По следу одного Мастера

Игорь Смольников
ПО  СЛЕДУ  ОДНОГО  МАСТЕРА.

Продолжение о композиторе В.Мартынове.
     Обращаясь вновь и вновь к философским мыслям композитора  В.Мартынова, невольно вспомнил интервью другого нашего композитора А.Рыбникова, которой примерно высказал такую мысль: … что все мы топчемся на месте, не внося ничего нового, используя только то, что до нас наработали наши предшественники. Сейчас все мы находимся как бы в ожидании нового Явления ( имея в виду Божественное проведение ), которое и даст нам всем дополнительно  направляющий импульс.    
Нечто о подобном с сарказмом говорил и писатель-фантаст С.Лем:
 "Все искусства пытаются ныне выполнить маневр спасения, всераскованность творчества стала кошмаром, проклятием, бегством. Искусства хотели бы вернуться к источнику, да не способны. Скульптор, подсовывающий нам необтёсанные булыжники и одухотворяющей нас экспозицией из случайного мусора, пытается забраться обратно в палеолит, в шкуру прачеловека. Но куда ему, нет, не видать ему сырого мяса первобытной экспрессии. Что остается? Поясним на примере музыки, поскольку ближайшие перспективы открываются перед ней. По ложному пути идут, ломая контрапункту хребет и компьютерами пуская Бахов на распыл. Ещё не пришел новатор-спаситель, ясно видящий цель. Я жду его с нетерпением - жду его музыки".
Как видим В.М. далеко не одинок в своих взглядах.

Но оставим на время цитаты. Как я говорил ранее меня интересовали    более всего христианские воззрения и мысли композитора – философа, в  связи с последними временами, а также его размышления о Новой реальности.
Для этого я выбрал несколько высказываний В.М., которые попытаюсь понять, а в некоторых случаях возможно и оспорить.      

Из статьи: « Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре ».
В.М.     Я  вспоминаю те годы с горячей ностальгией, это вообще лучшие времена были. О них идет речь и в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», и в моей новой книге, которая выходит в декабре. Время горячей пламенной веры, когда были еще живы и доступны старцы, чего сейчас нет. Например, отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай, отец Наум, отец Амвросий... расцвет российско-советского старчества, так сказать. В постсоветское же время монастыри и храмы стали открываться, а духовные старцы либо умерли, либо стали недоступны. В начале 1980-х мы абсолютно свободно ездили к отцу Николаю на остров Залит. Последний раз, когда я там был, обычный человек к нему проникнуть уже не мог — там были ОМОН, казаки... Тогда все было проще, вера была более пламенная — церковь находилась под спудом, и это как-то организовывало, мобилизовало.

И.С.  Совершенно согласен с автором. Еще свежи были раны, нанесенные безбожием. А некоторые старцы были свидетелями этих бедствий. « Освобожденная » же церковь после краха Союза в 1992 году уже успела вдохнуть в себя свежий глоток « Свободы ».      

В.М.  Сейчас нет запретных тем, можно снимать кино про безумного Ленина, экранизировать «Доктора Живаго», «Мастера и Маргариту» — раньше об этом нельзя было и подумать. Ничего было нельзя, но Тарковский или Параджанов сделали все, что хотели. Где сейчас что-либо равное «Сталкеру» или «Цвету граната»? Это касается любых областей, причем это общемировой процесс. То время было гораздо креативнее, концентрированнее, мощнее. Сейчас время такое, что можно все — и это время импотентов. Все можно, но никто особенно ничего не делает.

И.С.  « Чем сильней пружина сжимается, тем сильней от нее отдача ». В
Откровении Ап.Иоанна есть такой фрагмент он называется временем  Безмолвия Отк.8;1. Когда Небеса будут молчать, а на земле будет хаос и беззаконие. Люди будут предоставлены как бы сами себе и в этой « Новой реальности », должны проявиться наконец то осознанные, самостоятельные  личности.      
Ступеньками к этому началу можно считать изобразительное творчество В.Кандинского, К. Малевича и многих других художников, совершивших  некую метаморфозу, когда их творчество благополучно растворилось в людских массах и явилось в новых своих качествах и свойствах, от модных подиумов, архитектуры, русского авангарда и конструктивизма. Сработал тот самый « прибавочный элемент », о котором мечтал и писал  Малевич.
Когда К.Моне писал свое « Впечатление », он вряд ли предполагал. Что оно станет символом Импрессионизма. Но это была его рядовая работа, к тому же не из лучших. Нечто подобное произошло и с « Черным квадратом », который практически закрыл эпоху живописи. Ибо подошло время, как метко заметил В.М. А те художники, которые продолжают проповедовать реалистический путь, топчутся на месте, живя прошлыми наработками великих мастеров, не  внося в искусство ничего нового и позитивного.
Они питаются за счет необразованной публики, которая слабо разбирается в вопросах искусства, но готова платить.  И стоит этой публики избавиться от своего невежества, как вся эта создаваемая сотнями лет « пирамида » успешно развалится.
            В данное время можно отметить одну важную особенность. О постепенном стирании граней между профессионалами и так называемыми « любителями ».               
            Да, проблема сложная, этим « любителям » постоянно тычут в глаза, заявляя им: Кто ты такой?!  Нечто подобное говорили в свое время Сыну Божию и Его последователям, бывшим плотникам и рыбакам. Впрочем, зачем далеко ходить, Сезанн, Ван-Гог, Гоген и другие блистательно указали на это различие. 
А вот еще из Писания:    « И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемые будут; И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать; И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь, и курение дыма. Иоил.2-28. Деян.2-17.
            Как видим среди всех перечисленных не упоминаются, так называемые    профессионалы.  Дух изливается на всякую плоть. Пожилые люди начинают писать трактаты, стихи и браться за кисть, раскрывая в себе до поры дремавшие в них таланты. Появляются пророки и философы, умножаются контактеры,  поддерживающие связь с внешними мирами и рождаются дети с выдающимися способностями и много еще чего. Но в их среду успешно вливаются множество лжепророков и шарлатанов.  И  неопытному человеку невероятно сложно и практически невозможно отличить, кто есть кто? Но такое происходит  всегда во времена великих исторических перемен. Когда начальная фаза подобных метаморфоз проходит хаотично с издержками и нередко принимает уродливые формы. Пока со временем все не расставляется по своим местам. Это мучительный и сложный процесс. Не дай Бог жить в  эпоху этих перемен, как говорили мудрые люди. Но именно ее мы сейчас и переживаем. В Евангелии об этом процессе частично говорится это о том,  « Когда последние  будут первыми, а первые станут последними… »
И время уже показало это в 1917 году и еще покажет.   
           Изменения необходимы и насущны, ибо прежние и нынешние визуальные формы искусств с их закостенелыми идеями не справляются, потому как изжили себя. Все сферы человеческой деятельности; политика, экономика, наука, культура и прочие институты,  как будто сговорясь в один  момент подошли к единому кризису, завершающему концу, в точке Х -  называемой по библейски Армагеддон.   http://www.proza.ru/2013/08/04/646


В.М.    В первую очередь от исторического периода. От личности зависит далеко не все. Кем был бы Моцарт, при всей его гениальности, родись он в Кабуле? Значит, должны совпасть время, место и многое другое. Была эпоха Великих географических открытий — и прошла: все открыли. Возможно, Федор Конюхов не менее выдающийся путешественник, чем Магеллан или Колумб, — четырежды совершил кругосветное путешествие, но уже ничего не открыл, разве что в себе. Так же бывает и в музыке, и в кино: Феллини, Антониони, Висконти, Бергман, Пазолини... Когда в один и тот же год и день умерли Бергман и Антониони, кончился кинематограф великих имен и свершений. И в музыке тоже не будет нового Стравинского или Веберна.

И.С.   Сложнейший вопрос. Поколение Святых, гениев и великих  личностей, последовательно стало покидать землю, начиная с начала 20 века.  Новое нарождающееся поколение еще не вошло в силу. А возможно  это произойдет внезапно, как взрыв! Вспомним огненное крещение учеников И.Христа, в день Пятидесятницы. Тут есть варианты, но ясно  одно, что это  состоится в ближайшем будущем этого тысячелетия. Каким станет человек будущего?  Иисус Христос показал это, когда на практике творил  и проявлял Свои « чудеса » - это исцеления и воскрешение больных и мертвых, хождение по водам, телепатическая связь, прохождение сквозь стены, физическое изменение личности и много еще чего…      

В.М.   Сегодня наш народ себя не позиционирует в мире и сам по себе и как производитель каких-то явлений. Есть какие-то осколки, частности. Кто нас, русских, представляет - Мария Шарапова? Но у меня есть какой-то оптимизм. Потому что сумма накопленных несуразностей либо нас абсолютно раздавит, или именно из них получится нечто. В мире нигде не явлено никаких очевидных перспектив. Есть определенные тенденции, но они сомнительны, а порой отчетливо тупиковы. А наше отчаянное положение, возможно, чревато каким-то открытием. Для России самый худший вызов - это сама Россия. Пора собраться. Главное, чтобы осталось на это спокойное время. Мы живем в таком неустойчивом мире, причем дело не столько в политике, возьмем природные катаклизмы, цунами и прочее. России хотя бы еще десять лет для маневра очень важны. Хотя мое убеждение, что России и русского народа сегодня нет. Россия - это Китеж, и мы слышим звон, но не знаем, где он.
(из книги В.Мартынова "Зона opus posth, или Рождение новой реальности")

И.С.  Да, интереснейшее определение. Но что делать? Ибо человек практически не может управлять данной ситуацией,  но до определенной  степени человек может управлять собой, вероятно это и есть выход, но главное;   
не опускать рук от отчаяния. А наоборот, внимательно всматриваться в события, происходящие в мире и при этом всегда помня, что говорит Святой Дух через своих поставленных  Апостолов, пророков, пастырей и учителей:
                « … Дабы мы не были более колеблющими и увлекающими всяким ветром учения. По лукавству человеков. По хитрому искусству обольщения.

В.М.    « Конец времени композиторов» и «Зона Opus posth» вызывают резко отрицательную, даже суперотрицательную реакцию в музыкальных и композиторских кругах, но очень положительную — в кругах литературных и философских.  По этому поводу уже устраивался ряд круглых столов: у Подороги, у Гиренка, в Институте философии, на философском факультете МГУ… Важно, однако, что эта отрицательная реакция никак не аргументирована.
 Я думаю, примерно то же будет и с «Пёстрыми прутьями Иакова», где говорится о конце времени русской литературы: со стороны литераторов это тоже должно вызвать сопротивление. Я бы очень хотел услышать аргументированные возражения, чтобы дело как-то развивалось. В этих книгах я специально полемически заострял сказанное — с тем, чтобы последовала полемика, на которую я мог бы отвечать. Но пока мне отвечать не на что.

И.С.   Ну, это как всегда! Пока тебя не коснется.
Вас постигло испытание не более, чем человеческое…
Так, что если Господь не призовет, то напрасны все наши усилия.

В.М.    Осознание факта, что творчество сегодня протекает не в пространстве  искусства, а в пространстве его производства-потребления, не ново для  художников.  Кто-то ищет возможности для сопротивления, кто-то цинично пасует - "куратора любить противно, но нужно", однако все понимают, что вместо произведения речь о проектах, стратегию определяет продюсер и.т.д. Казалось бы, все это вполне естественно для шоу-бизнеса и его ответвлений, причем здесь классическая музыка, чье место на пьедестале достижений человеческого духа не может подвергаться сомнению. Но не все так просто.
Состояние его скорее критическое, чем безнадежное".
И если мы найдем в себе силы признать этот факт, то вопрос "Кто убил классическую музыку?", или "Кто убил музыку как пространство искусства?" представится нам пустым и неконструктивным. По-настоящему конструктивный вопрос будет звучать так: "Что происходит после смерти музыки как пространства искусства" или "Чего нам ждать после этой смерти?"

И.С.   Господь ждет от нас САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ решений. Иногда Он провоцирует нас на это говоря:  « Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Отк.3;15-16. " ...или сделайте что нибудь доброе ли, худое ли, что бы изумились и вместе с вами увидели". Ис.41;23.   
Так что некоторые вопросы ты должен решать сам.
          Рассуждение о Новой реальности вроде бы и верное, но какое то мелкое, не затрагивающее более важных и серьезных проблем. По крайней мере в этой статье.
               
В.М.    Сегодня музыка сама декларирует себя как энтертеймент, времяпрепровождение. Маловероятно, что с этим согласились бы, скажем, Пифагор, Бах, Веберн. И сейчас под него не подходит ряд людей. Но они всячески усекаются, зажимаются, перестают существовать.       Мне кажется, будущее за мультимедийными проектами, за любительским искусством. Не зря сейчас все так заинтересовались любительским видео и клубной музыкой. Эта тенденция очень показательна. Люди устали от совершенного, академического искусства (оно очень пафосно и претенциозно) и хотят чего-то нового, свежего. Есть надежда, что из этих неформальных интересов родится новое искусство. Эта ситуация напоминает мне ту, что была в XVI веке. Слушателей перестало интересовать великое искусство контрапункта. На смену ему пришло одноголосное пение. Тогда эта музыка считалась абсолютно маргинальной, подзаборной. Но потом из этого направления возникла музыка Монтеверди, Моцарта и других великих композиторов. Возможно, в клубной, диджеевской музыке заложены истоки будущего искусства… Человек приходит с портфелем пластинок и начинает из них делать какое-то состояние - это мощный авангардистский жест. В этом есть нечто обнадеживающее, что противостоит текстовой рутине, которая становится просто невозможной. Люди, пишущие текст, - это мертвецы, которые хоронят своих мертвецов.

И.С.     Да, чрезвычайно важно во всем этом хаосе заметить, уловить то, что в будущем станет определяющим направлением.  Хотя все многие откровения уже давно даны и мы просто их не видим и не слышим. 


В.М.   Если человек хочет написать произведение, чтобы оно было услышано, оплачено - это одно. Но можно написать так, чтобы приоткрыть дверь этой самой невозможности. Показать, что невозможно больше так писать. Чтобы слушатель почувствовал невозможность произведения, взорвать концепт изнутри. Тогда самая идеальная ситуация, когда слушатель приходит, слушает симфонию, а потом это оказывается капсула, которая его взрывает. Я понимаю, что на это не тяну, но в некотором роде пытаюсь.
        Было время великих географических открытий, когда любое путешествие завершалось результатом. Федор Конюхов, по-моему, не менее крут, чем Магеллан, но он ничего не открывает - может быть, кроме как в себе самом.
        Результатов нет. Музыкальные занятия чреваты тем же самым. Но, может быть, результаты и не нужны
        Это значит, что поменялся антропологический тип или код. Раньше человек что-то открывал, завоевывал, теперь художника интересует, чтобы все были удовлетворены, а он заработал свои деньги.
        Поэтому мы должны выйти на новый уровень. Этот уровень не дискурсивный, не вербальный, не грамматический… И, может быть, в музыке эта новизна прощупывается лучше всего. Эта новизна сквозит в каких-то даже явно неоднозначных и сомнительных течениях - хаус, эйсид, кислотные вещи. Но эти течения являются симптомами нового, они бьют в иное. Остальные согласились, смирились. Стали первооткрывателями без открытий, туристами.

И.С.    Вспоминается роман Г.Фаллады  « Каждый умирает в одиночку ». Давно ушли в лету герои-одиночки, спасающие мир. Сейчас, как думается человеческий взгляд устремлен на самого себя в желании познать свои возможности – это и будет настоящим открытием. К этому призывали и наши предки, говоря: « Познай самого себя ».
 Ибо человек был постоянно озабочен более глобальными проблемами такими как; вечная война за вечный мир, за державу, за свободу, равенство и братство, за народ, процветание и прочие не совсем понятные и обтекаемые идеи (догмы). Может хватит и пора обратиться на себя, любимого?
    
(из книги В.Мартынова "Зона opus posth, или Рождение новой реальности")
      Вы не раз говорили о том, что появление компьютера ведет к антропологическим  изменениям. Они, по-вашему, действительно начались?

В.М.    Отрицать это — ломиться в открытые ворота. Огромная разница — читать на бумаге или на мониторе, для этого нужны совершенно разные навыки. Как человек пишущий, я вспоминаю уроки чистописания: нажим — тонко, нажим — тонко... Это формирует один тип сознания и общения с реальностью, клавиатура и мышь — другой. Это другая антропологическая данность. Стали меньше читать, не могут пересказать прочитанное, хотя это и не всех касается. Речь не о том, что это хорошо или плохо, но это фундаментальное антропологическое изменение.

И.С.   По себе замечаю, не могу читать то, что напечатано на бумаге, хотя и вырос на  великой литературе и благодарен ей по сей день. Невольно приходиться признать  сказанное Ап.Павлом: « Говорю вам тайну; не все мы умрем, но все изменимся ».
1-Кор.15;51
 
P.S.  Благодарю ВИМ, за чудесную виртуальную беседу, с уважением СИМ.