Драндулет и Дрындулет

Андрей Зуев
"Драндулет"
 Андрей Зуев
 ----------------------
 
 Сразу после школы, я устроился работать на завод. Учеником слесаря. Почему на завод? А куда еще мог бы пойти учиться заурядный двоечник?  Хотя двойки у меня были лишь по точным предметам. Математика мне не давалась, да и с Физикой  не все клеилось. Зато по географии всегда были пятерки, биология тоже меня радовала, и другие предметы мне давались легко. Короче говоря, натянули мне, кое-как троечки и выпустили на свет Божий. Вот и пошел на завод. Слава Богу, в то, Советское время, кадры нужны были всегда.  Стал я работать в ремонтном цеху. Станки ремонтировали. Пропах я соляркой, руки по локоть покрылись трудно смываемым серым налетом. Зато, с какой гордостью я шагал в толпе рабочих после гудка в 17 часов! Работяга! Постепенно я освоился на заводе и стал интересоваться общественной жизнью.
 Как-то я  узнал, как-то, что в административном корпусе открылись курсы по подготовке мотоциклистов. Глаза мои сразу загорелись и я быстренько на них записался. В классе, где нас обучали правилам, стоял мотоцикл. И мы на нем изучали его устройство. Названия он не имел, и только табличка на раме гласила, что эта модель называется М1м. Стоял он посредине класса весьма потрепанный и невзрачный.  Но это был Мотоцикл!  Его уже никогда не заводили и не выводили даже на прогулку. Вид его был весьма странный, я таких мотоциклов больше нигде не видел.  А странность ему придавали передние амортизаторы маятникового типа.  Этакие рогульки, которые торчали внизу  штока и держали ось колеса.  Гораздо позже я узнал, что это был один из первых в этом классе и звали его «Минск».
 Лето заканчивалось, закончились и наши курсы. Сдал я экзамен и получил вожделенные права. А кататься не на чем! На зарплату слесаря-ремонтника 3 разряда, мотоцикла себе не купишь. И тут прослышал я, что курсы расформировываются  и нового набора больше не будет.  Как только я переварил эту новость, ноги сами привели меня в класс, где покоился этот драндулет.  Инструктор был на месте и что-то писал за столом.
 - Николай Петрович, продайте ваш мотоцикл, он вам же уже не нужен?- заискивающе спросил я.
 Глаза Петровича радостно сверкнули, и он встрепенулся, от этого слегка зазвенели стаканы в столе.
 - Гони юноша в «косой» и бери пузырь. Потом будем говорить. – Петрович весело потер руки.
 «Косым» все называли новенький гастроном  за то, что он стоял наискосок к проспекту. Уже через несколько секунд у меня в ушах засвистел ветер, так я мчался к этому гастроному. К моему возвращению у Петровича на столе уже стояла банка с консервами  «Бычки в томате», корочка хлеба и головка лука.  Приняв от меня долгожданную бутылку, Петрович кивнул на мотоцикл:
 - Забирай аппарат, только учти, документов на него нет никаких, как уж будешь ездить, не знаю. Твои проблемы. Давай кати его, скорее, мне некогда, - и Петрович полез в стол за стаканом.  Меня не стоило больше просить, я затарахтел по лестничному пролету и, через несколько минут уже катил вожделенное приобретение по тротуару. Как я закатил этот драндулет на третий этаж «хрущевки», я не помню и глаза родителей, которые увидели своего сыночка с драндулетом в дверях их квартиры. Но, слава моему отцу, он разрешил  закатить драндулет в квартиру. Более того, он выделил уголок для ремонта драндулета, между батареей и пианино, за которым  иногда, мучилась моя сестра.  Вся зима у меня прошла в ковырянии железяк в моем углу. Это скорее был не ремонт, а изучение посредством разборки и сборки. В моем «ковырянии в носу» мне помогал мой тезка и по совместительству двоюродный брат Андрюха. Он в железяках разбирался не плохо, и его дельные советы помогали продвинуться нашему прожекту.  Весна пришла слякотью и грязью. Моя попытка выкатить аппарат на улицу, была пресечена суровой мамой.
 -Куда катишь? Грязюка на улице. Если выкатишь, назад хода тебе не будет! – Приговор был суров, и мне еще месяц пришлось ждать милости от природы.  Все болтики и винтики уже были мною смазаны и затянуты.  Хотя, я себе уже отдавал отчет, что без знаний техники у меня вряд ли, что толком получиться. Наконец-то земля просохла, а самое главное, было достигнуто соглашение между мной и с еще одним моим сродным братом Сергеем.  Вернее его родителями, о предстоящей парковки моего драндулета у него во дворе. А жил, брателла, в частном доме и его родаки не очень радовались такой перспективе, приютить чужой мотоциклет около их помидоров и георгинов. Но, немного скулежа и разрешение было получено.  Наша неразлучная троица ускоренно завершила сборку драндулета.
 В один прекрасный день, залитый солнечным светом и под аккомпанемент радостных воробьев, мы спустили аппарат на улицу. Ввиду того, что в баке драндулета уже выветрился даже запах бензина и коробка скоростей тоже была девственно чистой, мы торжественно покатили аппарат по закоулкам города. Стараясь  особо не светиться правоохранительным органам.  Брателла жил на окраине города, и, что нас очень устраивало, в частном доме.  Путешествие закончилось удачно, и мотоциклетка приютилась в углу, среди ящиков.  Проблем с топливом и маслом не возникло и наконец-то от драндулета запахло МОТОЦИКЛОМ!   Попытку завестись аппарат пресек после нескольких рывков кикстартером. Он только обнадеживающе чихнул и замолчал, как показалось навеки. Но он нас не знал!  Мы не собирались устраивать его легкую пенсионную жизнь!  Выкатив это сооружение на улицу, прямо на проезжую часть,  мы еще раз осмотрели эту сноповязалку.  Затем, посовещавшись и убедившись в последний раз, что кикстартером его не завести, решили его толкнуть. Не в смысле продать за бесценок, а завести с разгона. Я, как хозяин этой «лобогрейки» уселся за руль. Братаны уперлись в седулку  я выжал сцепление и мы помчались.
 - Давай, -  заорал Андрюха и я отпустил рычаг сцепления.
 -Ро, ро,ро, -гнусаво заурчал драндулет и вдруг выстрелив синим облаком взревел и вырвался из рук моих братанов.
 - Ура! – закричали в один голос мои толкачи и  остановились на обочине, тяжело дыша и смахивая пот со лба и носа.  А я летел вперед, и встречный ветер меня ласкал и щекотал мое самолюбие.
 -Получилось! Первая победа! Ура! – я притормозил и развернулся.  Вон мои братишки, уже далеко, я сейчас мимо их со свистом пролечу и только потом дам им покататься. Но неожиданно мотор взревел, а драндулет потерял скорость и остановился. Подбежали и братишки.
 - В чем дело?- спросил Серега. Я пожал плечами и в растерянности оглянулся. Метрах в ста, на асфальте аккуратненько лежала цепь. Все стало ясно. Мы неправильно поставили замок цепи, и он раскрылся. Ремонт прошел быстро, и очередной наездник умчался вдаль в облаке дыма. Радости нашей не было предела: - У нас есть настоящий мотоцикл.
 Хотя ездить на нем было нельзя никуда. Только по пустырю около дома.  Но он сделал главное, мой папа увидел, что сын не  просто болтался бесцельно по улице, а научился водить мотоцикл и сдал на права. Своими руками собрал из рухляди мотоцикл, и он стал ездить.  Поэтому в скором времени мой отец оказал мне финансовую помощь, и я купил настоящий мотоцикл «Восход». Это уже был не драндулет!   Хотя…..


"Дрындулет"
 Николай Агибов

             Как мне сказал «ГУГЛ» слово «дрындулет» пришло к нам в давние времена из Европы, а точнее из польского языка. Значение простое – "старый дребезжащий на ходу экипаж". Во времена моего детства и юности так и называли любую рухлядь на колесах. Но для мальчишек слово «дрындулет» было не просто определение состояния велосипеда, мопеда или мотоцикла, это было, можно сказать, ласкательное имя колесного друга.
                Дрындулеты собирались из старых запчастей велосипедов и мотоциклов. Ими часто обменивались, на мотоциклах гоняли по вечерам станичные пацаны по пригоркам и балкам. Тарахтящие всеми деталями и дырявыми глушителями мотоциклы были старыми и капризными. Постоянно куда-то уходила искра, рвалась цепь или спускали шины. Но тем и прекрасной казалась езда на дрындулете, когда после долгих мытарств с заводкой, когда после толкача руки и ноги уже дрожат, а майка прилипла к спине, вдруг взревет двигатель и дрындулет превращается в быстрого скакуна. Главное не дать ему вырваться из рук и успеть оседлать. И вот они – мгновения заслуженного наслаждения, свист ветра в ушах, развивающаяся за спиной рубашка, словно крылья и густой дымный след как после ракеты. Мы часто добавляли в бензин масла больше, чем положено, для более эффектного выхлопа.
                А пролететь в степи по пыльной проселочной дороге?!  Грудью ловишь свежий насыщенный ароматами ветер, все нутро переполнено адреналином, а после тебя только стена пыли и дыма.
                В то время мы не слышали слова «ГАИ». В нашей станице, с шести тысячным населением был один участковый и Добровольная Народная Дружина. На старые мотоциклы не было документов, и никто из наездников дрындулетов не имел прав на вождение.  Да-а золотое было время. Конечно, кроме старых «Ковровцев», «Восходов», «Минскарей» «Тулы» и других старичков уже были «Явы», «Чезеты», «Ижи», но это совсем не тот кайф. С дрындулетом можно было делать все, что угодно. Устраивать ночные гонки по ярам и балкам, заправлять в бак не бензин, а керосин (главное, чтобы в это время он был заведен и потом уже не глушить), собираться по вечерам на околице и катать девченок.
                В контингент хозяев дрындулетов входили разбитные лихачи, компанейские веселые парни. На новых мотоциклах обычно ездили степенные и важные сынки из более обеспеченных семей, это уже другой уровень и другая среда.
                Приобрести старый мотоцикл для подростка в нашем краю было не так уж и сложно. Уже после восьмого класса летом можно было подрабатывать в колхозе. Или сдавать на приемные пункты дикие и садовые фрукты и ягоды. В лесополосах произрастает масса алычи, за которую тогда приемщики платили  деньги. Не ленись и к концу сезона соберешь на старенький дрындулет, или на его части.
                Таким образом и я после девятого класса накопил на старенький «Восход». Естественным был первый вопрос матери, когда я закатил свое сокровище во двор :
 - Где взял?
 Естественным был и ответ:
 - Взял на время, отремонтировать и покататься.
                Это было началом практического изучения советской мототехники. После полного осмотра оказалось, что в цилиндре нет поршня, и в карбюраторе не хватает заслонки с иглой. Поршень с кольцами я нашел у друзей, а вот иглы не было ни у кого. Выручил сосед дядя Миша, у которого был свой ИЖ-49:
 - Бери иглу с моего, она будет немного длиннее, просто укороти напильником и поставь.
                Наш народ всегда славился смекалкой, можно было встретить такие гибриды из мотоциклов, что сходу и не определишь какая запчасть от чего взята. На соседней улице имелся трехколесный автомобиль, в кабине которого был руль от мотоцикла, а сзади неплохой кузовок. Этот самоделкин каким-то образом установил в полу кузова дисковую пилу и занимался заготовкой и распиловкой дров.
                После практического изучения устройства своего «Восхода» я «нашел» искру и в карбюратор поступал бензин. По всем законам механики двигатель должен работать, но не тут-то было. Многочисленные попытки завести ножной лапкой привели к тому, что шлицы соединяющие лапку с двигателем стерлись, лапка безжизненно повисла. Оставался единственный способ – с толкача.
                Не один день я десятки раз толкал своего мучителя вдоль речки, протекающей через нашу станицу. Бегать с мотоциклом туда-сюда по улице было уже стыдно. После нескольких неудачных попыток я тащил его во двор, и в который раз начинался «техосмотр». Искра есть, бензин поступает, а не заводится. Консилиум из знающих пацанов не мог установить диагноз.
                Кому и как передал я свое сокровище - уже не помню, но часто вспоминал его в последующие годы, когда имел другие мотоциклы. Вспоминая о том первом всегда меня мучил вопрос – почему же он не завелся? И вот, уже имея хороший опыт ремонта мотоциклов, я догадался. Свинью мне тогда подложил дядя Миша со своей иглой. Нижняя часть иглы мотоцикла имеет форму конуса, когда тросик ее поднимает выше из жиклера - в карбюратор подается больше бензина. Я,  укоротил ижевскую иглу снизу - убрал конус, и ровная игла не пускала бензин.  Как все было просто!
 В свои молодые годы я поочередно имел мотоциклы разных марок, знал их недостатки и преимущества. С теплотой вспоминаю последний «ИЖ ЮПИТЕР-3» с коляской. Работяга, помощник по хозяйству, неприхотливый, простой. Хотя…