Синяя вечность

Фатима Зейналова
Почувствовав резкий холод, я проснулся в пять утра. Окно, как обычно, было распахнуто настежь, но в комнате были сумерки. Странно, ибо в это время восходит солнце, и солнечные лучи, проникая внутрь, освещают комнату. Как только я подошёл к окну, чтоб закрыть его, резкий холодный ветер ударил в лицо. Вернувшись в кровать, я попытался заново уснуть, но в комнате всё ещё было очень холодно, видимо, ветер дул всю ночь. Пришлось укрыться пледом, который я долго искал в шкафу. Прошло два часа, но уснуть я так и не смог. Уже в восемь утра я стоял на кухне и варил себе кофе, как мой взгяд ненароком упал на, висящий на стене, календарь. Первое сентября... Так вот ты какое - первое утро осени...

Я не сразу осознал, что вчера закончилось лето. В Баку осень наступает медленно. До самой середины октября у нас светит то самое солнце, что летом, чуть позже начинаются бешеные, холодные ветры, после - дожди с хрустящими листьями под ногами. Ещё пару дней и наступает зима, т.е таковой осени у нас не бывает, чему я рад и это одна из причин, по которой я люблю Баку. Я попытался вспомнить какие-то яркие моменты, произошедшие со мной за эти три месяца, но тщетно. Лето пролетело, будто его и не было совсем, а осень ворвалась внезапно - холодным утренним бризом. Я никогда не любил осень, ибо это время года хоронило лето, беззаботное, жаркое лето. Осенью я ощущал резкие перемены в себе: я редко предпринимал что-то, оставлял важные дела на потом, больше читал и редко выходил на улицу. Там меня ждали проливные дожди, слякоть, хрустящие листья под ногами, голые деревья... На всё это было невыносимо смотреть. Тебя посещают странные мысли, будто приходится прощаться с чем-то важным и дорогим тебе навсегда, а ты ничего не можешь поделать с этим. Осенью я всегда становлюсь более чувствительным, нежели в остальные времена года. Осень - пора беспричинной грусти где-то глубоко в сердце. Хуже внезапно наступившей осени могло быть одно - воскресенье. С детства не любил выходные. Мне казалось, в выходные город становится мертвым. На дорогах мало машин, в очередях два-три человека, банки и многие другие предприятия закрыты, той оживлённости и суеты, что бывают в будни, нет.

Деловых встреч и важных дел не было назначено на этот день, а значит, можно было, наконец, отдохнуть. Полдня я провёл дома, лишь к вечеру решил всё-таки выйти  и прогуляться. Хотел встретиться с другом, как вспомнил, что он только к завтрашнему утру прилетает со своей деловой поездки. Я отправился в приморский парк, который находился недалеко от дома. Вечер был тихий, и людей было мало на удивление. Я сел на скамейку, которая находилась ближе к морю. Я все еще не мог поверить в то, что наступила осень, что время мчится куда-то с бешеной скоростью, а столько несделанных дел меня ждёт впереди, столько побед и поражений, счастливых дней и разочарований...

Раньше я частенько здесь бывал. Мне очень нравится эта панорама: синяя вечность и чайки. Море всегда наводило на меня какую-то грусть, как писал *** : " Если море тебя печалит, значит ты безнадёжен". Одновременно с грустью, ко мне приходило спокойствие, внутреннее спокойсвие. Помню, недалеко от парка находилась любимая кондитерская. Я всегда заходил туда за любимым шор-гогалом (традиционная сладость) и булочкой с яблочным джемом, после чего отправлялся в приморский парк. В потоке всех этих мыслей мне припомнился один эпизод из детства, вернее из юности
Десять лет назад, когда мне было восемнадцать, я помню, как также сидел на скамейке, в этом же парке с одним пожилым господином. Вернее, людей было много и свободных скамеек не было, пришлось подсесть к нему. В тот день я был чем-то сильно встревожен и возмущен, как обычно, ибо возраст сам говорит за себя.

- " Море завораживает... Потрясающий вид, не правда ли?" - обратился ко мне пожилой господин.
- "Да..." - произнёс я машинально, думая о своём.
- " А море забрало самое дорогое, что у меня было..." - сказал господин.
- "Что простите?" - переспросил я рассеяно.
- " Мой сын утонул, когда ему было восемнадцать. Он с детства занимался плаванием. Когда мне позвонили сообщить эту новость, я сказал, что этого не может быть, вы ошиблись номером. Я бросил трубку, подумав про себя - мой сын отличный пловец. Действительно, море забирает смелых..."

Я пришёл сюда, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями. Море и так наводит грусть, да ещё этот пожилой господин со своей жизненной драмой. Я уже начинал жалеть, что подсел к нему.

- "Мне очень жаль" - ответил я равнодушно.
- " Я редко кому рассказываю об этом, просто вы мне очень напомнили сына. Сколько вам лет? "
- "Восемнадцать" - ответил я раздражённо.
- " Я так и думал. Очень уж жесты и глаза выдают."
 
Я ничего не ответил. Ещё один вопрос и я готов был встать и уйти без объяснений.

- " Вы, наверняка, думаете, чёрт побери, я пришёл сюда, чтобы отдохнуть, а не слушать историю и нотации какого-то старика."

Старик будто прочёл мои мысли. От удивления у меня даже машинально приподнялась левая бровь.

- "Юность - лучшая пора в жизни каждого. Восемнадцать лет - прекрасный возраст. Возраст, когда кажется, что знаешь всё и благодаря этим знаниям можно горы свернуть. Время самых смелых и искренних поступков. В этом возрасте ты уже имеешь определённые принципы и взгляды на жизнь, от которых, как ты думаешь, ты никогда не откажешься, ну это до первого разочарования. С годами многое меняется, ибо ты взрослеешь и видишь, как твои принципы и убеждения один за другим рушатся, как песочные замки на берегу моря после каждого удара волны. Сначала ты злишься на весь мир, а после начинаешь понимать, что ты переоценил свои силы.Ты больше не требуешь от друзей той сумасшедшей преданности и верности, ибо понимаешь, что каждый имеет право на ошибку, которую мы обязаны простить. Ты не требуешь от близких людей постоянства в своих чувстах, ибо понимаешь, что всё проходит. Ты меньше начинаешь судить людей, а стараешься больше понимать их. Ты начинаешь больше ценить, что имеешь, ибо потери научат тебя этому. Ты прощаешь другим, а в первую очередь - себе, весь свой прошлый опыт, ибо всё к лучшему и многое тебя ещё ждёт впереди. Но с этими истинами ты не столкнёшься завтра, ты будешь приходить к ним шаг за шагом, спотыкаясь, и так до самой вершины всех этих суждений. Тебя ждёт долгий путь, и если ты сумеешь достойно их принять, ты многое в жизни приобретёшь. Я говорю всё это, ибо не успел сказать сыну, единственному сыну..."

Я помню, как внимательно слушал слова этого пожилого господина. Конечно, я уже не сожалел о том, что подсел к нему. Даже тогда я понял, сколько боли и отчаяния было в его словах, в словах, которые он не успел сказать сыну, которого, возможно, пытался уберечь таким образом от будущих жизненных разочарований и потерь. Мне стало даже стыдно за своё поведение в начале нашего разговора. Старик уже собирался уходить, как вдруг произнёс.

- "Сынок, думаю, мои года и мой опыт позволят дать тебе совет, который, на мой взгляд, может тебе помочь. Научись не противопоставлять себя миру, а принимать его, и ты увидишь, как мир идёт к тебе навстречу."

С нашей встречи прошло десять лет, а эти слова я помню со всей своей точностью донельзя. И теперь, сидя здесь, на скамейке приморского парка, с прекрасным видом, я  поистине осознал значения слов этого господина. Ибо всё в жизни произошло с той точностью, как говорил старик. И мне думается, что я смог, смог принять эти истины достойно. Будь я его сын, он мог бы мной гордиться, ибо я могу сказать, что приобрёл в жизни больше, чем потерял.