Дорога Святителя Иосафа как пути к стороже

Андрей Словохотов 2
            

В знаменитой казацкой песне поется: “А по под горою, яром долиною казаки идут”.  То бишь не о дороге по водоразделу, каковых в степи большинство, а о  дороге,  что идет между склоном и руслом. 

Такова и героиня нашей статьи, дорога «низами на Угрим». Знаменита она прежде всего упоминанием в житии святителя Иосафа:

"Святитель Иосаф, чтобы избегать неприятностей от помещика А. Ф. Борщова, не стал ездить на село Высокое или Долбино, а езживал низами на Угрюм. Однако ж каждый раз останавливался против  долбинских земель и делал по направлению к ним земной поклон. Однажды его спросили: кому он кланяется? "Царственному гостю", - ответил Святитель, и с того времени место остановки Святителя называется Гостенкой».

Упоминание это классический пример поздней топонимический легенды Белгородского края.  В подобных легендах  названия более ранних эпох объясняются  поступками деятелей 18 века. Чаще казаков, Екатерины Великой, графа Шереметьева.

Однако в легенде о Гостенке несомненно заложена память об исторических событиях. Земли по река Гостенка от Архиерейской рощи в Белгороде (здесь стоял загородный Архиерейский дом) до балки Угрим в верховьях принадлежали церкви.   До 1833 г. белгородским архиереям, а затем, после их переезда в Курск, монастырю.

В описании маршрута святителя Иосафа  интересна следующая деталь.  Что-бы добраться до Угрима по руслу Гостенки  подниматься на  гребень водораздела нет нужды. Достаточно следовать по западному берегу реки к ее верховьям.  Но из долины Гостенки земель села Долбино не видно.  На лицо явное противоречие. Земной поклон святителя Иосафа мог состояться только  в том случае если дорога по какой-то причине шла на верх.

Жители хутора Угрим использовали дорогу «низами» для поездок в Белгород вплоть до 50-х годов XX века.   Сохранилась память  и о том, что этой дорогой ездили на отработки к монахам.  В пути угримцев мы находим ту же аномалию, что и в легенде Святителя Иосафа.

Вместо того что-бы ехать из балки по руслу Гостенки  хуторяне сначала поднимались на холм Вовкивня, а затем с его вершины спускались к реке. С Вовкивни отлично видно Долбино, следовательно здесь место земного поклона святителя Иосафа.   На вопрос для чего нужно всякий раз вбираться на Вовкивню угримцы отвечают просто: Испокон веку так!

Между тем, если вдуматься в смысл этих действий то получается полная несуразица. Житейской логикой никак не объяснишь лишний подъем высотой в 50 метров за которым следовал спуск. Уместно вспомнить народную присказку: «В гору лучше не идти, гору лучше обойти».

Подъем на холм не  единственное странное  усложнение маршрута.  Путь в Белгород лежит по западному берегу Гостенки, а дорога спускается с холма Вовкивня на восточный. Здесь  населенный пункт Алмазный, известный во всей округе по своему старому названию Гать. Удержалось оно  в народной памяти по прозаической причине.  Окрест много плотин, но всё это гребли и ставы.  Гать же одна!  Существовала ли гать в этих местах доподлинно не известно.   А память о более позднем мосте  через Гостенку сохранилась.   

Для того что-бы разобраться в хитром устройстве дороги «низами» мы решили отправиться на место.

Инициатором поездки выступил Александр Николаевич Ходов.  По его мнению эта загогулина с гатью и холмом на дороге лишняя. Свою  точку зрения он подкрепляет  крепкой прибауткой:

Дорога должна быть прямой и удобной, а эта как бык нассал!

Спорить с таким аргументом действительно трудно.  Не даром в местных диалектах о слишком сложном замысле говорят «нечего греблю городить».  А тут не только гать соорудили, но еще зачем-то на холм карабкались.  Слишком все сложно, если учесть что дорога ведет на хутор, чье население в 18 веке 50 человек!

С проводником нам повезло. Это уроженец Гати Огородов Владимир Алексеевич. Малую родину и дорогу по низам он знает с мальства. В его послевоенном детстве на берегах Гостенки еще возвышались сгоревшие танки.

Ну а третий человек в команде небезразличных ваш покорный слуга. Его задача была более чем скромная, мотать на ус да помалкивать.

Дорога из Угрима поднимается на Вовкивню через «Провалье» - это склон высотой более 50 метров (максимальный перепад высот в балке 78 метров). Крутизна склона около 40 градусов.   Забраться на него лошадям было ой как  не просто. 

Старая дорога что вела на Вовкивню сейчас не используется, стоит в бурьянах. Ее перечеркнула современная асфальтовая.

Холм Вовкивня это г-образный проход между тремя балками: Угрим, Угримчик, Московское.  Место излома отмечено курганом, мимо него мы поворачиваем к Угримчику. Вдоль его края вниз идет современная грунтовая дорога. Настоящая дорога шла на угол Московского леса, то есть едем мы параллельно маршруту.
Спускаемся по краю  балки Угримчик вниз к Гостенке.  Спуск здесь ровный. Единственное препятствие находится почти в конце этого участка — небольшой яр с характерным названием Попов.
 
Дорога подходит прямо к тому месту где балка Угримчик встречается с руслом реки Гостенка. Сегодня на этом месте насыпана небольшая дамба для проезда машин.  Старый мост находился несколько правее, на мысу между Угримчиком и Гостенкой. На это обстоятельство указывает Владимир Алексеевич.

По дамбе переправляемся на западный  берег.  Крутизна его склона  такая, что Александр Иванович удовлетворенно констатирует:

 - Лошадь на верх не пойдет.
 
Оставляем машину у дамбы и по едва заметной, ухабистой дороге идет вниз по течению реки Гостека.  Она лежит ровно между заросшим камышом берегом и склоном.

Владимир Алексеевич обращает наше внимание на то, что ведомо лишь сторожилу.  Где стояли хаты, где был мост, на родник у берега в десятке метров от дамбы. Из его рассказов я выхватываю топоним Глинище — так местные называли склон прямо над дорогой у современной дамбы.

Глинище, Гать — это слова не из украинского языка, а из русского.  Причем в современных диалектах, что родом из 18 века говорят не так, возможно перед нами свидетельство более ранней эпохи.

Очевидно что «дорога по низам» требовала постоянного ремонта. Склон обрушивался, а берег подмывал.  Сегодня вряд ли можно проехать по ней на машине.

Что-бы увидеть дорогу с высокого восточного берега возвращаемся  обратно и объезжаем Угримчик с другой стороны.  На юго-восточной окраине этой балки также насыпан курган, как и его товарищ на Вовкивне сильно распаханный.

Владимир Алексеевич машет рукой от него в сторону Гати:

Здесь тоже была дорога напрямик, она называлась Косая.  Путь от Гати раздваивался.

Косая дорога тоже тупиковая. Она спускается к селу Долбино упомянутому в житии святителя Иосафа. Но Долбинцы ей не пользуются, они ездят «верхами» к современному поселку Майский на дорогу Харьков-Белгород.

Петляя по современной грунтовой дороге едем к последней точки нашего путешествия.  Она лежит в месте где современная железная дорога Белгород — Харьков покидает восточный берег реки Гостенка и уходит в Кривой лог.  Вид с этого перекрестка  величественный.

Прямо  под нами левый берег Гостенки с двумя небольшими лесками на склоне.  Владимир Алексеевич называет их Малый и Большой Проходцы. Я знаю эти названия по Планам Генерального межевания середины 80-х годов  18 века. Присмотревшись  не сложно заметить между склоном и руслом следы старой дороги.

Про себя выстраиваю логическую цепь: Проходцы, Глинище, Гать, Вовкивня.

Названия все из века 17-го!  Передо мной маршрут 1-й белгородской сторожи на «Угрим да Лопин». Ей, а не монахам нужен был скрытный подъезд к Вовкивне и подъем на гребень водораздела.  Однако архивных доказательств того что дорога по Гостенке  была оборудована с военными целями пока нет. 

Отвозим нашего проводника и отправляемся пить чай, что-бы обсудить увиденное. Александр Николаевич также разделяет мнение о значении Вовкивни. Забираться сюда стоит лишь ради хорошего обзора. Для поездок в Угрим или Долбино через Гостенку — не удобно!
Я же вспоминаю о схожих топонимах в верховья Суджи.  Там село Сторожевое соседствует с урочищами Просечное. Да и в строельной книге Хотмыжска описывается устройство дорог и просек к сторожам по схожему сценарию. Возможно что и топоним Проходцы возникли при оборудовании военной дороги.