Байки журналиста

Валентин Баюканский
ВОТ ТАК В КУМИРАХ И РАЗОЧАРОВЫВАЮТСЯ

Однажды мой коллега-журналист Володя Курганников рассказал о своей встрече с олимпийским чемпионом Давидом Ригертом. Двадцатилетний Курганников работал тогда в одном из молодежных изданий, и ему было поручено взять интервью у известного штангиста, который приехал в наш город на соревнования. На просьбу Володи ответить на пару вопросов для читателей газеты Ригерт высокомерно заявил, что с журналистами областных изданий не общается. Курганников смачно выругался и вдогонку удаляющемуся чемпиону выкрикнул: «Вот так в кумирах и разочаровываются!» Ригерт остановился и, подойдя к молодому журналисту, извинился. После этого пригласил Володю в раздевалку на беседу. Вспоминая об этом случае, коллега подытожил: «Ригерт оказался отличным мужиком, а не среагируй он на мое замечание, я всю жизнь был бы о нем другого мнения».
Вот и получается что: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Будет ли оно во благо или же станет дурной характеристикой для потомков. Подобное случалось и в моей практике, когда после общения с некоторыми знаменитостями кардинально менял к ним отношение.

С ПРЕДАТЕЛЯМИ НЕ РАЗГОВАРИВАЮ

В 2005 году я работал в «Русской газете» специальным корреспондентом по России. Цветной еженедельник выходил в болгарской столице и был весьма популярен среди русскоязычного населения многих европейских стран. Наши соотечественники, жившие за рубежом, с особым интересом следили за культурной жизнью постсоветской России и были знакомы с творчеством таких известных артистов, как Василий Лановой и Лев Дуров. Когда те приехали к нам в Липецк на гастроли, я, пользуясь случаем, решил познакомиться с ними поближе.
С большим интересом наблюдал за выступлением Василия Ланового, которого пригласили на концерт Липецкого симфонического оркестра, посвященного 201-й годовщине со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Лановой вдохновенно читал мемуарные «Записки» и письма композитора, приоткрывая слушателям тайну любви и трагедии его семейной жизни: Глинка разошелся с женой после ее измены с корнетом Николаем Васильчиковым. Многие впервые узнали и о неоднозначной оценке современниками музыки Михаила Ивановича, о желании композитора соединить воедино западную фугу и русскую музыкальные традиции, о его жизни в Испании и смерти в Германии – прах композитора на родину был вывезен в ящике с надписью «фарфор».
Выступление получилось интересным. Я сидел на первом ряду и вел фотосъемку. Когда концерт завершился, я представился и попросил Ланового уделить мне пару минут, тем более что артист благосклонно поглядывал на меня во время фотосессии, да и других представителей прессы не оказалось. В гримерке Лановой вдруг неожиданно громко по-театральному продекламировал:
– Я с предателями не общаюсь!
– Не понял? – удивился я. 
– В свое время русские братушки помогали вам избавиться от турецкого ига, а теперь вы вступаете в НАТО, – продолжал эффектно изображать очередную роль защитника Отечества Василий Семенович.
– Да, но я ведь представляю «Русскую газету», которую читают наши русские соотечественники, живущие в этой стране.
– А все русские должны жить в России а не за границей! – назидательно произнес Лановой.
Видя, что диалога не получилось, я спросил:
– Ну хоть автограф вы мне дадите?
– Автограф можно, – снисходительно согласился артист.
На этом мое краткое общение с Василием Семеновичем завершилось.

  ВСЕГО ВАМ САМОГО-САМОГО!

«Он снялся почти в двух сотнях фильмов и уже при жизни стал легендой. Великолепный театральный актер, художественный руководитель Театра на Малой Бронной, обладатель многочисленных орденов и медалей, народный артист СССР. Может быть, у кого-то другого и закружилась бы голова от успешной карьеры и множества регалий, но только не у Льва Дурова. Кстати, потомка древнего дворянского рода» – так начиналась статья в «Русской газете», которую я посвятил этому удивительному человеку.
На встречу с Львом Константиновичем я пришел минут за сорок до начала его выступления. В Липецке тогда проходил кинофестиваль фильмов «Липецкий выбор», на который приехали звезды российского театра и кино. Среди них был и любимиц публики народный артист СССР Лев Дуров.
Театральный мэтр оказался на удивление простым, совершенно чуждым «звездной болезни» человеком. Готовясь к своему выступлению перед поклонниками, он позволил мне присутствовать в его гримерной. Лев Константинович вспоминал о своих друзьях Михаиле Евдокимове, Юрии Никулине, Андрее Миронове, с которыми свела его актерская судьба. «Печально, что таких актеров больше не будет», – с грустью констатировал Дуров. Узнав, что я корреспондент болгарской газеты, Дуров расчувствовался, стал вспоминать, как его тепло встречали в этой стране.
– Болгария – удивительная страна, – с чувством произнес Лев Константинович и после этих слов взял лист бумаги и написал: «Дорогие болгарские друзья! Я так люблю вашу страну и вас! Всего вам самого, самого! Дуров. 2005 год».
Отдав мне бумагу, добавил: «Передавайте привет моему другу  Стефану Данаилову».
Попивая чай, Дуров признался что несмотря на огромный актерский опыт всегда нервничает перед выходом на сцену, и когда его пригласили к зрителям, произнес: «Не волнуйтесь, все будет хорошо».