Зоопарк

Валентина 9
                Июль 1982 год.
      
      
         Поехали мы на комплексную ревизию в учебный центр в Веспрем. Это такой городок в Венгрии. Я как раз в то время работала там в ЮГВ (Южная Группа Войск). Жила в самой группе, то есть в Будапеште. Очень красивый город. И иногда до сих пор снится мне он. Говорю, что мы - это ещё два гражданских бухгалтера, кроме военных ревизоров. Я работала главным бухгалтером отдела боевой подготовки, потом со мною был гл.бухгалтер из ВАИ (военной автоинспекции) Виктор и гл.бухгалтер по связи Алла. Я была самая молодая из них. Где-то на второй неделе мы решили, что неплохо бы и с городком познакомиться. Выделили два часа на знакомство с городом и решили сходить в местный зоопарк.  Зоопарк был не особенно большим и мы решили, что за два часа обойдём его полностью. Довезли нас до зоопарка, а дальше мы уж сами стали ходить. Везде таблички есть на венгерском, русском и английском. Всё ясно и понятно: что, где, куда....  Ходили, смотрели и подошли к загону с американскими бизонами. Площадь, огороженная для этих огромных животных была большой, надо же где-то ходить трём быкам, но кажется что  среди них была и особь женского пола. Смотрю - один бизон пытается достать траву из-за изгороди, но не может дотянуться. Я решила помочь. Подошла, выдернула куст травы и протянула бизону, но он или она (не поняла) почему-то отошёл(шла) от изгороди, но подошёл другой бизон - это был точно мужского рода, взял траву и съел и чувствую, что ещё просит. Ну я ему ещё выдираю траву и даю, берёт прямо из рук. Наши не подходят, говорят, что боятся. Потом смотрю к загону подходят три паренька венгры. И тоже идут с травой. Но бизону почему-то это : или они сами, или трава - но не нравится. И он принимается бить копытом, наклонив голову к земле. Что-то уж больно разнервничался. Пацанов, как ветром сдуло, отскочили на безопасное расстояние. Я подошла, говорю с ним (с бизоном), успокаиваю. Взяла траву, которую принесли ребята, протягиваю бизону - берет аккуратненько и вроде как и благодарит, головой кивает. Пацаны издали наблюдают. Потом начали возмущаться: почему это у них траву не взял, а у меня из рук ест. Как это так. Объяснила им, что они ребята - мужчины, а я женщина, и бизон мужчина и я ему видно понравилась Вроде объяснение приняли и ещё долго ходили за нами и всё смотрели на меня. Потом подошли мы к клеткам с дикими собаками Динго. Их было три три клетки и три собаки. Они сидели такие грустные, что мне прямо жалко стало их Стала разговаривать с ними, вроде оживились - всё какое-то развлечение для них. Посидите сами в тесных клетках взаперти и вы ещё не такими  станете. Потом вспомнила, что у меня в сумке есть конфеты и печенье. Угостила их - обрадовались, повеселели ещё больше. Но долго с ними некогда беседовать, пошли дальше. Ведь и другим зверям и животным нужно внимание своё оказать. Подходим к клетке с гепардом. Красавец лежит на высокой тумбе, вытянувшись во весь рост - принимает солнечные ванны, нежится. Я сорвала длинную травину (не знаю как она называется) с метр наверное, если не длиннее. Стала щекотать гепарда, ему нравится, даже как бы мурлыкает, кувыркаться стал. Точно ему нравится! По существу - это та же кошка, только большая. Виктор тоже сорвал такую же травину и тоже через клетку стал щекотать гепарда, но что-то вдруг гепарду это не понравилось, он вскочил на лапы, зарычал, оскалив все свои зубы. Виктор аж отпрыгнул от клетки (что до Аллы - она вообще близко к клеткам не подходила). И тоже стал возмущаться, как и те парни. Мол тебе можно, а почему ему-то нельзя? Прямо как маленький! Да и Бог его знает, что зверю не понравилось? Вроде лежал себе тихо-мирно, мои щекотания принял с благосклонностью, а на Виктора разозлился. Зачем мол пристаёшь? Пошли дальше, а гепард опять улёгся принимать солнечные ванны. Смотрю - снова клетки с дикими собаками Динго. Сколько же их здесь, ведь не по кругу же ходим. Здесь из пять собак. Четыре сидят в большой клетке, а один выделен отдельно и так он злится, судя по всему, что один. И на перегородку кидается и рычит и скулит. Можно сказать, что так он ругается, по крайней мере так выражает свое отношение на его заточение в одиночке. Решила угостить и этих собачек вкусненьким. Одиночник ещё больше забеспокоился: всем дают, а ему нет. А тут работник зоопарка проходил как раз. Спросили, почему эта собака отдельно посажена? А он плохо себя ведёт, со всеми дерётся, у всех всё отнимает. Скандалист, одним словом. Вот и посадили его отдельно, пусть один посидит. Стала я с этим одиночкой говорить, воспитывать: разве так можно себя вести, спрашиваю? Что же ты так нехорошо себя ведёшь, а если тебя все станут обижать, ведь тебе будет плохо и неприятно. Смотрит на меня, слушает, скулить перестал, а в глазах слёзы стоят и так жалобно смотрит на меня. У меня у самой чуть слёзы не выступили. Спрашиваю его - будешь себя хорошо вести , и тебя угощу конфеткой, а если нет, то ничего не получишь. Говорят что животные не понимают ничего. Неправда - всё они понимают, а вот как - это уже другое дело. То ли по интонации, то ли ещё какие ощущения, но понимают  - это уж точно. Но только мой одиночка положил голову на лапки, смотрит на меня и как будто говорит что-то. Не будешь хулиганить? - ещё раз спрашиваю его. Он качает головой, мол не буду. Угостила его конфеткой поговорила ещё немного и пошли дальше. И если до этого визг и скуленье далеко было слышно, то после нашего ухода было тихо. Потом через какое-то время подошли к клетке, где был царь зверей - его величество Лев.  Он был уже не особо молод, но ещё в той зрелой своей поре. Гордый, красивый. Он одиноко сидел в своей клетке и с пренебрежением поглядывал на всё и всех. Когда мы дошли до него, ему как раз принесли кормёжку: огромную кость с мясом. Специальным крюком работник зоопарка просунул льву его обед. Лев недовольно рыкнул, то ли что мало, то ли поблагодарил, но кажется по рыку, что был чем-то недоволен. Мы остановились, посмотреть как он начнёт свою трапезу, но лев всё не начинал, а смотрел на нас. Я начала с ним разговор: пожелала ему приятного аппетита, что мы совсем не претендуем на его обед, что мы такое не едим. Ещё что я по знаку зодиака тоже лев, а значит мы как бы свои.... Лев молчал, но взгляд его смягчился. Работник зоопарка сказал, что мне надо быть укротителем зверей, что у меня получается. Я сказала, что учту на будущее. Наше время подходило к концу и мы стали продвигаться к выходу, где нас должна была ждать машина.  А через день позвонили из отдела и сказали, что мне срочно нужно быть завтра в отделе. Какие-то документы срочно нужно готовить и что вечером приедет за мной машина из группы. На следующий день я пришла на работу в свой кабинет. Ребята солдатики (Валера и Нурлан - чертёжники) дружно поприветствовали меня и только хотели что-то рассказать, как в отдел зашёл подполковник Анатолий Николаевич. Мы с ним поздоровались и он рассказал, что от меня надо. Где-то через час он ушёл перекурить, а я попить чайку с цейлонским чаем (аж с самого Цейлона привезён). Вот тут ребята и поведали мне историю, какая произошла у нас в кабинете во вторник (а была уже пятница). Дело в том, что я всегда сыпала на подоконник крошки, крупу - подкармливала птичек. В основном воробьи прилетали. Эти друзья самые шустрые и храбрые. Но прилетала всё время одна горлица и один скворец, который всё время воевал с воробьями из-за корма. Про горлиц говорят, что они очень пугливы и близко к людям не приближаются. Эта постепенно привыкла ко мне и даже брала корм из рук. Наш подполковник всё время ворчал, что я развела тут зверинец. Наш кабинет находился на третьем этаже. Ну вот ребята и рассказали, что когда я уехала в командировку, то они стали подсыпать зернышки на подоконник, подкармливать птичек. Только они насыпали корм - пришёл подполковник, почему-то злой, увидел на подоконнике корм, ещё больше разозлился и взял всё сбросил вниз и окно закрыл, но через несколко минут опять открыл, так как слишком жарко стало. Потом ушёл на обед, а когда пришёл с обеда - ребята услышали такой рык с матом, что побоялись выглянуть из своего кабинетика. Потом подполковник позвал сам их и велел убрать у него на столе Они сначала не поняли в чём дело, а когда увидели, то чуть со смеху не упали. Весь стол подполковника был обкакан. Валентина Ивановна, а на вашем столе ни одной какашки не было. Честное слово. На столе прапорщика было несколько, а на вашем столе ни одной. Неужели воробьи всё понимают? Подполковник всё брюзжал, что вот мол Валентина развела тут зверинец, а они вон что вытворяют (воробьи). Ребята сказали, что ведь только мол стол подполковника загажен, и ведь никогда такого не было. Они наверное отомстили ему за то, что он их корм сбросил с подоконника. Анатолий Николаевич всё же не выдержал и сам рассказал мне об этом. Не выдержал, всё недоумевал, как это так, что мой стол не обгадили, а только его, понимают черти что ли? Но больше не ругался, что я кормлю птичек и уж тем более не смахивал корм. И больше такого никогда не повторилось. Вот и говори, что они ничего не понимают! Всё понимают и видят и замечают: кто к ним и как относится и делают свои выводы.