41. Вера у обращающихся от неверия ко Христу начинается от различных источников:
- у меньшинства - через чтение или слушание слов Св. Писания, а затем возгорается готовность принять все, что повелел Господь и Апостолы, включая сюда и послушание Церкви; так обратился к Богу и Христу св. мученик Иустин Философ, живший в середине 2-го века;
- большинство же людей принимали в сердца свои веру, видя подвиги св. мучеников и проч. святых и их чудеса и убеждаясь в их прозорливости, а затем уже с верою принимали предлагавшиеся им Священные книги.
42. Дети, рожденные в христианских семьях, начинают усваивать веру через предания, принимая к сердцу слова родителей о Боге и Христе и подражая старшим в молитвах, а затем уже с верой начинают слушать и читать Св. Писание.
43. Из книги Деяний Апостольских мы узнаем, как две речи Апостола Петра, вошедшие в состав Св. Писания и сопровождавшиеся чудесами, обратили ко Христу три тысячи и пять тысяч человек. (Деян.2и3).
44. Такова сила слов Св. Писания, принятая слухом людей. Но не менее разительно было и ознакомление людей с самой жизнью, молитвами и взаимными увещеваниями христиан, которые также были пророческими; об этом свидетельствует Апостол Павел:
45. "Если же все пророчествуют, то когда входит кто-либо посторонний или неверующий, то все обличат грехи его и осудят его, и тайны сердца его станут всем известны, и падет он ниц и поклонится Богу и скажет: "Воистину Бог среди Вас!" (1Кор.14:24,25).
46. Здесь вера в Церковь упреждает веру во Христа и Св. Писание.
47. Окончательно признаки юистинности Христового учения и правослаавного благочестия - общие Священному Писанию и Преданию быстро познает тот, кто бесповоротно решил вести добродетельную жизнь и побороть грехи и страсти. Он быстро познает, что это возможно только верующему во Христа и Его Евангелие под руководством правил благочестия доводимым Св. Церковью через Священное Предание. Об этом сказал Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни: "Если человек хочет сделать то, что угодно Богу, то он будет знать, от кого исходит то, чему Я учу: от Бога или от Меня Самого". (Иоанн7:17).
Глава 3. О Священном Писании в частности.
1. Священные книги написаны в разные времена. Одни до Рождества Христова, а другие после.
2. Те священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.
3. Ветхий Завет - это древний союз Бога с человеком, а Новый Завет - это новый союз Бога с человеком.
4. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя и готовил их к принятию Его.
5. Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через св. заповеди, пророчества, преобразования, молитвы и священнослужения.
6. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
7. Св. Книги Ветхого Завета разделяются на канонические, которые признают и христиане и иудеи, и неканонические, которые признают только христиане, иудеи же их утратили.
8. Канонические книги:
1) Книга Бытия;
2) Исход;
3) Левит;
4) Книга чисел;
5) Второзаконие;
6) Книга Иисуса Навина;
7) Книга Судей, и вместе с нею, как бы ее продолжение
8) Книга Руфь;
9) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги;
10) Третья и четвертая книги Царств;
11) Первая и вторая книги Паралипоменон;
12) Первая и вторая книги Ездры и
13) Книга Неемии
14) Есфирь;
15) Книга Иова;
16) Псалтирь.
17) Притчи Соломона;
18) Екклесиаст Соломона;
19) Песнь песней Соломона;
20) Книга пророка Исайи;
21) Иеремии;
22) Иезекииля;
23) Даниила;
24) Двенадцати Пророков.
9. Неканонические книги:
1) Книга Товита;
2) Книга Иудиф;
3) Книга Премудрости Соломона;
4) Книга Премудрости Иисуса Сына Сирахова;
5) Послание Иеремии;
6) Книга Пророка Варуха;
7) Три книги Маккавейские;
8) Третья книга Ездры.
10. Согласно содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда:
11. - книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;
12. - исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;
13. - поучительные, которые содержат учение благочестия;
14. - пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.