Таланты и поклонница вып. 17 О сайте

Майя Уздина
Вот уж не думала, что когда-нибудь возвращусь к этой рубрике. Не думала возвращаться по разным причинам.
 
Но главная причина - писать о незнакомом авторе сайта очень сложно. Когда пишу об известном писателе, какие-то представления о нём имею. Необходимо вспомнить известный материал, увидеть новые публикации и делать свои выводы. А здесь - ранее незнакомый человек. Мало того, что надо прочитать  его произведения. Надо бы понять его жизнь, его отношения к людям и событиям.
 
Обычно знакомилась я со своими персоналиями просто. Они мне напишут, а я обращаюсь к их странице. Это далеко не всегда оправданные знакомства. Просмотрела я сейчас алфавитный указатель к рубрике «Таланты и поклонница».

 Ошибалась ли я? Конечно. И, всё - таки, среди персоналий рубрики есть прекрасные авторы:  Александр Чашев, Галина Алинина,
Амушл Кабак, Людмила Береснева, Ярослав Вал, Леонид Блох, Светлана Лось, Наталья Михайлова, Просто Валерия, Ирина Новикова, Василий Владимиров, Игорь Гарин, Сергей Евин, Эдуард Резник, Вера Петрянкина, Елена Гвозденко,Татьяна Алейникова,  Яна Голдовская, Виктор Свиридов, Зинаида Синявская,  Дарина Сибирцева, Людмила Солма, Володя Теняев, Володя Чадов,  Юрий Фукс. Со временем, я обнаружила на произведения, заинтересовавшие меня, рецензии знакомых мне авторов. Людей, которым я бесконечно доверяю. Поэтому, когда я вижу  рецензии Светланы Лось или Юрия Фукса , воспринимаю это как знак  качества. Надо читать. Время не будет потрачено зря.

Очень жаль, что некоторые авторы, о которых я писала, закрыли свои страницы. Кто-то ушел из жизни (Леонид Словин), другие просто ушли с сайта. Бесконечно жаль, что отсутствует Ирина Камина. Для меня - это огромная потеря.  С восторгом читала Егора Ченкина. Он мне виделся настоящим профессионалом, скрывающим своё имя. Что бы он ни писал, всё выходило прекрасно.  Когда он писал о танце, я не сомневалась, что он профессиональный танцор или постановщик танца, если темой его сочинения был вопрос о рождении или не рождение ребёнка, он мне казался медиком, психиатром. Если он писал о стороже церкви, я не сомневалась в его глубокой вере и убеждённости. Но я так и не поняла, кем был этот человек, печатавшийся под именем Чёнкина. Сайт потерял прекрасного автора.

Радуюсь я, видя знакомые имена. Я узнаю их стиль, вижу, как они совершенствуются. И не важно, помнят ли они меня, главное  -  я их помню. Радуюсь за новые грани прозы Якова Каунатора, не пропускаю работ незрячего, но так пристально вглядывающегося в окружающий мир Володи Чадова, жду новых произведений  удивительного мастера  Василия Григорьева, улыбаюсь редкому появлению Эдуарда Резника,  жду серьёзных, многообещающих публикаций Зинаиды Синявской, не пропускаю произведений и рецензий Светланы Лось. Все эти авторы стали близкими родственниками, нас объединяет большее, чем родственные связи, нас объединяют  взгляды на жизнь и на литературу.

Предисловие моё слишком затянулось. Сегодня я хочу рассказать об одном новом для меня авторе -  МАРИНЕ НЕКРАСОВОЙ 3

   Её короткие и объёмные произведения притягивают мыслью, желанием разобраться в сложных жизненных ситуациях, умением решить задачи литературным способом.

МАРИНА НЕКРАСОВА 3
http://www.proza.ru/avtor/veterfon

 Темы художественных произведений часто повторяются, разные авторы рассматривают разные темы своим методом. Вот, казалась бы, такая избитая тема, «Не оставляйте надежду, продолжайте жить» 

 Окуджава:

Моцарт на старенькой скрипке играет
Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает -
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

 В  мелодраме, фильме «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов обращается к этой теме. На его стихи написана музыка Петрова. Музыка и слова звучат неоднократно  в фильме. В них корень решения  темы. Без этой музыки и слов фильм бы был неубедителен. Вот несколько  четверостиший Эльдара Рязанова:

     Живем мы что-то без азарта,
     Однообразно, как в строю.
     Не бойтесь бросить все на карту
     И жизнь переломить свою.
    
     Какими были мы на старте?
     Теперь не то, исчезла прыть.
     Играйте на рисковой карте,
     Пытайтесь жизнь переломить.
    
     Пусть в голове мелькает проседь.
     Не поздно выбрать новый путь.
     Не бойтесь все на карту бросить
     И прожитое зачеркнуть.
    
     Из дома выйдя в непогоду,
     Взбодрите дух, пришпорьте плоть.
     Не бойтесь тасовать колоду,
     Пытайтесь жизнь перебороть.

Слова Рязанова. Музыка Петрова.


Та же тема у Марины Некрасовой в рассказе  «Аллора, осень. Аллора!»

Начала читать этот рассказ после прочтения блистательной  сконцентрированной рецензии Светланы Лось.

«Восхитительная, великолепная проза!
Зрелая, многоплановая работа.

Точность и зримость мельчайших деталей, колорит и красочность описаний в сочетании с тончайшим психологическим анализом процесса творчества, взимоотношения мужчины и женщины; свобода и зависимость личности, быт и искусство, и настроение, и напряжённая работа мысли, и, наконец, заключительный аккорд финальной сцены в мощном духе Ренессанса, выделяют рассказ из общей массы, делают его незабываемым, заставляют возвращаться к нему, снова и снова вчитываться, любуясь и наслаждаясь, сопереживая и впитывая, и радуясь извечной красоте и нескончаемости жизни.
Благославенна сила искусства!
Аллора, Марина!

С поклоном,
Светлана Лось»  08.05. 2014 г.


Итак, рассказ Марины Некрасовой.
Эпиграф:    «Подсолнух, в некотором смысле, – мой».
               
                Винсент Ван Гог.
Эпиграф многое разъяснит читателю этого завершенного во всех смыслах рассказа.

 Героиня рассказа-художник. Она работает  техникой акварели, известна в кругу знатоков. Сеньора, как и автор, как мне кажется, влюблена в живопись. Именно поэтому  своё видение мира Марина передаёт не только способами чисто литературными. Равноценно в текст  вплетена живопись. Колорит пейзажей, окружающие люди и предметы неразрывны с живописью.

С центральными героями рассказа супружеской парой мы встречаемся по пути в Италию, где они должны провести несколько дней. Она,  предполагает писать  картины, он – не очень удачный журналист задумал написать очерк. Хозяин дома, в котором они собираются остановиться, итальянец  Маурицио встречает их и везет на место. Вся дорога, весь сельский пейзаж окрашены цветами поздней осени. Психологически, образно, эмоционально, а главное живописно автор передаёт впечатление о прекрасном уголке Италии.

 Странное совпадение: в 1990 году исполнилась многолетняя и казалась, безнадёжная моя мечта - я купила самую дешёвую путёвку в Италию. Дешевая путевка, бедные отели, передвижения на недорогом транспорте. Но Италия - Рим, Флоренция, Венеция. Читала рассказ Марины и передо мной оживали сельские пейзажи и все  полузабытые ощущения того времени. По тем же местам мы ехали на маленьком автобусе, похожим на маршрутку. Я сидела рядом с водителем, поэтому обзор окрестностей был прекрасный.

«Сельский пейзаж за окном будто проступал из другой эпохи. Его хотелось немедленно вставить в рамку – так, чтобы вошло в нее побольше синего неба с пухлыми и свежими облачками, а по центру оказался бы один из садовых домиков или упёртая в облака колокольня – и выдать за работу кого-то из флорентийцев прошлого». Это мысли мужа, видящего окружающую красоту глазами жены. Очевидно, супружеская пара очень близка.

Поездка сопровождалась оживлённым разговором словоохотливого немолодого хозяина с журналистом. Говорили  на итальянском языке.  Изредка он переводит жене. И в кратких репликах её ответов он чувствует раздражение. Но разве могут два даже любящих человека понять все движения души, все изгибы мысли даже самого близкого человека? Он приписал  недовольство жены усталости, решил, что не стоит переживать. Пройдёт.

Но дело было в  другом. Перед поездкой в Италию, они посетили любимый музей  Амстердама.
В музее и  произошла неожиданность, изменившая планы и саму жизнь этой семьи. Всё началось с момента, когда она рассматривала  картину.

«Она снова вспомнила, как утром подошла к той самой картине под трижды проклятым стеклом. Стекло бликовало. Она всегда ненавидела смотреть картины под стеклом.  Но сегодня утром стекло сыграло с ней и вовсе дурную шутку: на кричащую грусть болотно-ржаваго букета под стеклом наложилось собственное ее отражение – ее давно не крашенные, с проседью волосы, ее морщины у рта и глаз, усталая бледная кожа, поникшие губы, спрятанные под дешевый грунт модной кирпичной помады. Ей никогда не хватило бы духу написать такое. «А ведь это было бы сильно. Это могло бы быть очень сильно. Из этого мог бы выйти недурной автопортрет», –  подумала она. И злобно добавила: «Только ты его никогда не напишешь, сеньора». Она смотрела на картину и плакала.

Ключевой момент  рассказа. Потрясающе написанный. Литературный полёт в образ, цвета, психологическое состояние героини.
 
С этого момента меняются восприятия сеньоры. На протяжении всех дальнейших событий, сопровождающих поездку, она решает свою задачу, ничего не поясняя своему спутнику. Об их прошлом мы ничего не знаем, но постепенно в рассказе выясняется разница в возрасте между мужчиной и женщиной. Женщина на пятнадцать лет старше.
 «А вдруг я давно уже стала для него тяжкой ношей? Может, он ждет возможности сбежать от меня? Может, он остается со мной только из жалости». Эти мысли волнуют художницу. Но она продолжает жадно вглядываться в окружающую красоту своим взглядом, взглядом художника:

«Сквозь окно в ванной комнате тоже било солнце, оттуда открывался вид на долину, окруженную холмами. Все за окном казалось ослепленным солнечным светом. Покатые спуски холмов были салатными, на них в беспорядке набросаны небольшие селения – еле обозначенные темным крыши домов над садами, кое-где, проплешинами, намазаны вспаханные поля, а на переднем плане тянутся к синему небу аккуратные фруктовые деревья, и под каждым деревом заботливо положен кружок темной тени. Скаты зеленых холмов развернулись двумя птичьими крыльями, а середина провисала, уступив верхнюю часть композиции синеве неба. Небо льется через край, оно переполняет картину воздухом, и пейзаж делается выпуклым, живым и энергичным».

Вглядывается, мысленно рисует  свой букет осенних увядающих цветов, своё лицо, стараясь передать краски и настроение, и одновременно решает задуманную задачу.
Всякое лыко в строку. Возвращается задержавшаяся молодая, красивая жена Маурицио. Сеньора сообщает ей, что муж скучал. Внимательно ждёт ответа. Ответ был таким, каким ожидала услышать художница:
«Я знаю». 
А сеньора уже всё решила. Она просит жену Маурицио подбросить её на станцию и передать вечером мужу, что ей срочно понадобилось уехать во Флоренцию.

«У меня все замечательно, потому что теперь я свободна, понимаете?»
 
«Плащ не идет мне, зато если ему вздумается искать меня здесь, он не найдет меня, он будет искать ту, у которой длинные рыжие волосы. Он не будет искать  брюнетку с короткой стрижкой. Он не найдет меня ни здесь, ни в другом месте. Он никогда не найдет меня. Никто не сможет сказать ему: «Она так скучала без тебя». И он не ответит: «Я знаю». Я здорово все придумала. Я – молодец. Брависсимо, сеньора!»

И она решает, уезжает, меняет внешность. Аллора, сеньора!  Жизнь продолжается!

Восхитительный завершённый рассказ, многоплановая тонкая работа. Подлинная литература!

Однажды я вычитала у Марины такую фразу:
«Творчество кончается там, где начинается его обсуждение. Эта фраза плоска, но в ней есть правда, потому что оно обязательно иссякнет именно в этой точке. Думать об этом противно и бессмысленно".
Я не умею рассказать по-другому, рискую разрушить хрупкое, прекрасное произведение, но мне так хочется, чтоб читатели прочли и оценили по достоинству замечательную прозу Марины Некрасовой.

Я медленно читаю. Познакомилась  лишь с тремя рассказами Марины.
На другой рассказ Марины Некрасовой -   «Василёк, Петушок, Светка»  написала потрясающую рецензию Светлана Лось. Называется она  «На краю поля»  http://www.proza.ru/2014/08/30/307

И ещё одно, на первый взгляд небольшое и кажется, не очень уж глубокое произведение. И название это предполагает «Околесица для Дашки». Вроде бы даже незначительные разговоры попутчиков в автобусе. Но разговоры о том, что волнует каждого. О беженцах. Казалось бы лёгкий трёп, иногда шутливое повествование. Но это не так.  Прочтя рассказ, редкий человек не задумается над такими больными вопросами. Удивительный автор, она не пытается никого ничему учить. Да разве это возможно - убедить кого-то? Можно  рассказать неизвестное, секретное, а думать должен каждый человек сам. И читатель задумается и что-то для себя решает. Как  Марине удалось создать это? Сложно понять тайну создания литературного произведения.
 
Я рада, что смогла коротко познакомить некоторых читателей с замечательным автором. Я уверена, её произведения нужны людям. Сама буду их читать. Заглянув на её страницу, поняла, что меня ждут новые открытия. От всей души рекомендую читателям  Марину Некрасову. Вас ждут неожиданности и открытия.
С любовью! Майя.