Бомбардир Судостроителя

Сергей Лелеко
 Сейчас всё просто: требуется хороший футболист в команду - бац, и покупают его, благо есть деньги. Приобретают на рынке футбольном. И это считается нормальным...

     А в 30-е годы прошлого столетия все было не так. И тюменскому футболу иногда везло, когда судьба забрасывала в нашу глубинку таких талантливых парней, как Александр Ганжук (1912 - 1977 гг.).

     Он был выходцем из семьи сельского учителя Проскуровского района Каменец-Подольской области, закончил семилетку уже в советской Украине. Прошел пути пионерские и комсомольские - и был направлен на металлургический комбинат в Сталино, недавно переименованный из Юзовки. Иными, более высокими словами -попал на передний край индустриализации...

   Все эти факты - из его автобиографии, где о футболе, разумеется, ни слова. А жаль: паренек играл в футбол не иначе как с детства. Потому что уже в школе ФЗО, где он учился на электрослесаря, ему устроили просмотр в местной футбольной команде шахтеров. Этот факт, никогда и нигде не зафиксированный, может подтвердить только Ганжук-младший - Вадим. Когда-то давно, просто к слову, отец обмолвился об этом...

      В 1933-м по разнарядке народного комиссариата тяжелой промышленности молодой электрик прибыл на свою вторую родину (тогда он еще не знал об этом) - в Тюмень, на новый судостроительный завод.
В заводской футбольной команде он пришелся ко двору. Правда, уже в 1934 году Александра призвали в армию, но обратите внимание, куда. В 65-ю тюменскую стрелковую дивизию, где он вначале учился в полковой школе, а затем служил механиком-водителем пулеметной танкетки Т-27.

   С большой долей уверенности можно сказать, что мой герой играл или в сборной дивизии, которой командовал известный любитель футбола товарищ Гаврющенко, или в команде «Военвед». В те годы существовали именно эти армейские команды, причем вторая участвовала в первенстве Тюмени. Поэтому предположу, что красноармеец Ганжук выступал и в поединках с местными футболистами, т.е. был на виду.

  После службы в РККА Александр Филиппович вернулся на завод. И проявил себя в самом разном качестве. Его служебная карьера выглядит несколько причудливой, но в то время это, наверное, было распространенным явлением - отказываться от нового назначения было просто нельзя.

  Вначале Ганжук - мастер-электромеханик, затем - инструктор физкультуры. Позже он становится помощником директора по политчасти и, до 1939 года, начальником школы ФЗУ. Принят в ВКП(б) в печально известном 1937-м (что подтверждает - его биография была безупречной для «охотников за ведьмами» из НКВД).

    А что же с футбольной карьерой? Спортивной прессы в Тюмени еще не существовало. Но, оказывается, если просеять газетные строки, местами малопонятные для современника, то кое-что выплывает на свет.

  Вот на редкость подробное сообщение газеты «Красное Знамя» от 30 мая 1937 года о финальном матче городского первенства по футболу в первой группе. Встречались «Учитель» и «Судостроитель», где играл Ганжук. Победитель, кстати, получал право выступить в первенстве Омской области, где должна была разыгрываться путевка на Кубок СССР. Такую систему ввели в 1936 году, и цена победы была велика.

  Так вот, именно нападающий Ганжук, воспользовавшись оплошностью защиты студентов-педагогов, забил первый гол, выйдя с глазу на глаз с вратарем Котляровым.

  Правда, игра в дальнейшем не сложилась для его команды, и, несмотря на еще один мяч, посланный Александром в сетку чужих ворот, она проиграла - 2:6.
Меня как исследователя тут радует другое: факт бомбардирского дара Александра Ганжука зафиксирован официально.

  Нашлась замечательная фотография, где запечатлены чемпионы Тюмени в классе «А» 1937 года - футболисты «Судостроителя». Сегодня у вас есть редкая возможность увидеть ее. Нападающий Ганжук стоит восьмым слева. Вот таким он был тогда.

 В 1939-м Александр Филиппович назначен на должность председателя городского комитета физкультуры, где он трудился до начала Великой Отечественной войны. И. продолжал играть за «Судостроитель».

  В годы военного лихолетья  А.Ф. Ганжук был призван в органы внутренних дел и служил в 15-м отдельном учебном мотоциклетном полку, обучая молодежь вождению и устройству мотоциклов в должности командира взвода.
В 1943 году был возвращен на партийную работу с пометкой в деле «по болезни» (открылась язва желудка). Работал инструктором Тюменского горкома партии, затем заведующим военным отделом сельского райкома, где находился до декабря 1945 года.

 Сведения о том, играл ли наш герой в футбол в этот период, к сожалению, отсутствуют. Вероятно, мешала болезнь. Но знаем, что он справился с ней, раз позже сумел вернуться на футбольное поле!

  В 1946-м он снова в Тюмени, служит в УВД области и играет уже за «Динамо». Есть очевидец острых проходов форварда Ганжука по флангам, результативных передач партнерам и голов на загляденье! Это бывший моряк Тихоокеанского флота Борис Мишатин, вернувшийся домой спустя пару лет после окончания войны с Японией. Борис Алексеевич говорит, что даже в 50-е годы Ганжук, которому уже было за сорок, мог причинить соперникам немало неприятностей.

  А еще Александр Филиппович был очень неплохим художником-самоучкой. Кроме самостоятельных сюжетов, мог создавать прекрасные копии известных мастеров. В 50-е годы его труды пользовались успехом у ценителей художественного творчества - и это были совсем не лишние трудовые рубли в те годы, когда страна жила небогато.

  После увольнения из органов внутренних дел наш герой от спорта и футбола, в частности, не отдалился: работал директором областного стадиона «Динамо», инструктором областного общества охотников. Находил время и для воспитания футбольной молодежи, и многие тюменские спортсмены-ветераны помнят его до сих пор.