Дорога Святителя Иосафа как пути к стороже
В знаменитой казацкой песне поется: “А по под горою, яром долиною казаки идут”. То бишь не о дороге по водоразделу, каковых в степи большинство, а о дороге, что идет между склоном и руслом.
Такова и героиня нашей статьи, дорога «низами на Угрим». Знаменита она прежде всего упоминанием в житии святителя Иосафа:
"Святитель Иосаф, чтобы избегать неприятностей от помещика А. Ф. Борщова, не стал ездить на село Высокое или Долбино, а езживал низами на Угрюм. Однако ж каждый раз останавливался против долбинских земель и делал по направлению к ним земной поклон. Однажды его спросили: кому он кланяется? "Царственному гостю", - ответил Святитель, и с того времени место остановки Святителя называется Гостенкой».
Упоминание это классический пример поздней топонимический легенды Белгородского края. В подобных легендах названия более ранних эпох объясняются поступками деятелей 18 века. Чаще казаков, Екатерины Великой, графа Шереметьева.
Однако в легенде о Гостенке несомненно заложена память об исторических событиях. Земли по река Гостенка от Архиерейской рощи в Белгороде (здесь стоял загородный Архиерейский дом) до балки Угрим в верховьях принадлежали церкви. До 1833 г. белгородским архиереям, а затем, после их переезда в Курск, монастырю.
В описании маршрута святителя Иосафа интересна следующая деталь. Что-бы добраться до Угрима по руслу Гостенки подниматься на гребень водораздела нет нужды. Достаточно следовать по западному берегу реки к ее верховьям. Но из долины Гостенки земель села Долбино не видно. На лицо явное противоречие. Земной поклон святителя Иосафа мог состояться только в том случае если дорога по какой-то причине шла на верх.
Жители хутора Угрим использовали дорогу «низами» для поездок в Белгород вплоть до 50-х годов XX века. Сохранилась память и о том, что этой дорогой ездили на отработки к монахам. В пути угримцев мы находим ту же аномалию, что и в легенде Святителя Иосафа.
Вместо того что-бы ехать из балки по руслу Гостенки хуторяне сначала поднимались на холм Вовкивня, а затем с его вершины спускались к реке. С Вовкивни отлично видно Долбино, следовательно здесь место земного поклона святителя Иосафа. На вопрос для чего нужно всякий раз вбираться на Вовкивню угримцы отвечают просто: Испокон веку так!
Между тем, если вдуматься в смысл этих действий то получается полная несуразица. Житейской логикой никак не объяснишь лишний подъем высотой в 50 метров за которым следовал спуск. Уместно вспомнить народную присказку: «В гору лучше не идти, гору лучше обойти».
Подъем на холм не единственное странное усложнение маршрута. Путь в Белгород лежит по западному берегу Гостенки, а дорога спускается с холма Вовкивня на восточный. Здесь населенный пункт Алмазный, известный во всей округе по своему старому названию Гать. Удержалось оно в народной памяти по прозаической причине. Окрест много плотин, но всё это гребли и ставы. Гать же одна! Существовала ли гать в этих местах доподлинно не известно. А память о более позднем мосте через Гостенку сохранилась.
Для того что-бы разобраться в хитром устройстве дороги «низами» мы решили отправиться на место.
Инициатором поездки выступил Александр Николаевич Ходов. По его мнению эта загогулина с гатью и холмом на дороге лишняя. Свою точку зрения он подкрепляет крепкой прибауткой:
Дорога должна быть прямой и удобной, а эта как бык нассал!
Спорить с таким аргументом действительно трудно. Не даром в местных диалектах о слишком сложном замысле говорят «нечего греблю городить». А тут не только гать соорудили, но еще зачем-то на холм карабкались. Слишком все сложно, если учесть что дорога ведет на хутор, чье население в 18 веке 50 человек!
С проводником нам повезло. Это уроженец Гати Огородов Владимир Алексеевич. Малую родину и дорогу по низам он знает с мальства. В его послевоенном детстве на берегах Гостенки еще возвышались сгоревшие танки.
Ну а третий человек в команде небезразличных ваш покорный слуга. Его задача была более чем скромная, мотать на ус да помалкивать.
Дорога из Угрима поднимается на Вовкивню через «Провалье» - это склон высотой более 50 метров (максимальный перепад высот в балке 78 метров). Крутизна склона около 40 градусов. Забраться на него лошадям было ой как не просто.
Старая дорога что вела на Вовкивню сейчас не используется, стоит в бурьянах. Ее перечеркнула современная асфальтовая.
Холм Вовкивня это г-образный проход между тремя балками: Угрим, Угримчик, Московское. Место излома отмечено курганом, мимо него мы поворачиваем к Угримчику. Вдоль его края вниз идет современная грунтовая дорога. Настоящая дорога шла на угол Московского леса, то есть едем мы параллельно маршруту.
Спускаемся по краю балки Угримчик вниз к Гостенке. Спуск здесь ровный. Единственное препятствие находится почти в конце этого участка — небольшой яр с характерным названием Попов.
Дорога подходит прямо к тому месту где балка Угримчик встречается с руслом реки Гостенка. Сегодня на этом месте насыпана небольшая дамба для проезда машин. Старый мост находился несколько правее, на мысу между Угримчиком и Гостенкой. На это обстоятельство указывает Владимир Алексеевич.
По дамбе переправляемся на западный берег. Крутизна его склона такая, что Александр Иванович удовлетворенно констатирует:
- Лошадь на верх не пойдет.
Оставляем машину у дамбы и по едва заметной, ухабистой дороге идет вниз по течению реки Гостека. Она лежит ровно между заросшим камышом берегом и склоном.
Владимир Алексеевич обращает наше внимание на то, что ведомо лишь сторожилу. Где стояли хаты, где был мост, на родник у берега в десятке метров от дамбы. Из его рассказов я выхватываю топоним Глинище — так местные называли склон прямо над дорогой у современной дамбы.
Глинище, Гать — это слова не из украинского языка, а из русского. Причем в современных диалектах, что родом из 18 века говорят не так, возможно перед нами свидетельство более ранней эпохи.
Очевидно что «дорога по низам» требовала постоянного ремонта. Склон обрушивался, а берег подмывал. Сегодня вряд ли можно проехать по ней на машине.
Что-бы увидеть дорогу с высокого восточного берега возвращаемся обратно и объезжаем Угримчик с другой стороны. На юго-восточной окраине этой балки также насыпан курган, как и его товарищ на Вовкивне сильно распаханный.
Владимир Алексеевич машет рукой от него в сторону Гати:
Здесь тоже была дорога напрямик, она называлась Косая. Путь от Гати раздваивался.
Косая дорога тоже тупиковая. Она спускается к селу Долбино упомянутому в житии святителя Иосафа. Но Долбинцы ей не пользуются, они ездят «верхами» к современному поселку Майский на дорогу Харьков-Белгород.
Петляя по современной грунтовой дороге едем к последней точки нашего путешествия. Она лежит в месте где современная железная дорога Белгород — Харьков покидает восточный берег реки Гостенка и уходит в Кривой лог. Вид с этого перекрестка величественный.
Прямо под нами левый берег Гостенки с двумя небольшими лесками на склоне. Владимир Алексеевич называет их Малый и Большой Проходцы. Я знаю эти названия по Планам Генерального межевания середины 80-х годов 18 века. Присмотревшись не сложно заметить между склоном и руслом следы старой дороги.
Про себя выстраиваю логическую цепь: Проходцы, Глинище, Гать, Вовкивня.
Названия все из века 17-го! Передо мной маршрут 1-й белгородской сторожи на «Угрим да Лопин». Ей, а не монахам нужен был скрытный подъезд к Вовкивне и подъем на гребень водораздела. Однако архивных доказательств того что дорога по Гостенке была оборудована с военными целями пока нет.
Отвозим нашего проводника и отправляемся пить чай, что-бы обсудить увиденное. Александр Николаевич также разделяет мнение о значении Вовкивни. Забираться сюда стоит лишь ради хорошего обзора. Для поездок в Угрим или Долбино через Гостенку — не удобно!
Я же вспоминаю о схожих топонимах в верховья Суджи. Там село Сторожевое соседствует с урочищами Просечное. Да и в строельной книге Хотмыжска описывается устройство дорог и просек к сторожам по схожему сценарию. Возможно что и топоним Проходцы возникли при оборудовании военной дороги.