Морская наука

Лев Ефремов
               
            
        Работал Алексей в Мурманском Морском Пароходстве матросом 1 класса
и заочно учился в Высшем Инженерном Морском Училище. Работал на разных
судах, в том числе и на пассажирском теплоходе «Вацлав Воровский». В марте
закончилась учеба, сдал все госэкзамены, защитил дипломную работу и получил Диплом об окончании этого Училища. Далее процедура получения первого морского рабочего Диплома Штурмана Малого Плавания. Для получения пришлось ехать в Ленинград, Мурманский порт в то время рабочие дипломы не выдавал. Закончил все эти необходимые формальности, отгулял положенный отпуск, и в Отдел Кадров родного Пароходства за направлением на работу. 
         Направили его четвертым помощником капитана на т/х «Вацлав Воровский».Судно знакомое, основной экипаж на нем редко меняется, старые моряки за него держатся, судно считалось домашним. Рейсы, в основном, были короткие. Зимой трое суток рейс и трое суток стоянка в Мурманске. Летом рейсы Мурманск –Архангельск и стоянка в Мурманске более суток. Иногда были круизные рейсы,но это редко. Капитан  Каск Михаил Гансович работал  на судне с приемки.  Старший командный состав на теплоходе тоже постоянный.
       По Уставу Службы четвертый помощник капитана ходовую вахту несет со старшим помощником капитана, набирается опыта. Как, вероятно,  многие выпускники учебных заведений, новички, начиная самостоятельно работать,
забывают, чему их учили. И все науки вспоминаются со временем. Опыт при-
ходит постепенно.
        Вахта четвертого помощника с 04.00 до 08.00 и с 16.00 до 20.00. Теплоход следует в Баренцевом море из Мурманска в Иоканьгу. Время около 07.00, скоро поворот на вход в залив, в котором находится Иоканьга. Звонок на мостик из каюты капитана, трубку берет 4-й помощник, докладывает:
       - Вахтенный четвертый помощник. – Капитан:
       - Доложите обстановку. Как погода?
       - Погода, Михаил Гансович, хорошая. Скоро поворот на вход в залив.
       - Передайте трубку старпому.
       Берет трубку старпом, докладывает:
       - Михаил Гансович, погода: ветер северо-западный 12м/сек, волна с того
же направления, высота волны 1,5метра. Скорость судна 16узлов, до поворота осталось 12миль, машины в маневренном режиме. Перешли на штатное управление рулем.
      Неловко стало младшему вахтенному помощнику, ведь знал, как надо докла-
дывать капитану, а тут растерялся. Через полчаса поднялся на мостик капитан.
Ждет вахтенный «раздолбона», но его нет. Капитан обращается к нему, как обыч-
но – вежливо и корректно:
       - Сейчас ошвартуемся, вы приготовьте судовые роли для комендатуры и   
узнайте у пассажирского помощника, может, кто из экипажа захочет в поселке в
бассейн сходить, и тоже приготовьте список.
        И все, больше никаких замечаний.  Время идет, назначают Алексея на этом же теплоходе третьим помощником капитана. Уже доверяют самостоятельное несение ходовой вахты.
        Приходит теплоход  в Иоканьгу в конце декабря. Мороз, как обычно в это время, под тридцать градусов  и сильный ветер в сторону берега. Причал построен перпендикулярно скалистому берегу и длина его всего около двух третей длины «Вацлава Воровского». Судно имеет высокую надстройку и,
естественно, обладает большой парусностью. Швартоваться в этих условиях
опасно, можно вылететь на береговые камни. В этой ситуации, конечно, лучше стать на рейде на якорь и дождаться благоприятной погоды, но скоро Новый
Год. Пассажиры около 500 человек, в основном моряки подводники уже стоят на
причале, с нетерпением ждут посадки. Многие пришли из длительного автоном-
ного плавания. Мурманчан среди них нет, они из Мурманска проследуют дальше, у всех на руках  билеты на самолет, на поезд. Капитан дает команду на швартовку.Теплоход подходит к причалу, капитан на крыле мостика. Морозный ветер со снегом слепит глаза. Стоит Михаил Гансович и командует швартовкой. Благополучно ошвартовались, без криков, без лишней нервотрепки. Ну, как и всегда.Третий помощник поднимается после швартовки на мостик. Его обязанность
все записать в судовой журнал. Капитан с мостика еще не ушел. Смотрит помощ-
ник на капитана:
        - Михаил Гансович, а у вас нос и щека белые. Вы их отморозили.
        - Да, есть немного, - трет щеку капитан и уходит.
        Вечером отход судна в Мурманск. Вахта третьего помощника. Судно готово к отходу, и на мостик поднимается капитан. Смотрит на него помощник:
         - Михаил Гансович, а вы ведь сильно лицо обморозили.
         - Да, лицо, как у бульдога…
          Как, и что у бульдога, не договорил. Какая бы не была стрессовая ситуация,никто никогда не слышал от капитана ни крика, ни тем более ругательства. Благополучно отошли от причала и проследовали в Мурманск.
    Приход теплохода в Мурманск 30 декабря. Полярная ночь, температура воз-духа минус тридцать градусов. Видимость нулевая, в метре уже ничего не видно.  Под проводкой Береговой радиолокационной лоцманской станции дошли до рейдовой якорной стоянки и стали на якорь. Ни берегов, ни причала из-за  морозного тумана не видно. Стоим в ожидании улучшения видимости. Моряки к этому привыкли. А пассажиры волнуются, билеты пропадут, на Новогодний праздник опоздают.  Дома многих семьи ждут с нетерпением. На мостик то и дело поднимаются пассажиры, интересуются, когда видимость улучшится. Никто, конечно же, не может просить капитана следовать к причалу. Видят, какая сложная обстановка.
       Запросил капитан прогноз погоды. По нему выходит, что туман долго продержится и принял решение идти к причалу. Согласовал этот маневр с портконтролем, выслушал рекомендации и предупреждения. Связался с морвокзалом,попросил, чтобы  все швартовщики  были на местах. Выбрали  якорь и начали движение. В радаре причалы видны, но при подходе к причалу у радара мертвая зона и в ста метрах он уже причал не отбивает. Самый малый ход, капитан руководствуется только интуицией. Длина судна известна, причала тоже. Скорость приборы показывают, но главное тут многолетний опыт и капитанское мастерство. Третий помощник командует швартовкой на баке. Судно постоянно подает звуковые туманные сигналы. Капитан на бак:
          - Как только, что увидите, сразу докладывайте.
          - Понял, Михаил Гансович.
         - На баке покричите, может, вас на причале услышат. Покричите Василича,(это один из береговых швартовщиков-автор)он голосистый, если откликнется, вы сразу услышите.
          Третий штурман через мегафон:
         - На причале, Василич, или кто -  нибудь отзовитесь.
         Сквозь туман доносится:
         - Воровский, я вас слышу, но не вижу. Но вы где-то рядом.
         Капитан командует рулевому, старпому управляющему машинами, судно
маневрирует. На судне горят все огни, все прожекторы направлены в сторону причала. И, наконец, слышно:
         - Воровский, вижу ваши огни. Вы уже прошли полпричала.
         Следует команда капитана:
         - Стоп машины, на баке подаем бросательные.
         И  команда на причал:
         - Первым подаем носовой шпринг.
         Вот так судно при почти нулевой видимости подошло к причалу. Пассажиры не знают, как и отблагодарить капитана. Среди них контр-адмирал -  зам.командира Иоканьгской базы, капитаны первого ранга. С причала доносится:
         - Михаил Гансович, мы вас любим.
         Капитан с юмором отвечает:
        - Лучше бы меня женщины любили.
        Работал на теплоходе несколько лет в должности второго помощника капитана Валентин Михайлович. Штатный старший помощник был назначен
капитаном на другой теплоход и место старпома освободилось. Окончил Валентин Михайлович Архангельскую мореходку, а со средним морским образованием в Мурманском Пароходстве молодые штурманы выше второго помощника подняться уже не могли. Морскую карьеру могли сделать только выпускники высших учебных заведений. Считалось, что, если человек окончил высшее учебное заведение, то он помимо полученных знаний, еще показал, что он стремится к чему-то, читает литературу, совершенствуется в своей профессии. Одним словом, он не остановится на достигнутом. Со средним образованием в Пароходстве работали капитаны и старпомы только с большим опытом. Валентину Михайловичу было около сорока лет и за свою должность он держался.
          Заступил в Мурманске на суточную вахту третий помощник капитана.
Днем было много разных посетителей: различные контролеры -  пожарники, портнадзиратели, санврачи и проч., погрузка продуктов для судовых ресторанов, баров. Погрузка груза на порты захода, погрузка почты. Да, и друзья к членам экипажа приходят. Проход на судно должен контролироваться, у всех проверяются документы, записывают в особую тетрадь. Все это обязанность вахтенного помощника капитана.
       Вечером визитеров на судно стало меньше, и появилась у вахтенного
штурмана возможность заняться судовыми бумажными делами, которые входят
 в его должностные обязанности.
        Начал печатать судовые роли. Экипаж более 100 человек, процентов 30
постоянно меняется, это, в основном, работники ресторанов и обслуживающий персонал. В судовую роль надо внести все данные паспорта и должности, без ошибок. Эти роли проверяются и визируются в разных службах. Портнадзор, санврачи, пограничники. Ошибок в оформлении допускать нельзя. Надо выбрать время и откорректировать навигационные карты, это тоже обязанность третьего помощника, и надо еще напечатать приказы и распоряжения по судну, связанные со сменой некоторых членов экипажа. Печаталось это все на печатной машинке, компьютеров на флоте еще не было.
         Сидит вахтенный помощник и печатает. Звонок, вызывает его вахтенный  матрос к трапу. Выходит, у трапа стоит его давний товарищ. Они раньше вместе еще матросами работали, потом, работая штурманами, сменяли друг друга на разных судах. Встретились, обрадовались.
        -Ты, откуда взялся?
        -Да, вот пришел навестить.
         Прошли в каюту.
         - Серега, сколько лет. Где ты, чем занимаешься?
         - Жена заела:  что за жизнь, месяцами не видимся, и я сейчас временно сошел на берег. Работаю диспетчером в Пароходстве. Сейчас сижу, просматриваю различные бумаги и вижу, что ты сейчас на «В.Воровском», ну и решил навестить. Сказал, что пошел на суда в порт. Надоело сидеть целый вечер на одном месте, а у меня в обязанность входит посещать суда, ну, там, по разным причинам.
           - Дома, то как? Как жена, слышал, у тебя сын родился?
           -Да, я и перешел временно на берег, потому что начались ссоры с женой, а потом сын родился, ей же тяжело одной. А ты чего на пассажир перешел?
         -Да, вот, тоже захотел немного на берегу побыть. Эх, Серега, не вовремя ты пришел. Давай через три дня, с приходом встретимся. Посидим, как следует.
         - Ну, с приходом, так с приходом. Но сейчас давай, если у тебя что –то есть.
         - Я только кофе, но тебе налью. Мне еще всю ночь судовые роли печа-тать, завтра отход. Надо успеть все подготовить.
         Сидят друзья, беседуют. На столе стоит бутылка сухого вина. Стук в дверь, в каюту заходит старший помощник капитана этого теплохода. Видит диспетчера Сергея. Ранее Сергей работал пом. капитана на этом судне. Обрадовался:
         - Сергей, давно тебя не видел. Где сейчас? Небось, скоро капитаном станешь?
         Сергей решил подыграть:
         - Да, нет. Я сейчас в Пароходстве работаю, пока диспетчером, но скоро буду вами командовать.
         -А, сейчас, что делаете?
         - Пришел инспектировать ваше судно. Проверить, как несется вахтенная служба.
         Сидит вахтенный третий помощник, слушает, в душе смеется, как Серега старпома разыгрывает. А зря.
         Потрепались, и диспетчер ушел далее по своим делам. Сидит вахтенный штурман, печатает судовые роли. Тщательно сверяет все паспортные данные с внесенными в эту роль. Заходит сердитый второй помощник капитана:
         - Я заступаю на вахту. Можешь отдыхать.
         - А, с чего это?
         - Тебя старпом снял с вахты.
         - Почему?
         -А, это ты у него спроси.
         Пошел третий помощник к старпому:
         - Валентин Михайлович, в чем дело, объясните.
         - Пришел инспектор проверять службу, а вы, выпивши, поэтому я вас и
снял с вахты, но вы не переживайте. Вдруг сейчас придет еще какая проверка, а у нас все нормально.
          - Михалыч, во первых я сегодня вообще никакого спиртного не употре-
блял, во вторых Серега пришел ко мне не с проверкой, а как к товарищу. Мы
с ним уже много лет дружим по хорошему.
         Через сутки теплоход «Вацлав Воровский» вышел в очередной рейс.
В 08.00 принимает вахту у старпома третий помощник капитана.
         -Вчера был очень неприятный разговор с капитаном, очень он на тебя
сердитый. Я, конечно, как мог сгладил, за тебя заступился, но ты, так и скажи
капитану: мол, Михаил Гансович, извините, выпил я немного, виноват.
         -Михалыч, ты отлично знаешь, что я был абсолютно трезв. Зачем ты
все это затеял?
        Вразумительного ответа, конечно же, не последовало. Несет штурман
вахту. На мостик поднимается капитан Каск Михаил Гансович. Штурман ждет,
вот сейчас надо будет объясняться. Капитан прошелся по мостику и спустился к себе в каюту.
       В 20.00 заступает третий штурман на вахту и старпом:
       -Ну, что тебе капитан сказал? 
       -Да, ничего он мне не сказал.
       -Значит, позднее скажет.
       Прошло недели две. Опять в порту Мурманск несет третий помощник
стояночную вахту. День отхода судна в рейс. Через несколько часов начинается посадка пассажиров на судно. Вызывает штурмана вахтенный матрос. На борт судна прибыл с инспекцией инспектор портнадзора порта.
       - Добрый день, здравствуйте.
       - Я, бы хотел встретиться со старпомом.
       -  Хорошо. Подождите, пожалуйста, здесь. Старпом сейчас, по моему, ходит где-то по судну.
       Заходит вахтенный штурман в каюту старпома, а там «картина маслом».
На столе натюрморт – пустые водочные бутылки, грязные стаканы, объедки.
На палубе лежит пьяный старпом, и обнимает кресло.
       Вопрос. Что делать? Вот, так показать его родимого инспектору портового надзора. Хорошо, его накажут, отберут рабочий диплом,с судна, наверняка, спишут,а ты  как себя после этого будешь  чувствовать? 
       Стучится вахтенный помощник в каюту капитана:
       - Михаил Гансович, пришел инспектор портнадзора, требует старпома с
документами. Я к старпому зашел, а он не в нормальном состоянии. Что де-
лать?
       - А, вы проводите инспектора ко мне.
       Прошло около месяца. Капитан Михаил Гансович собирается в очередной отпуск. Вызывает третьего помощника:
       - Вот папка с бумагами, посмотрите, как образец, и напечатайте мне акт
передачи дел и прочее, ну, как в этой папке.
       Просматривает  штурман эту папку и  среди прочих бумаг, видит рапорт
старшего помощника капитана, в котором тот написал в красках, как этого штурмана снял  с вахты.
      Офицеры флота могут быть разными. Чем выше должность, тем больше должен  быть спрос с себя. Но некоторые не могут по разным причинам проявить себя, как профессионалы должным образом и выбирают  другие способы,иногда за счет своих подчиненных.
      Через некоторое время повысили Алексея в должности, стал вторым помощ-
ником капитана. По расписанию по судовым тревогам он является командиром
аварийной партии и командиром шлюпки № 1. Однажды на борт для плановой проверки судна прибыл с инспекцией капитан-наставник Пароходства. Провери-
ли судно, судовую документацию и решили проиграть судовые учебные тревоги.  По тревоге «Человек за бортом» необходимо спустить на воду шлюпку №1. Стоят
инспекторы около шлюпки, матросы под руководством второго помощника капи-
тана готовят шлюпку к спуску. Отдали все стопора, но шлюпбалки не вывалива-ются и шлюпка стоит на месте. В чем дело? Срочно обжали опять стопора и второй помощник полез на шлюпбалку смотреть. Докладывает:
        - Ролик на правой шлюпбалке весь во льду и поэтому шлюпбалку перекосо…ло.
        - Перекосило, - поправляет его капитан. – Очистите его ото льда и продолжим спуск. 
        Опять от капитана никакой ругани, никаких ненужных нотаций. Он же ви-
дит, что помощник старается, переживает.
        Много разных примеров капитанского мастерства и особой интеллигентно-сти капитана Михаила Гансовича можно привести. Все они особым образом вос-
питывают подчиненных членов экипажа. Много моряков удостоилось чести пора-
ботать с таким капитаном, не одного капитана он вырастил из своих помощников.
        Сейчас Михаил Гансович на заслуженном отдыхе, дай Бог ему здоровья и столько лет жизни, сколько он сам захочет. Он много заслужил.