Люди и мыши

Галина Санорова
   Впервые я увидела летучих мышей не в лесу, не в пещере. Они стали залетать в нашу городскую квартиру летом по ночам, а утром я обычно обнаруживала маленький симпатичный серенький комочек или между оконными рамами, или обычно в углу на кухонном полу. Вечером я надевала рабочие перчатки, брала мышку и выпускала на улицу. Наша кошка Мурка не дремала, и однажды, когда вечером залетела летучая мышь, на нее набросилась кошка. Мышь шипела с каким-то странным прищелкиванием, но это не напугало Мурку, она схватила мышку. К сожалению, услышав прищелкивающий звук, я не сразу поняла, что это мышь, и не успела мышку отбить. Судьба мышки оказалась трагической, мне было жаль ее до слез. Я не знаю, почему мышка не взлетела с пола, когда на нее напала Мурка, наверное, они не могут так взлетать.

   Я полезла в справочники и узнала, что европейские летучие мыши приносят огромную пользу садам и огородам, питаясь ночью насекомыми – вредителями растений. Живут мышки 20 лет, но плодятся, в отличие от полевок, редко и мало, всего раз в год по одному мышонку.

   Что их привело в городские квартиры, непонятно. Мы жили в этой квартире уже 10 лет, летучие мыши никогда раньше не залетали. Это продолжалось года 3, а затем они внезапно исчезли, как и появились.

   Наш дачный сосед начал строить дом, надоело жить в строительном вагончике. Нанял строителей, а сам появлялся раз в неделю, проверял, что сделано. Строители работали ни шатко, ни валко, жили в вагончике, ходили на рыбалку, смотрели телевизор – курорт, да и только. Но однажды  они возбужденные, какие-то нервные, рассказали, что к ним залетел вампир, и они еле с ним справились. Расспросив их, я поняла, что это была такая милая моему сердцу летучая мышь. Пожалев мышку, я спросила, зачем они убили ее. Строители сказали:
- Это же вампиры! Во многих фильмах показывают, как такие вампиры нападают на людей и сосут их кровь.
Я искренне пожалела мышку, и рассказала им, какую пользу такие мышки приносят. Строители недоумевали:
- А как же фильмы?
- Тогда мы должны любить, холить и лелеять мух и комаров. В сказке К.Чуковского комар и муха – просто чудо, а вот паук кровожадный и злой. Но мы прекрасно понимаем, кто такие мухи и комары, хотя в детстве читаем, какие они хорошие. Нельзя верить всему, что есть в художественных, а иногда даже и в научно-популярных произведениях, - ответила я. - Да, есть и летучие мыши, которые питаются кровью млекопитающих, но они так мало высасывают крови, что погибнуть от этого можно в редчайших случаях. Такие мыши водятся в Африке. В Европе же их нет, - продолжала я.

   Строители удивились, возражали мне, что в наши времена бурного технического прогресса не может быть так много лжи. Однако, какие мы доверчивые! Верим, несмотря ни на что. А обманывают нас очень часто.

   Что сказать? Что как раз технический прогресс позволяет изобретать все более и более изощренные методы, чтобы ложь казалась правдой. А уж наше дело не позволять себя обманывать и стараться не терять здравый смысл, и анализировать и проверять, если возможно, якобы факты и информацию, даже такую, которая касается маленьких беззащитных, но приносящих огромную пользу летучих мышей.

   По данным биологов летучих мышей в нашей стране становится все меньше и меньше. И не последнюю роль в этом сыграл человек. А жаль.