Загробная жизнь первобытных людей

Изабар Гежб
Возможна и такая точка зрения:
Кроманьонцы, например, клали в яму с телом умершего те вещи, которых он касался при жизни. Не потому что верили в загробную жизнь. Возможно, дело в том, что доисторический человек был склонен видеть вещи, которые сделал своими руками, которые служили ему для пропитания... живыми.
Возьмем копье. Вот охотник удобно обхватил древко только что сделанного копья. Вот он его прикинул, нацелил. В его (примитивном, так скажем) ощущении копье <оживает>. Это у современного человека все практически ощущения формализованы через опосредованный опыт (книги и т.д.). У древних же было иначе.
Итак, копье - живое. Оно продолжение его руки.
Таким образом в сознании нарабатывался комплекс "атрибутов осознавания", посредством которых в дальнейшем формировалась культура, которая не для быта, а которая "светская".
Упрощенно - так.
И если умирал хозяин вещей, то вещи эти, по понятию доисторического человека также умирали - вместе с ним. Потому к умершему воину в могильную яму клалось копье. Не для того, чтобы он мог охотиться в загробном мире.
Были ли у первобытных людей представления о загробном царстве?
Скорее всего тоже нет. Они жили лишь доступными ощущению реалиями.