Больные люди. Из цикла Ветер из прошлого

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Часто мне вспоминается один эпизод из детства. А всё, что было в раннем детстве, как известно, формирует характер. Вот и мне, как любознательной девочке, тот эпизод помог в будущем многое осмыслить.

Летом мы с бабушкой частенько ходили за грибами в берёзовую посадку. Путь наш пролегал через улицу Максимовка, что на краю села. А дорожка проходила мимо дома, где жил мальчик Миша.

Точнее, юноша. Ему было около 20 лет, но он был очень большой, с рыхлым телосложением, как взрослый дядька. Одет был всегда неопрятно, хотя бабушка сказала, что о нём есть кому заботиться.

Из вечно раскрытого рта текла слюна, как у бешеной собаки. Глаза не могли сосредоточиться на чём-то конкретном и блуждали между предметами. А ходил он перебежками на кривых ногах, прижимая коленки.

Одним словом, одной пятилетней девочке при встрече с ним было бы страшно. И я всегда прижималась ближе к бабушке, точнее, к её ноге, поскольку была ей по пояс, и крепко сжимала её руку.

Миша подходил к прохожим и всегда просил конфетку. И все, кто проходили мимо его дома, брали с собой конфеты и печенья, чтобы его угостить. Добрыми были люди в те времена!

Вот и мы, в тот раз взяли с собой конфеты. Бабушка велела мне отдать их Мише. Сейчас мне понятно, что делала это она для того, чтобы он меня запомнил и не напугал в случае, окажись я с ним рядом один на один.

Я, преодолевая страх, отцепилась от бабушкиной руки и подошла к Мише со словами:

- Миша, возьми конфетку!
 
Миша взял конфетку, вмиг разорвал фантик и засунул конфету в рот со словами:

- Миша, возьми конфетку!

Он как-бы сам себе давал установку!

А мы с бабушкой продолжили свой путь дальше. По дороге она мне объяснила, что хоть Миша и здоров внешне, но он болен психически. И поэтому повторяет то, что ему говорят.

- Например, скажешь ему:"Миша, иди домой!", он развернётся и пойдёт домой, повторяя всю дорогу эти слова:"Миша, иди домой, Миша, иди домой..." - говорила бабушка.

Мне, маленькой девочке всегда казалось, что болеть, это значит хворать. Ну, понятно, когда болит горло, или ухо, или живот. И тебе больно.

Но почему Мишу все считали больным, мне было непонятно! Ещё несколько лет я встречала Мишу и удивлялась тому, какой это такой болезнью он болен. Миша недолго прожил, заболевание прогрессировало и вскоре он умер. Но вопрос этот меня, как любознательного человека, продолжал мучить.

Как оказалось, этот эпизод для меня был побудительным мотивом. И уже в старших классах у меня сформировалось решение в будущем заняться наукой - биогенетикой. Мне так тогда казалось, что именно в этой науке кроются тайны человеческого сознания.

А тогда, в детстве, мне, маленькой девочке, казалось, что больные люди - это те, у которых что-то болит. И было трудно понять, что есть ещё заболевания психические, не физические. И люди от них страдают ещё больше, чем от физической боли. Например, состояния навязчивых идей!

Зато запомнилось, какими счастливыми были мы с бабушкой, возвращаясь из леса с полным лукошком белых грибов - поддубников.

Никакие навязчивые идеи нас не беспокоили, и мы шли, взявшись за руки, громко хохоча над тем, как мы чуть не потревожили в лесу гнездо ужей.