Моё атаманское детство. Глава 1

        Термин культурный шок в четыре года я знать не могла, но испытала настоящее потрясение. И вызвано оно было вполне заурядным, даже бытовым явлением. У одного из авторов читала какой упоительный восторг он испытал, будучи младенцем, увидев в окно первый снег. Нечто подобное пережила и я. Разумеется, столь сильные чувства были вызваны не самим снегопадом. Казалось, чего тут такого особенного может быть. Созревающие на вольных хлебах деревенские дети катаются на санках и кувыркаются в сугробах до состояния ледышки.

          А дело было так. Бабушка впервые привезла меня в областной центр. Автобус пришёл рано утром. Всю дорогу я проспала, и в полусонном состоянии была выдернута из теплого салона на мороз. Дрёма слетела в мгновение ока. Снег крупными белыми хлопьями лениво кружился в неоновом свете уличных фонарей. Задрав голову, я остолбенела от неожиданно свалившейся с небес красоты. Вдоль дороги, между деревьями, на стройных металлических ножках возвышались светильники. Фасады домов едва угадывались в вальсирующей снежной кисее. При рассеянном свете уличных фонарей невидимый факир сыпал и сыпал из бездонной иссиня-черной шляпы небес серебристые хлопья. Снег путался в ветвях, зависая лёгким искристым кружевом. Редким снежинкам удавалось проскочить через ажурное сито ветвей, и они тихо ложились на тротуар или таяли на моём лице, горевшем от восхищения. Полагая, что ребёнок досыпает на ходу, бабушка прикладывала усилия и тянула меня за руку. А я восторженным мотыльком летела навстречу фиолетовому чуду, ничего не существовало вокруг кроме чёрного бархата неба и огромных хлопьев снега круживших в свете уличных фонарей. Игра света и тени потрясла меня в то утро.

          Второй культурный шок, возымел абсолютно противоположный эффект. К тому времени мы уже сами жили в областном городе. Случилось знаменательное событие, мимо которого я не могла пройти - открытие долгожданной картинной галереи. На звание культурной столицы Сибири наш областной центр не претендовал, но всё же приобщиться к высокому искусству стремился. Так и я, оплатив положенную сумму за возможность познакомиться с работами признанных мастеров, с волнительным трепетом шагнула к главному стенду. Полагая, что первое впечатление обманчиво обошла залы несколько раз, даже, вначале читала фамилии художников и уже потом переводила взгляд на полотно. Многие имена были знакомы, но это никак не помогало и ожидаемого эстетического удовольствия я не получила. Поблуждав в красивом помещении довольно значительную часть дня, окончательно убедилась, что чуда не произойдёт. Одна мысль только и крутилась в голове: так и я умею.

          А по дороге домой снова вспомнила странного человека у школьного пруда. Весть о том, что какой-то чудак расположился с мольбертом у грязной лужи заинтересовала многих. На большой перемене мы отправились туда, чтобы убедиться, так это или очередная утка доморощенных кэвээнщиков. Со спины художник выглядел подростком, оказалось и выражение глаз у него совсем детское. Вместо мольберта он приспособил деревянный ящик, на котором лежал обычный альбом для рисования. А на листе акварельными красками был написан маленький шедевр.
 
          Грязную лужу с загаженными берегами, в которой с весны до поздней осени плавали многочисленные гусиные выводки, мы привыкли обходить за километр. Оставаясь абсолютно узнаваемой, она, вдруг, фантастически преобразилась. Мы остолбенели и замолчали. Уловив наше замешательство, художник радостно принялся демонстрировать нам другие работы. Мы не скрывали своего восхищения. Тогда он заволновался и ласково потрепал за подбородок девочку, а потом неожиданно схватил её за едва наметившийся бугорок груди. Она испуганно отшатнулась, толпа оглушительно грохнула. Художник растерянно захлопал глазами и пролепетал:

          - Я не хотел. Честное слово, не хотел.

          Девочка в слезах убежала, а толпа школьников продолжала весело смеяться. Мужчина втянул голову в худенькие плечи,  и достал из кармана потрёпанного пиджака перочинный ножик. Дети бросились в рассыпную. Он стал объяснять, что хотел наточить карандаш, но его уже никто не слушал. Перемена закончилась, с визгом и весёлым возбуждением мы поспешили в школу.

          Работа художника потрясла меня, и заставила усомниться в собственном таланте настолько, что свои художества пришлось оставить. Я не знала, как его зовут, но руку мастера определила бы безошибочно. Ни на одном вернисаже его работ не встречала. Художник пропал в полной безвестности. Семидесятые не слишком баловали открытиями в области искусства, всё больше закрытиями.

          Часто деятели культуры превращаются в дельцов, а настоящий талант не терпит офисной суеты. И теперь нередко зрители испытывают культурный шок со знаком минус. Даже если решиться и задрать голову к небу, с годами всё труднее взлететь, практически невозможно. Для этого и приходят к нам в мир носители божьего дара, которых мы принимаем в лучшем случае за городских сумасшедших.

          Сама я не большой почитатель сюрреализма, должна, тем не менее, согласиться -  это блестящая идея творить искусство из подручного материала. Инсталляции способны произвести неизгладимые впечатления. Раньше мне казалось, что это пустая затея, высосанная из пальца забава людей желающих выделиться, во что бы то ни стало. Пока не увидела инсталляции из предметов забытого мира своего детства. Сколько воспоминаний всколыхнулось в душе. Удивительное дело, когда милый сердцу индустриальный хлам может стать предметом культуры. Таким непоправимым образом изменилось наше сознание. Хорошо это или плохо, не знаю. 

          Меня  больше привлекает живая красота, когда только один фонарный столб, а само чудо сотворенное природой перенесено мастером так умело, что хочется парить над миром. Даже если понимаешь, что так не умеешь, но чувствуешь на одной волне с создателем шедевра. Всего несколько минут твоей жизни, и под нежный трепет собственного сердца благодаришь ангелов, хранящих память времён, за возможность сопереживать. Истинные художники - живое воплощение ангелов на земле. Если нет ответной вибрации, значит, искусство не от Бога.


Рецензии
Понравилось.
...а художники не ангелы...бывают очень гадкие...изводят близких, регулярно напиваются, а в конечном итоге психушка...а то и вены режут или вешаются.

Валентина Душина   05.05.2016 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина!
Бывают и не редко, к сожалению.

Татьяна Кырова   06.05.2016 05:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.