Обиженный гребешок

Людмила Танкова
   Жила-была девочка Настя, и не любила она причёсываться. Встанет рано утром, накинет платьице и бежит на улицу к подружкам играть.
   - Иди, Настенька, причешись, косы заплети, бантики завяжи.
   А Настя в ответ:
   - Мне и так хорошо.
   - Нельзя, доченька, нечёсаной ходить, а то сороки унесут в лес к Бабе-Яге Костяной ноге.
   - Нет на свете никакой Бабы-Яги, и сороки меня поднять не смогут. Они вон какие маленькие, а я большая.
   Сердится мама, ругают Настю бабушки, а толку никакого. Так нечёсаная Настя весь день и бегает. Вот как-то однажды утром собирается мама на работу и Настеньке наказывает:
   - Доченька, будь умницей, кровать заправишь, умоешься, расчеши волосы да заплети их в косы. Я тебе красивые бантики купила.
   Только мама за порог, Настенька на пол спрыгнула, кукол с кроваток подняла, за стол усадила. Положила им понарошку пирожков, пальцем погрозила и говорит:
   - Не рассказывайте маменьке, что я волосы не расчесала.
   Побежала девочка умылась, позавтракала, кроватку прибрала, подошла к зеркалу, а там на полочке гребешок лежит. У него розовые зубки один к одному, ручка с цветочком. Потянулась к нему девочка да передумала, убрала руку.
   - Противный гребешок, ты мне только волосы путаешь. Не люблю тебя!
   Схватила Настя гребешок и кинула на пол. Ударился больно гребешок, у него даже зубок сломался. Заплакал горемыка и говорит:
   - Не хочу с тобой дружить. Раз ты меня не любишь, пойду по свету искать себе другую хозяйку.
   И ушёл.
   Обрадовалась Настя, что теперь волосы не надо причёсывать. Кое-как закрутила их в хвостики: где бугорок, где кочка, сунула в кармашек конфетку – да и побежала во двор к подружкам.
   Пусто во дворе. Никто не бегает, мячик не кидает, в скакалки не прыгает, на качелях не качается. Скучно девочке одной ходить по травке. Не с кем побегать, не с кем поиграть.
   Прилетела сорока, села на высокий тополь и давай стрекотать:
   - Волосы не чёсаны, косы не плетёны… Волосы не чёсаны, косы не плетёны…
   - А тебе какое дело? - обиделась на сороку Настенька. – Тебе положено меня утащить к Бабе-Яге, вот и неси. Что силушки не хватает?
   Сорока вдруг расправила крылья, налетела на девочку и подхватила её клювом за спутанные волосы. Настя не успела глазом моргнуть, как очутилась в неведомом лесу. Кругом ёлки да берёзы. А на поляне стоит не то избушка, не то терем старинный. Вокруг терема сидят звери разные, друг с другом разговаривают, в разные игры играют.
   Обрадовалась Настя, выходит из-за елки, чтобы поиграть со зверюшками. Но только сделал шаг, а волки, лисы, зайцы, медведи бросились в рассыпную. Хвост трубой, только успевают лапы переставлять. Осталась лишь серая мышка. Сидит, под травинку забилась и трясётся. Подошла к ней Настя и спрашивает:
   - Мышка, мышка, что случилась, почему все звери убежали и не захотели со мной поиграть?
   - Страшно… - трясется мышка.
   - Ну, какая же я страшная? – говорит Настя. - Я простая девочка.
   - Не ты страшная, а нам страшно.
   - Почему?
   - Ты такая лохматая.
   - Ну и что?
   - Мы утром встаём, умываемся.
   - Я тоже умываюсь.
   - Потом начинаем шёрстку расчёсывать…
   - А зачем шёрстку расчёсывать, вы и так вон какие красивые.
   - Если за шёрсткой не ухаживать, она сваляется и придёт болезнь Мора, всех переморит. Она любит нечёсаных.
   Тут зашумел лес, поднялась пыль тучею.
   - Ой-ё-ёй, - закричала мышка и юркнула в норку.
   - Ой-ё-ёй, - сказала Настя, потому что тоже испугалась.
   Стоит посередине лужайки и думает, что же ей делать: гребешок то она обидела, и он ушёл искать другую хозяйку. Села на пенёчек пригорюнилась. Смотрит идёт по тропинке её гребешок, выломанный зубок в руке держит.
   Бросилась к нему Настенька.
   - Гребешок, мой гребешок, ты прости меня за то, что тебя обидела. Вернись ко мне, я каждый день расчёсываться буду, тебя жалеть, в кармашке носить буду.
   - Зачем я тебе такой, - печалится гребешок, - у меня уже одного зубка нету. Не смогу я тебя хорошо причесать.
   - Ничего, гребешок, а мы с тобой вначале одним боком причешем, а потом другим, вот ровненько и получится. До дома доберёмся, папа тебя починит.
   Обрадовался гребешок, прямо в руки к девочке прыгнул, и давай ей волосики причёсывать. Волосинку к волосинке приглаживать. Да так ровно и гладко причесал, что Насте только осталось косы заплести.
   Заплетает Настя одну косу, а завязать нечем. Вдруг слышит она, кто-то пищит тихонечко, вроде бы её зовёт. Глянула вниз, а это мышка из норки высунула носик.
   - Настенька, возьми мои ленточки.
   У мышки ленточки серебряные, словно шёрстка мышиная.
   Взяла девочка мышкины ленточки в косы их вплела, такая красавица стала, что не в сказке сказать, ни пером описать.
   Высунулся из-за ели медведь, улыбнулся и говорит:
   - Здравствуй, Настенька, давай в лошадок поиграем. Я буду лошадкой, а ты наездницей.
   Покаталась Настя на медведе, поиграла с зайчиками в скакалки, с лисой - в пятнашки, с мышкой – в прятки. Растрепались волосики. Захотела Настя причесаться, сунула руку в карман, а гребешка там нет.
   - Ой-ё-ё-ё-ё-ёй, - расстроилась девочка, - как же я без верного гребешка то буду, чем косы расчешу?
   Принялись звери искать на полянке гребешок, а найти не могут. Смотрят под большой елью лежит, свернулся клубком ёжик, одним глазом посматривает.
   - Ёжик, ёжик, - спрашивает Настя, - не видел ли ты мой гребешок?
   - Какой-то розовый гребешок по той тропинке в глухой лес пошёл, слезы вытирал.
   - Это мой гребешок, - обрадовалась Настя, - простите звери добрые, пойду я его искать, а то пропадёт в лесу, да и мне без него плохо.
   Побежала девочка по тропинке, только слышит: кто-то за ней крадётся. Оглянулась потихоньку, а это мышка следом бежит – еле поспевает.
   - Ножки у меня маленькие, - запыхалась мышка, - не поспеваю за тобой.
   - Сидела бы на полянке.
   - Как тут усидишь, - обмахивается листиком мышка, - ты в лес побежала, а его законов не знаешь.
   - Тогда полезай мне на плечо, - говорит Настя и протягивает мышке свою руку.
   Посадила серую на плечо и дальше бежит. Смотрят стоит рядом с дорожкой медвежонок, в руках ложку держит, облизывает её и плачет.
   - О чём плачешь, медвежонок? – остановилась Настя.
   - Как мне не плакать? Мама Медведица, позвала меня обедать, а я закапризничал и убежал в лес.
   - Так ты заблудился?
   - Заблудился и хочу есть, - ревёт медвежонок.
   Вынула Настя из кармана конфету, отдала её медвежонку, а тут и мама Медведица подоспела. Спасибо Насте сказала и повела своего непослушного сыночка обедать.
   Идут они дальше, слышат шум стоит, будто ветер кедры из земли выворачивает. Свернули они с тропинки, видят – сидит на земле травяной человек, весь лохматый буро-зелёный, на кафтане вместо пуговиц шишки нашиты.
   Шумит, гудит человек, никого не видит.
   - Здравствуйте, о чем вы так громки шумите? Весь лес напугали, – спрашивает Настя.
   - Как же мне тихим-то быть? Молодые листья нарастают, а старые обобрать некому. Что делать не знаю.
   - Посидите тихо, - просит его Настя, - я попробую помочь.
   Села рядом с травяным человеком и давай с веток у него старые, сухие листья выбирать, да в кучку складывать. Сняла с веток гусениц. Поднялся травяной человек, встряхнулся – сам молодой зелёный, на макушке хохолок из новых листьев – загляденье.
   - Эх, - топнул ногой травяной человек и пустился в пляс. – Ну, спасибо тебе, Настенька. Как же мне легко и весело стало. А ты о чём печалишься, от чего у тебя глазки невесёлые?
   - Потеряла я свой гребешок, - повесила голову девочка, - обиделся и ушел от меня.
   - Чем же ты его обидела? – спросил травяной человек.
   - Утром не хотела причёсываться, а потом выронила гребешок из кармана.
   - Помогу я твоему горю. Иди сейчас к Бабе-Яге, скажи, что я тебя послал, пусть поищет гребешок. Все обиженные вещи рано или поздно приходят к ней.
   Идут Настенька и мышка по тропинке и приходят в диковинный лес: на ветках и в дуплах деревьев разложены и развешаны разные игрушки, ленточки, самолётики и многое другое, что теряется у детей.
   Под большим кедром стоит избушка на курьих ножках, на крылечке сидит опрятная старушка. Устала старая и задремала.
   - Здравствуйте, бабушка, - поздоровалась Настя. - Не приходил ли к вам мой розовый гребешок?
   Баба-Яга открыла глаза, посмотрела на девочку и спрашивает:
   - Откуда ты, девочка пришла?
   - Меня травяной человек прислал.
   - Рассказывал он, как ты ему помогла от старых листьев и гусениц избавиться. Приходила медведица, говорила, что её сына в лесу одного не бросила. Добра у тебя душа. Ладно, верну я тебе гребешок, только вначале ты мне службу сослужи.
   - Говори, бабушка, что сделать надо?
   - Иди в избушку. Помой, прибери, блинов напеки, чтобы мне досталось.
   Вошла Настенька в избушку, а там всё вверх дном: раскидано, разбросано. Принялась девочка раскладывать вещи по местам, а сил не хватает. Тут соскочила с плеча мышка и давай Насте помогать. Вдвоём они быстро справились с делом. Замесила Настя тесто на блины и первый блин мышке отдала. А как отдала, так блины сами на сковородку наливаться стали, да спрыгивать прямо в блюдо. Масло их сверху поливает.
   Вот и блюдо полное. Несёт Настенька блины Бабушке-Ягушке, а в сенях стоит худенький телёночек и просит:
   - Настенька, дай блиночек, очень кушать хочется.
   Дала ему Настенька блин, только хотела идти дальше, да навстречу ей барашек, тоже просит покушать, а за ним вереницей стоят куры и гуси, поросята и жеребята.
   Вышла девочка на улицу, глянула, а на блюде всего один блин и остался.
   - Прости, бабушка, - заплакала Настенька, - всего один блин остался, но ты не переживай, я ещё напеку.
   Кинулась она в избушку, ещё больше прежнего напекла блинов, но до бабушки донесла только один. Всё разобрали звери и птицы.
   Держит блюдо с единственным блином, а слёзы сами по щекам катятся.
   Взяла Баба-Яга блин, попробовала его да и говорит:
   - Не плачь, девочка, хорошая ты хозяйка будешь и человеком хорошим вырастишь, потому что накормила ты всех моих зверей, да и мне досталось. Вот тебе твой гребень. И не он от тебя ушёл, а я его увела, чтобы испытать тебя.
   Обрадовалась Настя, берёт гребень в руки да и говорит:
   - Нет, бабушка, этот гребень на мой похож, такой же розовый и на ручке цветочек, только у моего зубок был сломан. Это я его бросила на пол и зубок сломала.
   - Молодец, что сказала правду. Только гребень действительно твой. А зубок я ему вернула. Не горюй, бери гребень, он тебе хорошую службу послужит.
   Улыбнулся гребень своей хозяйке, по волосам прошёл, да так ровно да гладко причесал волосы, что любо-дорого посмотреть.
   Заплела Настя косы, завязала их мышкиными ленточками, гребень в карманчик положила, да рукой придерживает, чтобы не выскочил нечаянно. Сказала спасибо Бабе-Яге и собралась идти. Тут она поняла, что не знает дорогу домой. Растерялась и не знает, что делать. А Бабушка-Яга говорит:
   - Эй, сорока белобока, что сидишь на ветке? Собирайся, отнеси Настеньку к её дому. Да, не мешкай.
   Слетела сорока с высокой ветки, подхватила девочку и опустила её около дома. Где Настя пролетала, как в свой двор попала, она так и не углядела. А сороку только и видели.
   Тут к дому подъехала машина – это папа приехал с работы, а с ним мама и братик Саша. Вышел Саша из машины да и говорит:
   - Мама, папа, посмотрите, какая у нас Настенька молодец: и чистенькая, и как красиво причёсана. Умница!
   Подхватил её на руки и давай кружить.
   Смеётся от радости Настя а сама кармашек придерживает, чтобы гребешок не выронить, да не обидеть.
   С тех пор Настенька каждое утро начинала с того, что расчёсывала и заплетала косы.