Нейрон и поведение человека

Валерий Могильницкий
   Читая книгу известного учёного Александрова Ю.И. - "Введение в системную психофизиологию. Психология XXI века. М., 2003 г." - я осознал поразительные для себя идеи: нейроны и нейронные цепи в нашем мозге имеют свои "потребности", как и всякие другие клетки организма, но в отличии от них нейроны обязаны группироваться в цепи, определяющие наше поведение в мире, чтобы удовлетворить свои метаболические нужды - т.е. получить необходимые для жизни вещества. Чтобы понять о чём идёт речь, ниже процитирую некоторые выдержки из книги.

   "Человеческий мозг, состоящий из более чем 100 миллиардов нейронов, - самый сложный объект в известной нам Вселенной. Нейрон - это клетка. Активность отдельной клетки построена так же, как и активность целого живого организма. Нейрон может обеспечить "потребности" своего метаболизма только объединяясь с другими элементами организма в функциональную систему.

   Их взаимоСодействие, совместная активность обеспечивает достижение результата, нового соотношения целостного индивида и среды. "Изнутри", на уровне отдельных нейронов достижение результата выступает как удовлетворение метаболических "потребностей" нейронов и прекращает их активность.

   Активация клетки – это не просто реакция на какой-то стимул, на приход к ней разрядов других клеток. Нейрон посылает по разветвлениям своего аксона импульсы, чтобы изменить свою микросреду и получить те метаболиты, которые ему необходимы.
 
   Отдельно живущая клетка, одноклеточный организм (не нейрон), ведет себя следующим образом: если этой клетке нужен какой-то метаболит для того, чтобы поддержать свою жизнедеятельность, она может сместиться в область повышенной концентрации этого метаболита и его поглотить.

   Нейрон, как другие клетки организма, не может обеспечить свои потребности, изменяя среду в одиночку. Значит, отличие нейрона, во многом похожего на эту отдельную клетку (когда ему нужны метаболиты, он тоже действует, чтобы этот метаболит получить), состоит в том, что он, как и все остальные клетки организма, может обеспечить свои эгоистические потребности, исключительно синхронизируясь, объединяясь с другими эгоистами (клетками), которым также что-то надо. И вот теперь масса клеток (нейронов), активных вместе, работают, разряжаются импульсами.

   Что мы видим, наблюдая за организмом? Когда он работает, делает что-то, совершает тот или иной поведенческий акт и достигает результата, нейроны не знают ничего конкретно про эти действия. Но когда достигается поведенческий результат, то в микросреде каждого из нейронов появляются те метаболиты, которые им нужны для жизнедеятельности. За это они и работают!!! За удовлетворение их эгоистических потребностей. Объединение этих потребностей отдельных клеток в систему извне выглядит как совершение нами целенаправленного поведенческого акта. Но как эти объединения происходят?

   Формирование новых систем обеспечивается функциональными и морфологическими модификациями нейронов. В основе морфологических изменений лежит активация генетического аппарата нервных клеток. Для целого организма достижение результата поведения означает прекращение поведения. А для отдельного нейрона достижение результата означает прекращение его активности. И если для целого организма результат – схватывание чего-нибудь, получение пищи и так далее, то для отдельного нейрона – это получение нужных метаболитов.

   Возникает вопрос: а по-разному специализированные нейроны не могут входить в конфликт между собой? Одному хочется одного, другому – другого. Вероятно, могут. Предположим, сформировано некое поведение, которое позже запрещено. Нейроны, специализированные относительно сформированного поведения есть, у них существуют метаболические потребности. Они могут их удовлетворить, только совершив поведенческий акт, а этот поведенческий акт запрещен.

   Что делают эти нейроны, как они выживают? Каким образом они могут выжить, если они могут получить метаболиты только при условии реализации организмом определенного поведения, которое мы запретили? Это очень интересный вопрос. Ответ может быть таким: в случае возникновения стойкого рассогласования между "потребностями" нейрона и его микросредой и при невозможности устранить рассогласование в рамках имеющегося опыта, как в норме, так и в патологии у клетки имеется следующая альтернатива: измениться, вовлекаясь в формирование новой системы, или умереть (истощиться). Довольно часто это бывает в патологии, например при нарушении целостности ткани. Но, вероятно, может быть и в норме, в ситуации, когда индивид долго не может найти выход из положения, достичь результат поведения.

   Если не удается найти решение, то активируются гены смерти и запускается так называемый процесс программирования клеточной гибели. Подобный альтруистичный суицид клеток в нервной системе был показан, например, при изучении влияния на нейроны вирусов, которые поражают нервную систему. Когда вирус попадает в нервную клетку, то в этой нервной клетке включается аппарат самоубийства. (Интересно, что в ответ на это некоторые вирусы научились блокировать аппарат клеточного самоубийства.)

  Сейчас стало известно, что нейроны не только гибнут, но и вновь появляются в мозге у взрослого организма. Показано, что при локальных повреждениях мозга эти вновь появившиеся нейроны мигрируют к очагу повреждения.

  Если специализации нейронов сформировались, то они хранятся месяцами и даже годами. Эти изменения должны уходить глубоко, в молекулярные перестройки клеток, в изменение работы генов. Эти специализации пожизненны. Конечно, ту систему, по отношению к которой данный нейрон был специализирован, можно использовать в каком-то другом поведении.

  На самом же деле нейрон принадлежит той же системе, что и раньше, но возможности использования этой системы расширились.(Пример – излеченный алкоголизм: после долгих лет неприятия алкоголя может вдруг возникнуть рецидив). Во время жизни нервной клетки бывают такие ситуации, когда клетка должна что-то запомнить.

  Пока неизвестно, как определить то, что именно она запоминает каждый раз. Но известно, что в тот момент, когда это происходит, в нейроне включаются гены, которые, говоря упрощенно, запускают долговременное запоминание. Перестраиваются другие гены и белки так, чтобы нервная клетка изменила себя надолго..."

   Этот текст заставляет во многом пересмотреть взгляды на многочисленные теории о сущности мотивов поведения человека и общества людей. Невозможно отбросить факты, подтверждающие глубокую связь психического с биологическим в жизнедеятельности организма.

   Здесь зарыта масса ответов на многие острые вопросы не только психологии животных и человека, но и в социологии и даже философии, касающиеся проблем сущности таких психических явлений как: сознание, мышление, "душа"...