Апокалипсис нового времени

Михаил Анохин
                (читая В.Розанова.)
                --------------------------------

   Когда желают подчеркнуть наличие исторических параллелей,  говорят: "Мир развивается по спирали", то есть каждый раз человечество проходит через те же социальные, культурно-нравственные, политические коллизии, с поправкой на "прогресс" и предшествовавший опыт.
   
При чтении сочинений В.В.Розанова постоянной ощущаешь на себе  необоримую связь между началом века нынешнего и его концом, настолько все похоже и близко с тем,  что переживает сейчас каждый думающий человек, кажется,  чуть подправь,  осовремень слог, да измени имена, можно ставить в печать и читатель не заметит,  что речь идет о делах давно  минувших.
   
"Русь слиняла в два дня.  Самое большое - в три. Даже "Новое время" нельзя было закрыть так скоро,  как закрылась Русь.  Поразительно, что она разом рассыпалась вся,  до подробностей,  до частностей.  И, собственно,  подобного потрясения никогда не бывало, не исключая "Великого переселения народов" Там была - эпоха,  "два или три века".  Здесь три дня,  кажется даже два.  Не осталось царства,  не осталось Церкови, не осталось войска.  Что же осталось-то? Странным образом - буквально ничего."
   
Разве это не о том,  что случилось с нами? О том это, о том! Не осталось  и  камня на камне от могучей и всепобеждающей идеологии на алтарь которой были положены не меньшие жертвы чем в основания Церкви  и вот,  надо же!  Распалась. 

И от войска, некогда победоносного, так же ничегошеньки не осталось,  кроме ржавеющих танков, ржавеющих подводных ракетоносных  крейсеров и всего того атакующего металла,  без которого нет государства в подлинном смысле этого слова. 

Даже коммунистическую партию закрывали дольше, чем "закрылся" Советский Союз и это не смотря на референдум,  составители которого так  ухитрились  составить  текст вопроса,  что до сих пор спорят,  что же они имели в виду, под "обновленным государством"? 
Обновили так, что самые здоровые части вырезали и растащили по-европам, а гниль, рвань, непотребство - оставили!
   
"Остался подлый народ,  из коих один старик  лет  60-ти,  "и  такой серьёзный",  Новгородской губерни, выразился: "из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть".
То есть не сразу сорвать кожу как индейцы  скальп,  но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой. И что ему царь сделал, этому "серьезному мужичку. Вот и Достоевский... Вот тебе и Толстой, и Алпатыч, и "Война и мир".
   
А вот из моей записной книжки:  Июль 1995 год, трамвайная остановка на  шахте  "Тырганская" сидят двое шахтеров и рассуждают: 
"Два креста надо на Красной площади поставить и на них распять Горбачева и  Ельцина,  лицом к друг другу, да навес от солнца сделать, что бы не померли сразу."
   
Чем не  мужичок  Новгородской губерни?  И что же,  может быть и мне продолжить; вот тебе и Солженицын, вот тебе и Распутин, вот тебе и Астафьев,  вот тебе и Белов?  Что же такого случилось с нами,  еще вчера распевавшими Интернационал, заседавшими в президиумах, читавших лекции по  истмату?  Как  же так в одночасье из двадцати миллионов "верующих" едва ли осталось с миллион да и тех  качает  и  разъедает  инаковерие?

Все, разом кинулись к распятому Богу, нет - не к Богу распятому в Иудеи, а к Богу распятому их отцами и дедами! Что в этом повальном движении в храм? Вера, не весть откуда и каким образом воспринятая? Раскаяние? Но в чем?  Или во имя чего?  Ведь нельзя же раскаяться просто так, не для чего? Должно же быть в этом раскаяние и образ положительный, образ зовущий? Но где он? Его нет. Вот ведь в чем дело, а следовательно и раскаяние,  если  оно есть,  так же ложно по своему внутреннему существу, как и вера наших отцов и прадедов,  если она не дрогнув,  обратилась в свою  противоположность!  Еще  вчера молились на купола,  а уж сегодня тросами за горло и - долой!  Еще вчера отплясывали в клубе "шимми",  а сегодня стены его обставили иконостасами.
   
Сколько слов сказано об этом,  новом богостроительстве?  Тут тебе и возвращение  к  истокам,  тут  и обретение духовности и чего только не сказано,  да все в пустую,  поскольку возвращаться-то не  к  чему,  по крайней мере, если уж и говорить серьезно о каком-то "возвращении", то следует начинать с времен до-раскольных,  уже и времена Аввакума поздны,  все это времена порченые.
Впрочем, рассуждения о любом "возвращении",  являются ни чем иным как словоблудием,  поскольку этого сделать невозможно, как невозможно вернуть себе молодость.
   
Вчера в  квартиру  позвонили,  открываю на пороге стоит девочка лет восьми и парнишка лет четырех, просят милостыню. Что дать? В доме картошка и постное масло.  Картошка еще не вареная,  это я оставил на вечер, когда жена придет с работы. Только что выпек булку хлеба.
Отрезаю еще горячий ломоть и подаю девочке.  О,  с какой жадностью,  обжигаясь они едят хлеб, спускаясь по лестнице. Дай бог, может в другой квартире им подадут что-нибудь к хлебу.  Сажусь на диван и слезы наворачиваются на глаза, я плачу, мне стыдно.
   
Да и как это можно обрести духовность,  когда дети просят хлебушко, а в соседском дворе,  парень,  рука об руку не ударившей,  вылезает из мерседеса?  Если Бог христианский заповедал "в поте лица своего  добывать  хлеб  насущный",  а весь окружающий тебя мир живет по совершенно иным принципам и,  "добывающий хлеб" раздет-разут,  то из каких корней должна взойти духовность? 

Дух, как известно, помещается в теле, которое есть образ и подобие божие,  а коли тело уподоблено божьему,  то и просит оно,  требует оно,  то что предопределено Богом.  Просит, а мир показывает ему огромный кукиш и смеется в лицо.
   
Нынче много рассуждают о благотворительности,  вспоминают Строгоновых,  Мамонтовых и прочих благодетелей, а в голову не придет простенькая мысль, что прежде чем благотворить, нужно отобрать.

Отобрать у того,  кто в шахте кайлом машет,  у станка спину гнет,  в земле и навозе копается.  Что же это за благо такое на воровстве основанное,  пусть и на законном?  На законном то оно может и хуже, чем на беззаконии, беззаконное на совести стоит, а это на выгоде.
Потому-то, наверное и рухнуло царство неправедное, что даже хлеб подаяния на слезах, да на горе замешан.  Сколько церквей,  монастырей было на "святой Руси" и что же?

Сдуло в одночасье,  и сваляло в огромные клубки, словно тополиный пух, только того и ждущий,  чтобы кто-то поднес к нему спичку. А все от того,  что отечественные ревнители духа,  плохо читают евангелие и хотя, "Не хлебом единым жив человек", в нем вовсе не сказано, что и без хлеба.  Иисус Христос накормил голодных  и  только  потом  учил  их.  Вот этой-то малости не понимают ни те, кто был, ни те, кто есть.
   
"Самое разительное и показуещее все дело,  всю суть его,  самую сутеньку - заключается в том,  что "ничего в сущности не произошло".
"Но все  - рассыпалось".  Что такое совершилось для падения Царства?  Буквально оно пало в будень. Шла какая-то "середа", ничем не отличаясь от других.  Ни - воскресения, ни - субботы, ни хотя бы мусульманской пятницы. Буквально, Бог плюнул и задул свечку? Не хватало провизии и около лавочек образовались хвосты.  Да была оппозиция. Да царь скапризничал.  Но когда же на Руси "хватало" чего-нибудь без труда еврея и  без труда немца?  Когда у нас не было оппозиции? И когда царь не капризничал?"
   
Похоже? Еще бы!  Не было мыла на шахте "Шевякова" и весь Кузбасс, а за  ним  и  Советский  Союз подскользнулся на этом мыле и заскользил в бездну и стали от него отваливаться куски,  с кровью и слезами  и  вот уже  нет  шахты и вместо мыла,  шахтеры просят на хлебушек.  Как же он стоял так,  что было достаточно куска мыла,  чтобы всё заскользило?  И генсек наш скапризничал - было! И пришли к людям те, кто сказал: "Есть такая партия!"

И началось...  "До коли же?" Почти по библейски  и  ответ там же "Я звал,  и не было отвечающего,  говорил,  и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне."

Вот тут-то  и все "беловы" и "астафьевы",  вся советская литература последних десятилетий,  зовущая.

(Но куда? И как? О, это другой вопрос!)

И не смотря на то,  что мы поголовно - читающие, мы абсолютно не понимаем написанное и зов тот был - "гласом в пустыне".

"Когда читают много и думают мало,  книга становится страшно эффективным инструментом фальсификации жизни. (Ортега-и-Гассет.)

И стали мы искать  спасения  все  в том же партийном круге и там нашли себе новых поводырей, и та же самая парша и проказа от которой мы надеялись избавиться, еще гуще покрыла наше тело.

Не успела стриженная девка косу заплести,  оглянулась и вот уже женишок-то из марксиста,  обернулся в демократа,  да такой их него "крутой" демократ получился,  куда там до западных!  И ростом не вышли,  и наглостью не доспели, а речи-то?

Какие речи наш отечественный демократ произносить стал?  Так и хочется воскликнуть вслед за Александром Сергеевичем:  "Ну  что  за  прелесть эти сказки!"

И чего только не было в этих сказках? Тут и ваучеры ценой в легковой автомобиль! И благо акционерного управления производством!  И хозяйская рачительность и бережливость!  И свобода слова,  и тысячи тысяч других свобод в том числе - свободно и беспрепятственно помирать с голоду,  продавать свою кровь и плоть,  словом жить,  как захочется, как получится, но главная свобода заключалось в полнейшем освобождении человека от совести. Но и это еще не все достижения "соловьиных песен" российских либерал-демократов.
   
Едва пишущая братия от цензуры отошла,  ан глянь!  Все цензоры-то в либералов превратились и первом делом потребовали легализовать проституцию! Другие в медеаторы подались. 

Словом,  от Тихого океана до Балтийского моря, словно фокусник рукой провел, куда не пойди, везде демократу ногу отдавишь, или на либерала наступишь. Так и рухнула атеистическая церковь в одночасье, без особого треска,  шума и пыли,  только вонь пошла и стало худо от  этой вони. 

Это там, на Западе были школы Гегеля, Шеллинга, Канта, Спинозы, приучавшие народ правильно мыслить,  у нас же испокон  веков  приучали народ чувствовать и через чувство - понимать.

Сердцем мы всегда жили и по-другому, то есть рассудком жить не умеем. Ибо, что рассудок? Рассудок и умеет только хорошо складывать и вычитать. В арифметике ему равного нет, а вот, коснется ему человеческое дело делать, так он тут же все сведет к юридизму и тем самым засушит дело! Человека засушит. А сухое дерево ли, плоть ли человеческая, действительно, гнили не имеет.  Сухой человек – мыслит сухо и здраво и тем живет.

А мы все кровищей истекли, мокнем в крови, от этого страдаем и сострадаем тоже. В Европе, если бы не протестантская выучка – гроша бы ни кому не подали, но коли протестантский бог велел, то надо.

Православный спасается молитвой и божьей благодатью, а они уже спасены тем что веруют. Веруют и подают. Веру превратили в институт социального воспомоществования! Хорошо устроились!

Это там по закону и на гильотину, или электрический стул у нас же по чувству, вгорячах, на месте преступления,  переломать ребра, а потом сокрушаться: "Какой молоденький!"

И оправдываться:  "Я че? Я как все. Не со зла. Так уж вышло." 

И быстро-быстро в храм свечечку поставить за упокой души невинно убиенного.  И правду-то мы ищем по большей частью пьяные,  и храбрости мы,  в пьяном виде,  необыкновенной!  И как же было такому народу жить по-другому?  Какой еще иной судьбы он заслуживает?  Плохо?  Не так как следовало бы?  Возможно и не так; и стриж. и сорока летают, да всяк по своему, и не сороке судить стрижа, и не стрижу осуждать сороку.

Дело даже не в том, что нас с избытком историческая судьба наделила рабской кровью,  дело в другом, что та же историческая судьба наделила нас  и духом бунта.  В бунте,  в протесте вся наша жизнь,  а на Западе правит порядок, закон, там и в голову не придет ходить по газоном. Коли суд решил, так уж и деваться некуда - это традиция от Сократа идет.

Правда, уже и Европа не Европа, а пространство исламское, но все-таки и пока...

У нас же и "...из ямы глаголить буду. А душа моя прияти ево новых законов беззаконных не хощет.  И во откровении ми от Бога бысть се, яко мерзок он перед Богом. Никон." (Аввакум.)

О-го-го! Вскачь несемся,  вспугнутые временем!

Несемся очертя голову, закрыв от восторга глаза в слепом экстазе жизни, а вместе с нами и те,  знающие, влекомы по тем же терниям.
Все, все бегут в ту же пропасть, куда так стремительно направляется общее  человеческое  стадо  -  одни влекомые законами,  которые стал для них Богом, другие полнотой жизни и нет у знающих сил, и нет средств остановить этот бег, только ужас застыл в их глазах, ужас знания и понимания всеобщей, и окончательной гибели.

Круг, а может быть круги? Замкнулись!

«В терновом венке революций грядет 17 год»!?

А как было?  Было просто, как всегда это бывает. Пришли "реформаторы", разом вывернули корни государственности, отрясли их и положили на солнышко,  чтобы  осохли они. Чтобы не питали своим соком крону,  так ненавистную им. Так и лежим, осыхаем, и ведь новые корни не отрастут покуда не будет постоянно орошаться кровью "древесный ствол",  потому что, со времен Адама,  когда сын его Каин убил Авеля,  новое устроение  общества требует крови.  Самым лучшем и надежнейшим цементом, сплачивающим государства,  есть кровь. 
Плодородие земли стоит на крови всех тех  животных и насекомых, которые легли в эту землю и сделали её жирной (тучной). Кровь человеческая не последнее место в деле утучнее земного плодородия.

Хочешь заново все переустроить, принеси жертву  человеческую  и  чем грандиознее и скоротечнее дела твои,  тем больше крови потребуется.  От чего так?  Не знаю,  не знаю!  Но ведь и Христос есть жертва и ни кому в голову не придет вопрос, спросить: кто же тот,  большей Отца его,  потребовавший жертвы Сына?  Но  потребовал же!? И Бог согласился.

И так уже было. На одной шестой суши были принесены жертвы обильные и вот, отросли новые корни, и древо называло себя СССР. Теперь все снова.  Теперь уже под колокольный звон новых церквей.  Надолго  ли?  Но точно,  не  навсегда,  поскольку и тогда помрачение народное было на срок, и тот срок истек, и вот начало нового.

"Устал. Не могу.  2-3 горсти муки, 2-3 горсти крупы, пять круто испеченных яиц может часто спасти день мой, - пишет Розанов.

Вот и девочка та при дверях моих хлебушко просит...

Господи, как это вынести?!

Да, Василий  Розанов,  русский философ и публицист умер от истощения, через месяц после того,  как написал эти строчки.  Медицина  поставила диагноз:  "мозговой удар". Я полагаю, что это не правда, как не правда и то, что Блок умер от голода, поскольку человек, как я думаю, умирает от стыда,  от великого отвращения к жизни. 

А то, что смерть принимает обличье в виде истощения,  кровоизлияния в мозг, или почечной недостаточности,  тоже неважно!  Когда грядет царство бесстыжего человека, то всякому,  совесть имущему,  приказано умереть, кому от голода, кому от болезней на лечение которых нет средств, от междоусобной бойни, от чего умереть - это дело второстепенное, по сути - чепуховое дело!
                Прокопьевск 1997 -2014 год.