Фотоаппарат

Носкова Елена
Перевод рассказа Ж.-Ж. Сампе и Р.Госини

В тот момент, когда я собирался  в школу, пришел почтальон и принес посылку для меня. Это был подарок от бабушки - фотоаппарат! Моя бабушка – самая лучшая в мире!

- Твоей маме приходят в голову интересные идеи, - сказал папа маме. – Такой подарок не для ребенка.

Мама рассердилась. Она сказала, что папа всегда недоволен, что бы ни сделала бабушка, что нехорошо обсуждать это в присутствии ребенка, и что это замечательный подарок. Ну а я спросил, могу ли я взять фотоаппарат в школу.
Мама разрешила:

- Возьми, но будь осторожен: как бы его не отобрали.

А папа пожал плечами, затем полистал со мной инструкцию и показал мне, как обращаться с фотоаппаратом. Это оказалось очень легко!

На уроке я показал свой фотоаппарат Альсесту, который сидит со мной, и сказал ему, что на перемене сделаю кучу снимков.

Тогда Альсест повернулся и рассказал об этом Оде и Руфусу, сидящим сзади. Они передали это Жоффрею, тот послал записку Максану, который передал ее Джошему, а тот уже Клотеру…

И тут учительница меня вызвала:

- Николя, повтори, что я сейчас сказала.

Я встал, но ответить ничего не мог, так как прослушал. И я заплакал. В то время, когда нужно было слушать урок, я показывал Альсесту маленькое окошечко в фотоаппарате.

- Что Вы прячете под партой? -  спросила учительница.

Когда она обращается к тебе на «вы», это значит, что она недовольна твоим поведением.

Я продолжал плакать, тогда учительница подошла к моей парте, увидела фотоаппарат и забрала его. А мне поставила двойку.

- Ты это заслужил, - шепнул Альсест, и учительница поставила ему двойку тоже и предупредила, чтобы он перестал есть во время урока.

Это меня развеселило немного, потому что это правда – он ест все время, наш Альсест
.
Тут поднялся Аньян, он лучший ученик класса и любимчик учителей:

- Я могу повторить, что Вы сказали, мадмуазель!

И урок продолжался.

Когда прозвенел звонок на перемену, учительница попросила меня остаться после всех. Она сказала мне:

- Послушай, Николя, я не хочу тебя наказывать, я знаю, что это твой подарок, и он очень хороший. Давай договоримся, если ты обещаешь быть умницей, не играть им больше на уроке и хорошо работать, я уберу твою двойку, и верну тебе фотоаппарат.

Я, конечно же, с готовностью пообещал. Тогда учительница отдала мне фотоаппарат и посоветовала пойти поиграть во двор. Наша учительница очень-очень-очень добрая!

Когда я спустился во двор, приятели меня окружили.

- Мы уже не ожидали тебя увидеть, - сказал Альсест, жуя бутерброд.

- О, она вернула тебе фотоаппарат! – воскликнул Джошем .

- Да, - подтвердил я, - можно пофотографировать, вставайте все вместе!

Тогда мои приятели встали всей компанией передо мной. Но Альсест не помещался в кадре. Я, как написано в инструкции, отошел на четыре шага, но этого оказалось недостаточно, потому что у меня маленькие шаги. И тогда Максан, у которого шаги намного больше, отмерил расстояние своими шагами, а затем снова встал вместе с другими.

Я заглянул в маленькое окошечко видоискателя, теперь все вошли, только не было видно голову Оде, потому что он слишком высокий, да еще Аньян наполовину выходил из кадра. Бутерброд заслонял лицо Альсеста, но тот не соглашался перестать жевать. Все делали улыбки и кричали, чтобы я фотографировал. Это было ужасно!

- Какой у тебя классный фотоаппарат, - сказал Оде.

- Ха! А мой папа мне купил гораздо лучший аппарат! – похвастался Жоффрей.

- Ты врешь! – воскликнул я.

- Я тебе сейчас дам! – пригрозил Жоффрей.

- Если хочешь, Николя, я могу подержать пока твой фотоаппарат! – предложил Альсест.

Я отдал ему аппарат, но предупредил, чтобы он хорошо держал его, потому что руки у Альсеста были скользкими от масла, и я боялся, что он может уронить мой фотоаппарат.

И вот мы с Жоффреем начали драться! Но тут появился наш дежурный учитель (мы зовем его «Бульон»), и он нас разнял.

- Это все Николя, - стал объяснять Альсест. – Он дерется с Жоффреем, потому что у его фотоаппарата нет вспышки для ночной съемки.

- Я ничего не понял, - ответил Бульон, - о каком фотоаппарате речь?

И тогда Альсест отдал ему мой аппарат, а Бульон сказал, что он его конфискует.

- О нет, месье, нет! – закричал я.

- Хорошо, - сказал Бульон, - я отдам его, но послушай меня внимательно: ты пообещаешь, что больше не будешь драться, понял?

Я сказал, что все понял, а потом спросил, могу ли я забрать свой фотоаппарат. И тут Бульон удивил нас.

- Вы не хотите сфотографировать меня? – спросил он.

- О, конечно, месье! - ответил я ему.

- Только давайте побыстрее, потому что перемена скоро закончится, - сказал Бульон.

И вот Бульон замер посреди двора, одна рука в кармане, другая на животе, нога вперед, взгляд устремлен вдаль. Максан отсчитал четыре шага. Я нашел Бульона в окошечке видоискателя, он улыбался. Щелк! Я сделал фотографию, и затем он пошел подавать звонок.

А вечером, когда папа вернулся с работы, я сказал ему, что хочу сделать его с мамой фотографию.

- Послушай, Николя, - ответил мне папа, - я очень  устал. Убери свой фотоаппарат, и дай мне почитать мою газету.

- Ты не вежлив, - сказала ему мама, - почему ты не хочешь  выполнить просьбу ребенка? Это будет замечательная фотография нам на память.

Папа тяжело вздохнул и встал рядом с мамой, а я сфотографировал их на шесть последних кадров. Мама обняла меня и сказала, что я буду ее маленьким фотографом.

Назавтра папа взял с собой фотопленку, чтобы проявить ее. Фотографии пообещали сделать через несколько дней. Я сгорал от нетерпения.
И вот, однажды вечером папа вернулся с фотографиями.

- Совсем неплохо, вот эти с твоими школьными товарищами и усач. А те, что ты сделал дома, получились темновато, но довольно забавно.

Мама подошла посмотреть, и папа показал ей фотографии и сказал:

- Можно сказать, что твой сын тебя почти не испортил, -  папа рассмеялся.

А мама взяла фотографии и сказала, что пусть они полежат в столе.

Честно говоря, я не понял, почему мама передумала, но сейчас она говорит, что папа был прав, и не стоило дарить такой подарок маленькому мальчику. И теперь фотоаппарат лежит высоко на шкафу.