История одной фотографии

Карин Андреас
Каждая фотография - это маленький эпизод из жизни. На этой фотографии мальчик положил свою руку на моё плечо. Снимок сделан в пансионате на берегу озера... но всё по порядку.

Во все времена были и есть интриганы, желающие возвыситься за счёт других, но к счастью были и есть "рыцари" – борцы за справедливость.

Давняя история. Сменила я работу и пришла в новую организацию. На предыдущей работе попала я в любовный треугольник между двумя братьями, хотя узнала об этом почти двадцать лет спустя. Была влюблена, летала от счастья и вдруг все изменилось. Не было ссор, разговоров, он просто избегал встреч со мной. Неопределённая ситуация тянулась год. Мои нервы не выдержали напряжения и я уволилась.

Новый коллектив оказался молодёжным. Незамужних девчонок в нем работало намного больше холостых парней. Один отдел в большинстве своем был девичьим, а начальник отдела - холостяк. Девчонки вились вокруг своего руководителя, как пчелы, стараясь во всем ему угодить. Нового человека – меня, они восприняли как конкурентку. Их начальник чувствовал себя петухом в курятнике – а мне петухи неприятны.

Кажется, прошло чуть больше месяца, как я начала работать на новом месте. Директор организации решил порадовать коллектив двух дневной путёвкой в пансионат. Пансионат маленький - чужих не будет.

Мне не хотелось ехать, но я понимала, что нужно. Есть очень хрупкий момент - человек в новом коллективе. Если отказаться, то злопыхатели, такие всегда найдутся, скажут: игнорирует коллектив.

Я знала этот пансионат. Расположен в долине, на берегу озера. Место тихое, но неинтересное, поэтому взяла с собой книгу.

Действующие лица этой истории:
Овик – мужчина, вокруг которого вились девчонки;
Гаяне – из нашего отдела, которая уговаривала меня поехать с ними;
Воски – одна из девчонок, влюблённых в Овика;
две замужние дамы со своими детьми;
мужчин, кажется, всего четверо, остальные – девчонки.
Всего в пансионат поехало 30 человек.

Воски взяла с собой брата. Может, потому что путёвка бесплатная, а может ей нужен был кавалер – мальчику тогда исполнилось 18 лет. Честно признаюсь, не помню его имени, но поскольку он участник этой маленькой истории, дам ему имя Ваган (щит, защитник – арм.). Думаю, что родители ошиблись, дав дочери имя Воски (золото – арм.), потому что она по характеру крикливая, самоуверенная. В те годы многие шили и вязали, ведь в магазинах приличной одежды не было. Воски себя возомнила модельером – шила себе немыслимые, вычурные наряды, не понимая, что является предметом насмешек.

Организация заказала автобус, который привёз нас в пансионат. Гаяне и Воски взяли с собой фотоаппараты.

Здание пансионата двухэтажное. На первом этаже располагался зал отдыха – он же служил столовой, и два номера. На втором этаже имелись тесные двух-трех местные номера. Типичный советский пансионат с минимальными удобствами - умывальники и туалеты общие на этажах. Территория вокруг неухоженная, скучная, здание давно нуждалось в ремонте. Уважающая себя организация в такой пансионат сотрудников не отправит.

Конечно, я сразу же пожалела о том, что согласилась поехать. Девчонки на отдыхе оказались ещё более крикливыми, чем на работе – в здании лишь свои, стесняться им было некого. В комнате отдыха имелись: нарды, шахматы, шашки. Девчонки то начинали играть, то бросали. Придумывали игры – им казалось, что веселые. При этом часто бросали мне фразы с прямым текстом, что я лишняя, меня в игру не берут. Возможно, они хотели меня обидеть. Но я была старше их и такие выходки меня лишь смешили. Я в их компанию и не думала вписываться. И не выйти из здания - пойти некуда.

Вечером они совсем заигрались. Я решила уйти в свою комнату, но меня туда не впустили. Все вели себя вольно – кто в какой комнате хотел, с кем хотел, уединялся и необязательно с парнем. Пришлось спуститься вниз. В номере на первом этаже я легла на чьей-то кровати и ждала пока все устанут кривляться. Они не веселились, а кривлялись. Глядя на их поведение невольно думала: может, правда, что некоторые люди произошли от обезьян? К трём часам ночи они устали и разошлись по своим комнатам и я тоже пошла в свой номер.

Утром я встала раньше всех. Мне уже надоел этот пансионат и не хотелось ещё и в очереди к умывальнику стоять.

Завтрак многие понимают так - выпить чашечку кофе. У нас кофе - это ритуал и каждая из претенденток на руку и сердце Овика старалась ему угодить – был не просто кофе, но и печёное. Мне тут же сказали, что кофе для меня не готовили и печёное тоже. Я им ответила в том же тоне, что на голодный желудок кофе не пью. Обмен любезностями. Их поведение напоминало фильм «Золушка». Там дочери мачехи записывают: принц посмотрел на меня два раза; сказал ха.ха.ха – один раз...

После завтрака я взяла книгу и пошла к пирсу. Громкое название - пирс, но там ведь озеро и были лодки. На берегу имелась лавочка, куда я села и пыталась читать книгу. Книга оказалась нудной, как пансионат. Что делать?

Я услышала голос и повернулась. Овик сел на эту лавочку и что-то говорил или спросил – уже не помню. Его кто-то позвал. Он повернулся в сторону звавшего.

Овик чуть выше среднего роста, по-моему, не интересен, всегда с бородой, точнее, небритость недельной давности. Мне не нравится растительность на лице мужчины (усы, борода).

Когда Овик повернулся, я увидела его профиль и поняла, почему он не может без бороды. Его подбородок непропорционален по отношению к лицу - лицо мужчины, а подбородок ребёнка.

Думаю он подошёл ко мне, потому что не понимал, почему кто-то не крутится вокруг него. Как ему удалось уйти от них незамеченным? Или они сами его подтолкнули, чтобы посмотреть на мою реакцию? В тот момент Гаяне нас сфотографировала, чтобы запечатлеть эту реакцию.

Вся шумная компания уже собралась у пирса.

- Покатайте нас на лодках! – крикнул кто-то из девчонок и все бросились занимать места в лодках.
- Мест больше нет! – бросил мне кто-то.
 Кажется, три лодки отплыли от берега.

- Почему бы нам не покататься? – надо мной стоял Ваган.
- Можно, - я оставила книгу на лавочке и пошла к лодке.

Ваган сел на весла. Этот щуплый мальчик грёб очень уверенно. Чувствовался спокойный, уравновешенный характер. С тех лодок посыпались советы и комментарии. Он делал все наоборот и повернул лодку к центру озера. Я увидела, как его сестра мечется по берегу, размахивая руками. Воски пыталась кричать и вела себя так, будто он тонул, а она пыталась звать на помощь.

- Вернёмся к берегу, - сказала я.
Мне не хотелось доводить кого-то до сердечного приступа.
- Ладно, - согласился Ваган.

Взяв книгу, я ушла в свою комнату. Но что мне делать в комнате?
Пришлось спуститься вниз.

- Сыграем в партию? – Ваган придвинул ко мне нарды.
- Сыграем, - я села за стол.

Воски появилась, покрутилась возле нас, что-то ляпнула и ушла. Она села поблизости, подслушивала, но мы молчали.

- Пусть другие играют, - я отодвинула нарды, как только мы закончили партию.

Вся шумная компания уже входила в здание.

- Хотим фотографироваться! – крикнул кто-то.

Воски и Гаяне прибежали с фотоаппаратами, остальные начали позировать. Будь у них современная техника, они нащёлкали бы тысячу снимков, но тогда в плёнке было лишь 36 кадров – фотограф часто обманывал, объявляя: снято.

Я старалась держаться от них подальше – надоело слушать колкости. Вышла из здания. Ваган подошёл ко мне и положил руку на моё плечо.

- Нас сфотографируйте! – сказал громко, твердо, обращаясь к Гаяне и она щёлкнула.

Как я узнала позже характер Гаяне – она интриганка. Именно Гаяне меня уговаривала поехать с ними, надеясь на такие мелкие моменты. Гаяне сама вздыхала по Овику. Смешно, но каждая из девчонок была уверена в собственной неотразимости и надеялась, что Овик выберет её в качестве жены.

Поведя плечом, я скинула руку Вагана. Он вошёл в роль и, кажется, хотел ещё больше насолить сестре. У него возникло желание поцеловать меня, но я отодвинула его и пошла к единственной скамейке во дворе. Там сидели наши замужние женщины. Они подвинулись, чтобы я села в середине.

- И нас, если можно, сфотографируйте, - попросила одна из них.

Потом настало время обеда. Затем приехал долгожданный автобус, который нас привез в город.

Два дня спустя, отдохнув от отдыха, наши фотографы проявили плёнки и напечатали фотографии.

- Я купил достаточно бумаги, чтобы напечатали для всех, - объявил наш председатель профсоюза.

Первой свою пачку фотографий достала Воски.

- Тебя на моих снимках нет! – громко и решительно заявила мне Воски, отдавая кому-то часть пачки.
Все стали разбирать снимки, разглядывать, бурно обсуждать и отбирать для себя.

Гаяне достала свою пачку снимков. Она аккуратно карандашом на обратной стороне надписала фотографии.

- Эти твои, - и подала мне 3 снимка.
- Спасибо, - я удивилась.

Всем стало интересно моё поведение – я положила снимки в стол, ничего не комментируя.

- Ты чувствовала себя зрителем в театре, - сказала мне позже Гаяне.

Я не стала ничего объяснять, хотя можно было сказать, что Гаяне была режиссёром некоторых эпизодов.

Всё-таки возраст имеет значение, хотя многие их выходки годились для детского сада.

- Ты молодец! – сказала мне Воски через несколько дней.
- Что ты имеешь в виду?
- Ты знаешь.
- Но он намного младше меня.
- Да, это так.

Несколько лет спустя начались трудные 90-е годы. Однажды я отнесла Гаяне талоны на сахар и у нее дома встретилась с Воски. Дело было зимой, выпал свежий снег, мы пошли домой пешком и оказалось, что нам долго по пути.

- Мой брат женился, - сообщила Воски, - и очень счастлив.
- Я рада за него, он хороший человек, его жене повезло, - ответила я.


Но она ведь так и не поняла главного - поведение брата спровоцировала сестра. Брату было стыдно за нее и ещё в нем сработал юношеский максимализм. Он видел поведение всей компании по отношению ко мне, а сестра в его глазах вела себя хуже всех. Вот и решил меня поддержать. Настоящий мужчина, не то что Овик. Впрочем, петуху нравится, когда вокруг кудахчут куры.

Как тут не вспомнить фразу, избитую со школьных лет: «каждый понимает в меру своей испорченности».