Основы православия. ч. 1, г. 5 продолжение

Борис Ляльченко
2. "Основами" можно назвать сам Символ Веры, составленный поместными церквями под руководством Св. Апостолов и их учеников в первые века христианства.

3. Символ веры сконцентрировал в себе только истины веры, но в нем не говорится о добродетели.

4. Учителя древней Церкви, как и Отцы первых двух Вселенских Соборов, были озабочены тем, чтобы лжеучителя или еретики не исказили истинной веры в умах христиан и потому преподавали им для заучивания краткие определения истин веры, устранявшие лжеучения еретиков.

5. В 3-м, 4-м и 5-м веках было несколько творений учителей Церкви, приближающихся по содержанию к "Основам" (Оригена, Феодорита, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского), но первообразом "Основ православия" необходимо назвать творение Св. Иоанна Дамаскина 8-го века, под названием "Богословие".

6. При изложении главнейших истин веры "Основы" руководствуются Символом Веры.




Часть 2. О вере.



Глава 1. Символ Веры и его происхождение.


1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

3. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася:

4. Распятого же за ны, при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна:

5. И воскресшего в третий день по Писанию.

6. И восшедшего на небеса, и сидяща одесную Отца:

7. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцом и Сыном споклоняема и сославима, глаголившего Пророки.

9. Во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых:

12. И жизни будущего века. Аминь.

13. Так изложили учение веры Отцы первого и второго Вселенских Соборов.

14. Церковные соборы проводятся по примеру Апостолов, которые держали собор в Иерусалиме.

15. Первый Вселенский Собор был созван для утверждения истинного учения о Сыне Божьем, против ложного учения Ария, который нечестиво говорил о Сыне Божьем.

16. Второй - для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво говорил о Святом Духе.

17. На двух первых Вселенских Соборах был составлен Символ веры, состоящий из двенадцати истин.



Глава 2. Об истинах Символа Веры.


   Для лучшего осмысления Символа веры необходимо разделить его на двенадцать частей (истин) и рассматривать каждую истину в отдельности:

1. О Боге изначально, в частности о первой Ипостаси Святой Троицы, о Боге-Отце и о Боге, как о Творце Вселенной.

2. О второй Ипостаси Святой Троицы, об Иисусе Христе, Сыне Божьем.

3. О воплощении Сына Божьего.

4. О страдании и смерти Иисуса Христа.

5. О воскресении Иисуса Христа.

6. О вознесении Иисуса Христа на небо.

7. О втором пришествии Иисуса Христа на землю.

8. О третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.

9. О Церкви.

10. О Крещении, где подразумеваются и другие Таинства.

11. О будущем воскресении мертвых.

12. О жизни вечной.



Глава 3. О первой истине.


1. Веровать в Бога значит быть уверенным в Его существовании и благом промысле о нас, всем сердцем принимать Откровение Его о спасении рода человеческого.