Как я учился водить автомобиль

Левон Григорян
               
           Как я учился водить автомобиль

Я начал учиться водить автомобиль со второго класса школы. Однажды, когда  сломя голову куда-то бежал во дворе школы, что-то мне вступило в голову и я резко остановился. Очнулся в мед кабинете школы. Оказалось, что за мной в ту же сторону бежали другие, и некоторые из них пробежались по мне. Пара царапин и запачканная одежда – невысокая плата за первый урок: резко не тормозить.
Следующий урок обошёлся мне дороже. Я отвечал у доски, когда прозвенел звонок с урока. У меня было несколько важных дел, и я пулей выскочил из класса. Но не тут-то было! По коридору шёл косяк старшеклассников, у которых, видимо, были не менее важные дела, с которыми не согласовывалось, чтобы на них натыкались всякие малявки. Они пожертвовали своими делами и стали меня учить правилам выхода из класса. Второй урок обошёлся дороже, чем первый, но и оказался значительно полезнее: выезжая с просёлочной дороги на трассу, осмотрись! Если при внезапном торможении рискуешь, что в тебя въедут сзади, помнут и помнутся, то удар сбоку значительно опаснее.
В последний день, после окончания второго класса, я весь из себя счастливый шёл по тротуару домой, предвкушая долгое лето со всеми его радостями. Слева от меня, по улице шла поливальная машина. Для того чтобы уберечься от брызг, я резко принял вправо. При этом я сбил с ног самую вредную из вредных старушек нашего дома и она в нескольких местах поломалась. Так вот, всё лето мои родители оказались вынужденными вылечивать и выхаживать эту старушку, чтобы уберечься от больших неприятностей, которыми она грозилась нас всех наделить. Летний отдых гукнулся. Третий урок мне обошёлся дорого, но я сделал вывод на всю оставшуюся жизнь: нельзя резко менять направление движения!
Осенью того же мы втроём, держась за руки, переходили улицу и на самой середине проезжей части, у нас возникло разногласие: остановиться и пропустить идущую машину или наоборот, продолжать переход. Водитель машины, видимо, разделял наши колебания и колебнулся влево-вправо, задел что-то и выразил своё мнение о нас при помощи слов, которые я тогда не все понял. Так что четвёртый урок я получил то ли бесплатно, то ли по очень высокой цене, это – как посмотреть. Он таков: если улицу переходят дети, тем более, держась друг за друга, осторожно сбросить скорость и быть готовым к любому развитию событий.
  Однажды мы с другом стояли на тротуаре друг против друга, я на краю, спиной к проезжей части. В какой-то момент мне показалось, что он хочет мне врезать и я отскочил назад и только чудом не попал под колёса проезжавшей машины. Пятый урок: если подросток стоит на тротуаре, даже спиной к проезжей части, ждать от него любых действий, плотно держать его в поле зрения.
 Мне было лет пятнадцать, в этом возрасте так дорожишь своим временем, что часто стараешься сократить путь хоть на метр. И вот, стремясь сократить свой путь на полтора метра, я перескочил через буксирный трос между двумя машинами, стоящими на красном свете светофора. Точнее, мне показалось, что перескочил, на самом деле я задел его и брякнулся перед начавшимся двигаться автомобилем, который не мог ни затормозить, ни свернуть – ведь его тянули на буксире, а водитель ведущей машины не мог видеть землю за своей машиной. До сих пор не понимаю, как, я увернулся от почти наехавшей на меня машины. Такого страха я не испытывал ни до, ни после этого и получил шестой урок: если тебя тянут на буксире, во время движения можешь расслабиться, ведь от тебя зависит только не давать тросу провисать и,  тем самым, предотвращать рывки. Но во время остановок – предельное внимание, голосом, фарами, гудком, чем угодно, предотвращать попытки перешагнуть трос.
Седьмой урок, самый жестокий, я получил не непосредственно. Отец моего друга и соседа, дядя Игорь, альпинист, хирург, весельчак, ехал однажды один в машине по загородней дороге. На противоположной стороне заметил скопление людей, видимо, в связи с ДТП. Как врач он счёл себя обязанным остановиться, подойти и, в случае нужды, оказать первую помощь. Оказалось, что пострадавшему от наезда помощь уже не нужна. Этот эпизод имел неожиданные последствия: совершивший наезд водитель «заплатил, сколько надо» и дело было оформлено следующим образом: смерть наступила не в результате повреждений, полученных при наезде, а в результате неправильных мер, применённых врачом. Дядя Игорь перестал быть альпинистом, хирургом и  весельчаком, а стал сначала заключённым, потом жалобщиком. Автомобиль является источником повышенной опасности, пользуясь им, надо помнить, что «ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным» и при совершении добрых дел быть крайне собранным и осторожным. Расслабляться допустимо при совершении недобрых дел, они, как правило, сходят с рук, люди стараются держаться подальше от вершителей злых дел.
Восьмой урок я получил глубокой ночью при переходе неосвещённой улицы и неправильной оценке скорости идущей машины. Я оказался в опасной близости от неё и понял, что водитель смотрел только на то, что видно в освещённой фарами узкой полосе перед собой. Значит, в таких случаях надо смотреть и вправо, где темно, но откуда может появиться пешеход.
 За девятый урок я благодарен человеку из тех, кого принято называть алкашами. Однажды один такой шёл недалеко от проезжей части. Точнее, ему казалось, что он шёл, на самом деле он совершал перемещения, напоминающие движение броуновской частицы. До сих пор не понял, как он не попал под машину, но запомнил, что если в поле зрения водителя есть такой человек, лучше всего, принять вправо, остановиться, закурить, позвонить и т.п., движение же продолжить только после его исчезновения из поля зрения.
 Когда мне было 11 лет, я ехал куда-то сидя на заднем сиденье машины дяди Коли, а рядом с ним сидела какая-то тётя. Они что-то делали, мне сзади не было видно, что, но в результате произошла авария, дядя Коля и тётя оказались в реанимации, а у меня на лбу и на локте остались шрамы, напоминающие о десятом уроке: водитель ничего не должен делать с тем или с той, кто сидит рядом с ним.
В пятом классе я пошёл в другую школу, дорога к которой шла дворами и изобиловала поворотами. Естественно, я возвращался из школы бегом. Повороты были разной степени изгиба, и я заметил, что каждому повороту можно приписать свою максимальную скорость прохождения, при которой не сносит и не заносит. Это было одиннадцатым уроком, которым я пользовался в дальнейшем: бывают повороты «сорокакилометрвчасовые», «пятидесятикилометрвчасовые» и т.п.
 Двенадцатый урок я получил косвенно, не на себе, в городе и закрепил в деревне, у бабушки: мужчины и гуси переходят улицу, дорогу, глядя в сторону, откуда едет транспорт, а женщины и курицы – глядя в противоположную сторону. Поэтому, когда в поле зрения представители двух последних типов, надо быть особенно собранным и осторожным.
Тринадцатый урок, урок езды задним ходом при помощи зеркал, я получил лет в четырнадцать, когда мне вздумалось прихорашиваться и я попробовал перед зеркалом подравнять себе волосы. Оказалось, что левое и правое меняются местами! Я двигаю рукой вправо, а она идёт влево! Подстричься не смог, но запомнил соотношение право-лево в зеркале.
Один из важнейших, четырнадцатый, урок я получал в течении довольно длительного времени, наблюдая за своим поведением в плохую погоду. Закрываешься зонтом, воротником, всеми подручными средствами и идёшь, глядя под ноги и думая только о том, как уберечься от «наезда» атмосферы. В плохую погоду водитель должен думать и за себя, и за пешехода, его условия комфортные, ему легче думать, чем пешеходу.
Так я копил уроки авто вождения и к тому времени, когда купил автомобиль, выяснилось, что мне больше почти нечему учиться. Единственным, пожалуй, новым стало только одно обстоятельство: когда ты за рулём, обстановка вокруг тебя меняется непривычно для пешехода быстро. Мгновенно возникает то, чего секунду назад не было и исчезает то, что только что было, ведь скорость перемещения раз в десять-пятнадцать больше.
 Двигать рычаг переключения передач и подобные действия можно освоить за минуты, не в этом заключается умение водить автомобиль. Оно приобретается в бытность пешеходом и этому вряд ли учат в автошколе, точнее, говорят соответствующие слова, которые «в одно ухо влетают, в другое – вылетают», не оставляя следа, если твоя жизнь пешехода не образовала предрасположенности к их усвоению.
Умению водить автомобиль, доступному пешеходу, невозможно научиться ни в одной автошколе. Так что, не теряйте времени, учитесь водить автомобиль, как только научитесь ходить. Никакая школа не заменит такого научения. Никакие ПДД не в состоянии охватить невообразимое разнообразие ситуаций на дорогах.
Каков ты, как пешеход, таким ты и будешь водителем.
И, самое главное, осознать и запомнить, что вот в данную секунду миллионы людей, самых разных, молодых и старых, мужчин и женщин, тупых и умных и т.п., и т.д. ведут машину. Не боги обжигают горшки и пользуются автомобилем.