О бедном гаишнике замолвите слово

Левон Григорян
                О бедном гаишнике замолвите слово

Мне 68 лет. Преподаватель физики и математики, доцент. С 1972-го года пользуюсь автомобилем. Считаю себя вправе  говорить о ГАИ.
Сначала факты.
1. Не являюсь примерным водителем, толком и не знаю правил. А те, что знаю, довольно часто нарушаю, в молодости даже ездил пьяным, именно пьяным, а не выпившим.
2. Ни одного раза, ни одному инспектору на улицах не давал ни рубля, ни драма. Успешно «отбрехиваюсь». (Уточнение. При ежегодном техосмотре давал раньше 10 рублей,  сейчас 5000 драм).
3. Ни одного раза, ни один инспектор не говорил со мной грубо или на диалекте, только вежливо, на хорошем армянском. Как правило, я говорю с ними «на ты», а они со мной - «на Вы».
4. Ни одного раза, ни один инспектор не останавливал меня без основания, не считая периодов так называемых «рейдов». (Основание может быть пустячным, но оно существует).
5. Ни одного раза, ни одного инспектора я ни о чём не просил. 3-4 раза за эти десятилетия на меня составляли протоколы, платил штрафы. Последние полтора года езжу вообще без прав - потерял бумажник. (Оказалось, что восстановить такие старые права стоит столько же, сколько  выправить новые).
   Теперь о моих выводах из этих (и других) фактов, наблюдений, моя версия их истолкования.
1. Решительно не согласен с распространённым мнением о инспекторах ГАИ как о вымогателях.
2. Да, они берут деньги с водителей, живут на эти деньги, а не на зарплату. Но делают это крайне осмотрительно, берут далеко не у всех и уж, во всяком случае, не вымогают.
3. Когда инспектор останавливает водителя за нарушение, это нарушение его абсолютно не интересует, ему не интересно, в правом ряду ты ехал, или в левом и на какой цвет светофора. Он изучает водителя и машину, чтобы выбрать одну из трёх возможностей: взять деньги, составить протокол или отпустить так. Он исходит из внешности водителя, его речи, отсутствия или, при наличии, особенностей  тюнинга. Собирает и анализирует большой объём информации. Если возникают  малейшие сомнения, если ситуация непонятна, денег он не возьмёт, ведь попасться на получении взятки - это катастрофа или, во всяком случае, крупная неприятность. Выберет одну из двух других возможностей.
Поясняю на примере. Недавно я выезжал с улицы Орбели на улицу Баграмяна. Видимо, потому, что я ехал в левом ряду при свободном правом, обычная для меня небрежность, остановили. Я подошел, как почти всегда, с едва обозначенной улыбкой и спросил: «Чем могу служить?» Мгновенно последовал ответ: «Вашим здоровьем, счастливого пути». В переводе на нормальный язык это означает: «Убирайся на соответствующие буквы, странный, непонятный, водитель». Инспектор сориентировался «влёт», не потеряв ни секунды дорогого рабочего времени. Свет на мне клином не сошёлся, следом едут другие, нормальные нарушители, которые скажут что-то вроде: «Ну, чего прицепился!» и т.п. Вот с них можно смело брать.
4. Специфика работы, необходимость много раз за смену оценивать личность водителя, вырабатывает из инспекторов ГАИ психологов-практиков, у которых могут поучиться многие психолги-профессионалы, как, например, мой друг А.Э. 
5. Склонен считать, что среди инспекторов ГАИ не может быть дураков и негодяев. Инженер, учитель, врач и т.п. могут быть дураками от рождения и мерзавцами, сволочами, и проработать 20-30 лет, будучи таковыми, просто у них не будет карьерного роста. Их эти свойства «не противопоказаны» их работе. Инспектор ГАИ, имеющий дело с очень многими людьми, не может быть подонком и дураком: его либо прибьют, либо уволят, переведут на канцелярскую работу подальше от людей и т.п. Не могу не привести пример высочайшей порядочности одного инспектора.
   В 1973 году, будучи зелёным до омерзения водителем, я попался пьяным, когда ночью отвозил своих гостей из Москвы в гостиницу Ани. Инспектор на моей машине довёз людей до гостиницы, а потом отвёз меня к врачу. Меня на два года лишили прав. Машину я водил по доверенности и поэтому номера с неё не сняли. Так вот целый год, пока не удалось получить права обратно, я водил без прав. Много раз встречал этого инспектора, мы здоровались (не останавливаясь) и я ехал дальше. Он точно знал, что я без прав, мог наложить взыскание, натравить другого и т.п. Не было! Он сделал свою работу, лишил меня (заслуженно) прав и не вмешивался в мою дальнейшую «водительскую жизнь». Если это не порядочность, то что такое порядочность?
   Ещё одно предположение, попытка объяснения изложенных выше фактов. У меня, в отличие от многих, очень многих, водителей нет ненависти, злобы, неприятия, по отношению к инспекторам  ГАИ. Видимо, это как-то сказывается, проявляется и поэтому мне удаётся удачно «отбрехиваться» даже в случаях довольно серьёзных нарушений типа проехать на красный свет. И наоборот, довольно распространённые ненависть, злость и т.п. также проявляются и приводят к печальным для водителя результатам. Не выражаемым вербально стержнем моих взаимоотношений с ГАИ является: достойный человек имеет дело с достойным человеком. Я в самом деле считаю и себя, и инспектора ГАИ достойными людьми. Просто он умнее и опытнее меня.