О русской литературе

Левон Григорян
                О русской литературе 

Да будь я и негром преклонных годов
И то без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин.
Маяковский
   
   Я - негр преклонных годов, без уныния и лени выучил русский, но к этому времени, когда я это сделал, мотив стал каким-то сомнительным. Стал читать. Попалась декларация под названием «Стрекоза и муравей». Не знаю, есть ли в русском языке слово «жизнененавистник», но даже если нет, хорошо бы ввести для описания автора и тех из читателей, кто разделяет его взгляды на жизнь. Сначала факты.
  И стрекозы, и муравьи живут на Земле никто не знает, сколько тысячелетий, являясь одинаково законными частями биосферы Земли. Стрекозы проводят весну и лето, порхая, блистая крылышками, любя и радуясь жизни, а плохое время года спят в коконе в тепле и комфорте. Муравьи проводят теплое время в неустанном, бесконечном труде, а зиму во мраке переполненного муравейника. Это факты.
  Теперь предположения и оценки. Я слышал от одного человека, (тоже почти негра, но внушающего доверие), что муравей создал себе богиню по образу и духу своему. Одно это - потребность «создать себе бога» говорит о многом: от хорошей жизни богов не создают, тем более, по образу и духу своему: значит воображение такое же убогое, как и жизнь. Стрекозе не надо создавать бога: у нее есть бог, который уделяет жизнетворное внимание каждой отдельной стрекозе, каждой травинке, всему сущему. Он – истинный бог, он не ждет и, тем более, не требует, чтобы ему поклонялись, «верили в него» и т.п. Это – солнце. Бог муравьев это что-то вроде начальника отдела кадров. Зная свое ничтожество, он занят исключительно созданием и укреплением своего сомнительного авторитета, представляет очень много требований, в том числе заведомо невыполнимых, чтобы иметь повод для недовольства. Ничем другим и никем он не занимается.
  Таким образом «Стрекоза и муравей» это манифест жизнененавистников. Если приемлющих этот манифест   мало, бог муравьев с ними, но если много, надо бороться, противопоставить жизнеутверждающие творения духа.
  Потом  попался труд «Волк и ягненок». Удивлен, встревожен: если эта вещь, не дай бог, широко распространится, могут быть поколеблены основы мировосприятия и, следовательно, мироздания. Краткое содержание. У реки, на водопое, случайно (!) встречаются волк и ягненок. Они долго разговаривают, потом волк «в темный лес ягненка поволок».Читатель, воспринявший это произведение, подводится к краю бездны, его пытаются лишить восприятия, единственного устойчивого принципа жизнеустройства – выполнения своего предназначения. Подробнее. Волк должен со всеми мерами предосторожности выслеживать животных, которых он может съесть с минимальным риском. Ягненок должен избегать встречи с волком, будучи же выслеженным, сделать все, чтобы убежать. Они не могут случайно встретиться на водопое.
   И случайность встречи, и долгий разговор можно было бы считать абсурдом, если бы в опусе не была заложена еще одна вещь, кроме намерения занулить важнейшую роль предназначения всего живущего.
   Понятие вины – одна из немногих фундаментальных граней нашего сознания, мысленного воспроизведения действительности. Что считается виной, а что – нет, это то, что характеризует и личность, и цивилизацию. Приписывать вину ягненку и «объяснять» эту вину состоянием волка в данный момент - это низведение важнейшего принципа до уровня склоки женщин у колодца.