунты и другие следы в сети.

Разумеется, что Пелевин вплетает в роман свою философию.
 
Самое простое из написанного, по моему мнению, вот это:

«Тайна нашего предназначения, возможно, такова — мы нужны нашему Творцу и Создателю, чтобы он мог БЫТЬ, потому что он существует только относительно нас, своих созданий. Как луч фонаря становится виден лишь тогда, когда попадает на освещаемый предмет, так же и мое сознание, то есть я сам, возникает только вместе с осознаваемыми объектами — и исчезает вместе с последним из них (что знает любой человек, которому снился сон без сновидений). Не таков ли и высший принцип Творения ?

Мы есть видения Создателя, делающие реальным Видящего. Как сказано в Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста (он же — египетский бог Тот) — «Есть все, которое спит, и видит сон — и этот сон все...»

"Единственный способ победить Вепря — вообще отказать ему в существовании, понял Рудольф Сергеевич. Сделать так, чтобы в сознании не осталось идеи Творца. Для этого нужно отобрать у людей избыточную энергию, прежде позволявшую им догадываться о Боге. Когда ни в одной из божественных Двоиц и Троиц, которые он созерцал, не найдется места для Создателя, того просто не станет... Бога можно умертвить лишь одним способом — забыть его полностью... Это будет долгая и трудная битва. Но победу в ней можно одержать. Вот только самым совершенным и последним мечом Птиц, понял Рудольф Сергеевич, будет уже не он".

При этом  иногда кажется, что писатель повторяется, что это уже было в других его книгах, как, например, висящая из ниоткуда голова Птицы вызывает ассоциацию с висящей из ниоткуда же головой Иштар в " Бэтмане Аполло".

Продираться через дебри мышления автора местами необычайно трудно. Очевидно, что там надо как-то членить текст, разбираться отдельно в его кусках.
 Но это уже не удел читателя. Надеюсь, истинные поклонники и знатоки  Пелевина помогут нам. Хотя иногда кажется, что это опять же те самые грибы, то есть попросту психоделика.
Но постмодернизм - это такая непростая вещь.
Замечу только, что язык Пелевина в этом романе практически безупречен. Очень чистая стилистика. И почти нет обесценной лексики.  А без англицизмов и технических терминов в романе об интернете не обойтись.

 И наконец, подумалось мне, многое можно простить автору за финал.
Иначе говоря, мы опять возвращаемся к тому, с чего, с кого начали, - к Наде.
 Она - обычная уборщица в офисе. Разводит цветы и ухаживает за ними. Она не вовлечена в сеть. И жизнь ее проста и понятна.
А именно: там, где герой интернета  насильственно, путем какой-либо методики, принуждает себя к медитации, она просто потихоньку сидит на своей кухоньке и размышляет о самых простых и естественных вещах. Без напряга и апломба. И занимается делом.
 
Эта героиня напоминает мне другую: Маню Холодкову из повести" Бог в городе" В. Пьецуха. Маня Холодкова работает на трех работах, чтобы содержать себя и свою парализованную мать, которую как будто какая-то сила  поднимает с постели, когда Маню бросает очередной муж.
Именно благодаря Мане Бог прощает грешных героев повести, и в городе  таки начинается долгожданный рассвет. " В окно пивной ударил жемчужный луч".
 И именно Надя привычно и уютно поливает цветы в офисе  Контры в финале романа.