Фернан Кортес и Нил Сорский. Загадка привлекательн

Левон Григорян
     Фернан Кортес и Нил Сорский.               
     Загадка привлекательности Запада
 
  Анекдот тридцатых годов прошлого века. Некто возвращается в СССР из командировки в Европу. Его спрашивают:
- Ну, как Европа, гниёт?
– Гниёт, но какой аромат!   
  Философ Шпенглер писал «Закат Европы» много десятилетий назад. Глобализатор Бьюкенен написал «Смерть Запада» совсем недавно. За несколько веков до них Лютер предрекал гибель папского мира. Словом, за сотни и десятки лет прогнозов смерти Запада было много. Ни один из них не оправдался. «Запад», и Европа, и США, продолжают оставаться притягательными для множества людей.
  В чём же дело, в чём загадка привлекательности Запада?
  Предлагается версия ответа на этот вопрос.
 Основа  версии объяснения притягательности Запада для многих людей известна очень многим уже несколько тысяч лет: человек порочен. Для тех, кто очень уж любит себя, смягчаю формулировку: человек это неслиянный и неразделимый сплав пороков и добродетелей, причём, довольно часто пороки плавно переходят в добродетели и наоборот.
  Слова «порок» и «добродетель», будучи написанными или произнесёнными, кажутся выражающими  различные вещи. В жизни же «порок» и «добродетель» так перемешаны и перепутаны, что не разберёшь. Любить частые застолья, это порок, или добродетель? Можно обосновать и то, и другое. Быть пидором, это порок, или добродетель?  Есть разные точки зрения.
   Так вот, Запад предоставлял и предоставляет неограниченные возможности беспрепятственного проявления  порочного,  в человеке. И это на любом уровне. Точнее, в ареале западно-христианской цивилизации «открыта зелёная улица» одним порокам, а в ареале восточно-христианской цивилизации – другим.
  На первый взгляд может показаться, что должны течь противонаправленные потоки с Востока на Запад и обратно, грубо говоря, пидоры –  на Запад, любители застолий – на Восток. На самом деле поток направлен в одну сторону – на Запад. 
Дело в том, что на Востоке на всех людей давит, помимо описанного Бендером столба атмосферного воздуха, пресс как бы обязательной добродетельности. Вот именно «как бы». Я не встречал людей, кого  это обязывало быть добродетельным, но отклонение от добродетели создаёт какой-то дискомфорт, что ли. Проповедник нестяжательства  Нил Сорский был  не чудаком-одиночкой, а воплощением всенародной направленности, зримыми проявлением существующей в обществе, в народе потребности, далеко не всегда удовлетворяемой, подавляемой иными потребностями. Безудержное потребительство всегда воспринималось и воспринимается сейчас как нарушение каких-то незыблемых правил жизни, в том числе, и теми, кто не слышал о Ниле Сорском и других подвижниках-нестяжателях. Богатеть за счёт другого, а иначе просто не бывает, что-то в этом не то… . Это – инстинктивное. В ареале восточно-христианской цивилизации никогда не привьётся протестантское мировосприятие – приоритет жизненного успеха, измеряющегося количеством денег. Нынешнее обезьянье подражание – не более чем обезьянье подражание. «Не в силе правда, а в правде сила». Это не нами сказано и не нами отменится. Лозунг «от каждого по способности…» это не только и не столько лозунг, он не придуман, а выстрадан жизнью, нашей историей и заложенная в нём идея  с неизбежностью смены времён года воссияет вновь.
   Я с детства восхищался подвигами  конкистадоров. У Великого Кортеса было 170 человек, 120 пеших и 50 конных. И с этой горсточкой людей он завоёвывал страны! Каким же духом надо обладать, чтобы сделать то, что они сделали!
    Так я думал в детстве. Я не задумывался о фантастической жестокости их продиктованных жадностью поступков, об их отмороженности, бесчеловечности.  Сейчас, на склоне лет, у меня произошла переоценка приоритетов. Безудержная тяга к золоту ослепляла этих людей, вытравляла из них душу и тем самым придавала им нечеловеческую силу. Это явление мы ощущаем и сегодня: Все мирские соблазны – автомобили, колбасы, костюмы, музыкальные центры и т.п., и т.д. – всё брошено для того, чтобы вытеснить своей сверкающей массой из человека его маленькую, призрачную, душу. Всё доступно, всё на глазах, всё твоё. Позабудь про свою душу, включись в погоню за благами мира, и они – твои! А эта погоня имеет свои правила, не установленные кем-то, а проистекающие из существа дела.  В погоне за этими благами мы все немножко конкистадоры, постольку, поскольку готовы пройти к этим благам если не по трупам, то по головам и рукам других людей. И чем больше мы конкистадоры в смысле отвязанности, бесчеловечности, тем больше шансов на обретение вожделенного богатства.
   Сказанное о носителях восточно-христианской цивилизации, о прессе как бы обязательной добродетельности, выдавливающем людей на Запад, не в меньшей, если не в большей степени относится и к мусульманам.     И нам, и им, «не в кайф» быть свободными. И нам, и им, хочется  быть связанным и привязанным. Хочется быть связанным словом, долгом. Это тягостно, но без этого еще хуже. Хочется привязанности к женщине, к Богу, семье, к собаке, к работе, к Родине, к чему угодно, лишь бы была привязанность, а лучше много. С каждой из привязанностей связаны неприятности, но без них еще хуже.
Хочется ограничений обычаями дворовыми, кастовыми, семейными, сословными, национальными, религиозными, – любой степени тупости, лишь бы не болтаться  «как…щепка в проруби».
    Хочется быть связанным и привязанным, чтобы удержаться на наклонной плоскости, по которой влекут  пороки.
    Хочется обязанностей.  Не хочется иметь право пользоваться правами, выдуманными специалистами по выдумыванию прав. «Права человека»! Человек, это кто? Старик китаец? Ребенок француз? Военнослужащий бельгиец? Девушка армянка? И что, у всех у них одинаковые права? Девушке нужно право быть любимой и рожать, не нужное старику китайцу, которому нужно право на уважение со стороны детей и внуков, не нужное девушке.
     Мусульманина в Европу влечёт не только возможность пользоваться унитазом, есть от пуза, и т.п., важнее, что там нет того, что я назвал  «прессом как бы обязательной добродетельности», а есть возможность быть отвязанным. И мусульманин в Европе оказывается в роли рыбы в молоке. Соответственно, мусульманин у себя на родине гораздо больше уважаем и европейцем, и самим собой. Сложилась дурацкая ситуация: судя по количеству мусульман и мечетей, Европа вроде мусульманская страна, но мусульмане какие-то не настоящие, «отвязанный» мусульманин, мусульманин, ослеплённый жаждой золота, мусульманин  в роли Кортеса,… . «Не верю!», как сказал бы великий Станиславский. Ни носитель восточно-христианской цивилизации, ни мусульманин «не предназначены» для ослепления золотом, утраты души ради золота. Это – не наше. Но пока что работает то, что А.Зиновьев назвал «жульническим приёмом»: «…мы имеем характерное явление современ¬ной западной идеологии. Жульнический прием его заключается в том, что выделяются отдель¬ные, привлекающие внимание аспекты жизни людей или сенсационные научные открытия и технические изобретения, их роль непомерно раздувается, жизнь человечества изображает¬ся так, как будто это является основой бытия вообще». Не нашим, но привлекательным, является образ жизни, когда получение прибыли, а не разумная деятельность человека, стало основной движущей силой развития человеческого сообщества.
   Имя и изображение Кортеса было на испанской банкноте в 1000 песет. Наши банкноты пусты. Это – диагностический признак! С нашей историей, и древней, и новой, сотворено такое, что нам некого изобразить на банкнотах! Проклятые «толерантность», «консенсус» и «политкорректность»! Кого бы ни изобразить, найдутся негодующие. Не рискнули изобразить даже Петра Великого, изобразили муляж.  Вот и живём с пустыми банкнотами, символом пустой истории. На банкнотах США изображены рабовладельцы и дельцы, которые на какой-то срок прорывались к власти, люди, прошедшие сквозь историю как тени, а на банкнотах России не нашлось места человеку, «принявшему Россию с сохой и оставившему с атомной бомбой», человеку, который больше, чем любой другой человек сделал для спасения Европы и мира от «Нового порядка» Гитлера. (Кстати, на банкнотах РА изображены деятели литературы и искусства).
   То, что сотворено с нашей историей и то, как преподносится  история стран Европы и США, не в последнюю очередь определяет привлекательность Запада. Всем нам хочется, слаб человек, быть причастным к чему-то великому и дистанцироваться от плохого. Детям араба из Марокко или выходца из России «в кайф» называть себя гражданами «Прекрасной Франции» (самоназвание),  «великой» Англии, (величие которой записано в её наименовании) или ещё более великих  США. Отблеск этого величия падает и на эксплуатируемого в хвост и в гриву «гражданина великой страны».
  Иван IV, прозванный «грозным», первый российский самодержец, не в том смысле, который придавался этому наименованию дешёвками из революционеров, а в исконном смысле – первый из ни от кого не зависящих правителей, в борьбе с противящимися прорыву в будущее косными деятелями, убил по достоверным данным не более чем 3-4 тысячи людей, умыл кровью и выжег огнём форпост грабивших страну ганзейских торговцев в России. Ниже приводятся хронология событий лет его правления в «Великой Англии». В частности, там в эти годы крестьян сгоняли с  земли, чтобы организовать на этих землях овцеводство, а согнанных с земли вешали на обочинах дорог «за бродяжничество»! Счёт шёл на десятки тысяч! Так вот, Иван IV объявлен извергом рода человеческого, Россия – родиной деспотов, а английские короли белые и пушистые!
1547. Секуляризация владений религиозных братств. Статут против бродяг и нищих.
1549. Крестьянские волнения по всей Англии.
1555. Акт о ткачах. Сожжение Хью Латимера и Николаса Ридли за ересь.
1556. Казнь Кранмера.
1572. Заговор Ридольфи. Акт о бродяжничестве.
1576. Акт об искоренении лености - уклоняющиеся от работы заключались в исправительные дома, начало "работных домов".
   В «Прекрасной Франции» тех же лет только во время Варфоломеевской ночи было убито в 18 раз больше людей, чем за все годы правления Ивана IV. Однако Франция считается колыбелью гуманизма, просвещения, свободы, равенства и ****ства, виноват, братства, а Россия  –  колыбелью уродов и тиранов. На самом деле и мы,  и наши правители, и они, и их правители, все одним мирром мазаны. Ниже – хронология лет правления Ивана IV для Франции. Обе хронологии взяты на http://www.hronos.km.ru/
1547. Эдикт о принудительном труде нищих.
1548. Антиналоговые восстания низов городского населения.
1560. Война в Шотландии, поддержка шотландских кальвинистов против католиков и французских войск. Амбуазский заговор.
1566. Муленский ордонанс против бродяжничества.
1572. Варфоломеевская ночь. Отречение Генриха IV Наваррского и Конде.
  Выдержки из хронологий приведены только для годов, совпадающих с годами правления Ивана IV, с остальных страниц хронологии также капает кровь.
  Не нашлось Конквеста, который бы подсчитал, сколько людей было убито в колониях «Belle Franсe» и  Великобритании между двумя мировыми войнами. Точнее, не нашлось людей, которые оплатили бы его работу. Самые завышенные данные о «жертвах красного террора и репрессий» не идут в никакое сравнение с количеством людей, застреленных в колониях для отъёма земли и другого имущества, убитых голодом как следствием выращивания на отнятых землях не традиционных продуктов питания, а выгодных для продажи продуктов а также другими способами ради извлечения сверхприбылей в те же годы «красного террора и репрессий».   
  Первая мировая война была ничем иным, как беспрецедентно широкомасштабным убийством людей, организованным небольшой группой сверхбогачей, которые не смогли добром поделить прибыли с колоний, и в которую никто никогда не поймёт как оказалась втянутой Россия, не имеющая доли в подлежащем перекройке пироге. Поимённо перечисляются люди, убитые во время «красного террора» после покушения на Ленина. Неужели эти перечислители не понимают, сколько десятков, если не сотен, тысяч людей выжили потому, что Ленин способствовал выходу России из бессмысленной бойни мировой войны, ведущейся ради перераспределения доходов от ограбления колоний!
    Тем не менее, Россия-СССР и её люди объявлены империей зла, исчадиями ада, и т.п. Ну, как не стремиться убраться подальше из «этой станы» для одних и «нашей страны» – для остальных.
   Таким образом, привлекательность Запада имеет прочные корни, как определяемые природой человека, так и культивируемые определёнными людьми с определёнными целями.
   Но «ещё не вечер»!