Крым. Картина маслом

Ирина Ярославна
Аэропорт в Симферополе после столичной прохлады встречает ночным теплом и часовой задержкой выдачи багажа.
- Я буду в красной футболке с надписью «Россия». Мимо не пройдёте,- заявляет по телефону таксист заранее заказанной машины. Крепкий радушный  парень на банальный вопрос о том, как здесь сейчас живётся, улыбается и показывает большой палец вверх, продолжая на оптимистической ноте,
- Здорово! Дышим полной грудью. Конечно, сезон получился прогарным, мёртвым. Переправа летом очень многих отпугнула. Анапе достались все отпускные сливки. Ждали по прогнозам около восьми, десяти миллионов отдыхающих. В лучшем случае приехало только два.
Но ничего,  мы готовы потерпеть и пояски потуже затянуть. Всё наладится со временем. Москва тоже не сразу строилась. Впереди крымчан ждет только хорошее. Все в это верят!

Его монолог прерывает звонок мобильника, на котором установлена мелодия гимна долгожданной обретённой российской страны. А вокруг стелется тёмная южная ночь. Жаль, не видно крымских красот. Но грудь уже успела вдохнуть неповторимый целебный воздух, и душа окунулась в нежно-сухой черноморский климат. Здравствуй, любимый и неповторимый Крым.

Хозяйка квартиры встречает радушно компотом из фруктов, выращенных на собственной даче. Туда и уезжает, отдав ключи и даже не спросив паспорт.
- Вот мой номер телефона, если что надо, звоните, - пожелав счастливого отдыха, растворяется в предрассветных сумерках.  Из окна открывается панорамный вид на горы.
Еще немного, из-за вершин выкатится его величество светило огромным жёлтым апельсином или смущённым и нежным розовым персиком.
После короткого отдыха устремляемся вперёд, на покорение кипарисовой аллеи Судака, которая приведет к  самому «синему в мире», Чёрному морю.

В городе плавно течет  неспешная курортная жизнь. Отдыхающих немного. Нет суеты.
Движение одностороннее. Автомобилей мало. И часто встречаются такие  архаизмы, как  поношенные ржавые «копейки», «двушки», «шестёрки» и старенькие «москвичи», «запорожцы»,  «волги» с оленями. И на каждом шагу минимаркеты и магазинчики с едой, винами, фруктами – овощами. И столовые, столовые, столовые. «Народные», «Первые», «Вкусные», «Дешёвые»… 
Ностальгический для многих образ, навсегда утраченного Советского Союза. Цены приятно удивляют. Для столичных жителей и представителей крупных мегаполисов они просто  покажутся до неприличия низкими. Всё приемлемо, разнообразно, качественно и вкусно. 
 
Мимо очередного гриль-чебуречного ларёчка пройти невозможно.
Пока готовится  сочное ароматное чудо, разговариваем с хозяйкой-хлопотуньей. 
Думаю, что мнение таких простых людей, далёких от политики, кормящихся с туристического бизнеса, независимо от власть предержащих, самое верное и чистосердечное. Это ведь не интервью давать, не перед камерой телевизионной выступать. Просто, ни к чему не обязывающий, обывательский разговор по душам. Не надо никому лгать или лукавить. Всё без ремарок.
- Как мы рады, что теперь в России. Знаете, я вам для примера один случай расскажу. Маленького мальчика привезли на "скорой" с аппендицитом, а врачи потребовали большую сумму денег за операцию. Пока обезумевшая от горя мамочка ездила, собирала гривны, ребёнок погиб. Так было, когда  над нами развевался украинский флаг.  Только деньги, одни гроши правили бал. Олигархи строили себе дворцы и виллы.  А мы чувствовали себя заброшенными и незащищёнными. Посмотрите на известный военный санаторий. Он же в развалюху страшную превратился. Крыша не ремонтировалась, наверное, с развала Союза.

А теперь нам столько внимания и заботы уделяется. Даже неудобно как-то. И, главное, первая необходимая медицинская помощь абсолютно бесплатно предоставляется. Это так здорово. Мы до сих пор не можем поверить. Конечно, есть злобные выродки, которые желают только гадости всем. Так эти  местные «моджахеды» грозятся четырнадцатого сентября, в День Выборов, намотать нам кишки на шампуры. Только думаю, что ничего у них уже никогда не получится. И сами они первыми захлебнутся в своей ненависти и недальновидности.

И наш праздник жизни, и уверенность в завтрашнем дне никто не омрачит. И пусть очень мало приехало отдыхающих. Не страшно. Зато мы  с Россией вместе.  Теперь Крым будет развиваться и благоустраиваться. С каждым годом становиться краше и цивилизованнее. Знаете,  я сама с Кубани. Здесь живу с восемьдесят третьего года. И всё никак не могу привыкнуть к  местным красотам. Каждый день любуюсь и Бога благодарю.  Так здесь замечательно. Только вот одного боимся, чтобы в погоне за мировыми курортными стандартами не затерлась бы крымская наивная простота, его лёгкая дикость, советский золотой, а не фальшивый  налёт. Пусть не сделают из полуострова второго Сочи. Хочется, чтобы сохранилась добрая и радушная  атмосфера  тех исторических времен, но с достойным современным сервисом для отдыхающих.  А Путину мы все очень благодарны.  Искренне. Если бы не его политика и своевременная помощь, где бы мы были… Страшно подумать!

И скунс пижамный этот, жжёно-поганый, пусть уж успокоится себе. Нас чем только не пугали, да не на тех напали.  А то пригнал свой крейсер американский крымчанам под нос. А мне один военный рассказывал, тоже всё ходил есть мои фирменные чебуреки, что пригнать-то пригнал, якобы для устрашения. Но российский самолёт мирно полетал над ним с часок и вывел спокойно и легко всю их хвалёную электронную навороченную аппаратуру из строя. Превратив  боевой корабль в простую консервную банку. Знай, наших!

Она добродушно подмигивает и протягивает заботливо упакованные, пышущие жаром чебуреки, наполненные свежим сочным мясом. Золотисто-пышные, похожие формой на верную половинку спутницы нашей планеты в полнолуние. И кричит напоследок про свой секрет. В тесто обязательно надо добавить пиво.

Кстати, к слову сказать. Если чуть-чуть свернуть с центральной кипарисовой аллеи и пройти по «татарскому шанхаю», можно увидеть  чёткие надписи на железобетонных заборах: «Путин- наш президент».
А президент в военной пилотке  пристально и немножко устало смотрит с  белоснежных футболок на праздно фланирующих мимо россиян и говорит: «Мы вежливые люди. Всё путём!»

А тебя уже зазывают  другие продавцы пробовать, дегустировать бесплатно вкуснейшие виноградные вина всех районов полуострова. Крепкие и  малоградусные. Сладкие и сухие. Белые, красные, розовые, янтарные. На все вкусы и размеры кошельков.  Некоторые так наснимали пробу, что и покупать напиток Бахуса уже не нужно. Но здесь всё и всем прощается и разрешается. Отдых!..
Хотя, что греха таить, продавцы, такие же люди, как и мы. Со своими слабостями и сильностями, характерами и бзиками. Но их так много, что всегда можно уйти, выбрав для общения и покупки более радушную и светлую личность.

А море… Море это звонкая радостная песня. Чистое, ласковое, теплое. Много было морей и даже океанов  у героини в разное время года. Но, почему-то здесь, в Судаке, оно необыкновенное и вызывает неизгладимый впечатлительный восторг. Как благородный пёс, преданный беспрекословно когда-то своим хозяевам, но выброшенный ими на улицу  за ненадобностью. Поскитался, помыкался беспризорным, чуть не завшивел, не охромел, не пропал,  но всё же, напоследок,  попал в хорошие и крепкие  руки. Теперь, обретя  настоящих верных друзей, он готов без устали лизать им ноги и служить верой и правдой. Так и море. Убаюкивает своей бархатистой безбрежной гладью. До обеда  нежит атласными, а потом  бодрит свежими, слегка заигрывающими волнами, прозрачными и обнимающими так, что не хочется уходить от них. Сказка с  раннего утра до позднего вечера.  Очаровательная, волнующая, красивая, как  тысяча и одна ночь. Но не арабская, не украинская, а русская полезная сказка-раскраска.

Муниципальные пляжи бесплатные. Относительно чистые, но, практически, не благоустроенные. На некоторых нет даже кабинок для переодевания. Платные туалеты в глубине набережной.  Краник с водой для омовения ног только на самом центральном участке. Вода в нём бывает не всегда. Но никто не ропщет, ни кривится. Если уж пресловутыми санкциями нас не запугать, то стоит ли портить себе настроение маленькими бытовыми неурядицами. Эка, невидаль!..  Зато, как на любом пляже, нет отбоя от продавцов – зазывал. Чего только не предлагается загорающему люду. Это и свежайшая выпечка, и горячие дешёвые вкусные обеды, и фрукты-овощи-ягоды, и сахарная  царица полей, куда же без неё… Рыба, креветки, мидии, рапаны на шпажках. Всевозможный  ассортимент вкуснейшей еды. Ешь, пей, не хочу. 
-Девушка, это не вы вчера просили меня принести бутылку вина? Как нет? А почему не вы? А…  Потому что вы просите сразу не одну, а целых три бутылки. И не вина, а чачи.  Понятно. Обожаю шутниц. Нет, ну честно, я сбегал, принес, а красавица испарилась. Не вы, значит? А я вас хорошо запомнил.  Эх, жаль…  Ну, извините.

Разомлевший от жары кассир у шезлонгов просит облить его водой из двухлитровой бутылки. Но ведь прохладительное море всего в трёх шагах. Нельзя покидать боевой пост? Скорее всего, причина кроется в послеполуденной жаркой лени. На термометре  плюс тридцать градусов по Цельсию. Его друг спешит на помощь и делает это с большим удовольствием. Окатывает раз, другой,  третий…
Тот издает громкие звуки блаженства,  а потом резко вскакивает с лежака и с выпученными глазами вытаскивает из кармана шорт, истекающий слёзными ручьями мобильник.  Эх, доигрался, дообливался… Молодая довольная семейная пара делится впечатлениями. Они выбирали между Крымом и Турцией. Решили поддержать отечественный юг,  поехать на машине на российский полуостров. Побывали в Феодосии, Алуште, Ялте. Но посетив Судак были очарованы и морем, и городом. Сняв, до неприличия дешевую  огромную квартиру-студию в пятистах метрах от набережной, надумали провести остаток отпуска здесь. 
А продавец мидий уже заработал себе на бутылочку пива и тихо-мирно отдыхает в тени у бетонного ограждения. Сентябрьский день удался. И не только для него. Экскурсии идут своим чередом. Зовут, записывают желающих прокатиться на парашютах, бананах, водных велосипедах, катерах и корабликах. Отдых кипит и бурлит праздничным ключом.

На обратном пути,  на улице Ленина сидит ветхий  еврейский старичок с блаженным лицом. Что-то пиликает сам себе на скрипочке, подложив под щеку тряпичную подушечку. Мелодии не слышно из-за уличного шума. Но хорошо чувствуются исходящие от него позитивные флюиды умиротворённого спокойствия и доброты. Рядом стоят допотопные, доисторические весы с разбитым стеклом за которым и шкалы не видно. Не веришь глазам, что такой раритет измерения веса мог сохраниться.  Цена вопроса всего пять рублей.  Неужели бывает такая цена? Взвешиваться после всевозможных шашлыков-чебуреков-самсы-рапанов и сладкого фирменного вина совсем не хочется. Но есть еще табличка-призыв:
«Не пожалейте, бросьте музыканту монетку и загадайте желание. Оно обязательно исполнится!»

С удовольствием кидаю денежку. И загадываю  глобально банальное, но такое насущное и нужное всем. Чтобы был мир во всем мире. Царствовали совет да любовь. И, как говорится,  будет всем счастье. Понимаю свою детскую наивность, но ничего поделать не могу. Хочется верить, что сбудется. Пусть для начала в отдельно взятой стране, или хотя бы городе, или в  одной семье. Но, если мы все будем так думать и желать, то прогресс точно наступит. И скрипочка будет играть, и море витийствовать, и виноград наливаться сладкой спелостью, и Крым здравствовать, и жизнь радовать.

Вечерний Судак пахнет водорослями, нагретым на солнце травяным сухостоем и боярышником. Призывно светится неоновыми огнями оживших, но совсем не заполненных, многочисленных ресторанов и кафешек. На малолюдной набережной развлечения на все вкусы и возрасты. Длинноногие девушки на высоких каблуках и в мини юбках повязывают пионерские галстуки слегка ошалевшим будушим кавалерам, приглашая на дискотеку, музон шестидесятых-восьмидесятых! Тут же зовут на женский стриптиз или на кулачные бои без правил. Ещё одно новое шоу пахнет «уральскими пельменями» и парфюмом двойников известных великих артистов. Вдруг кто-то клюнет. Билет стоит всего сто рублей. Заказ столика бесплатно. Можно петь, плясать, веселиться, фотографироваться с известными «звездами». А потом зажигать, гудеть до утра.

Духовой оркестр честно  играет «Червону руту», предлагая подпевать и подтанцовывать. Через сто метров  активно зазывают окунуться в атмосферу караоке под устаревшие, но  всё ещё невыцветшие, южные «чёрные глаза». Удивительная ненавязчивая уютная и доброжелательная домашняя атмосфера. На лавочке пенсионеры из местных жителей, толкуя о политике, пьют водку, закусывая собственными помидорами и запивая свежим пивом. На них свысока взирают  новоиспеченные судакские мимы, отдалённо похожие на барселонских живых людей-кукол. Молодые люди предлагают подержать гордого сокола-орла, или погладить шиншиллу. И много, много, много чего...

И над всем этим отдыхательно-развлекательным великолепием-безобразием распростёрло свои радушные объятия  бездонное звёздное небо бархатного сезона. Добро пожаловать в любимый, незабываемый и неповторимый родной Крым.