Психология и Промысл

Аркадий Костерин
   Христианский публицист Сергей Худиев написал о предательской роли одного психического механизма. Вот его пост:

   «Думаю я о том, что люди стремятся к минимизации психологического дискомфорта, и поэтому выстраивают себе такую версию событий, при которой он минимален. Такую, которая утверждает человека в его личном и коллективном достоинстве (мы — хорошие, смелые, добрые, славные люди), придает смысл его лишениям и страданиям (ты — не жертва, а герой, тебя не заставили, это ты сам вызывался, тебя не ограбили, это ты пожертвовал на славное дело) и оставляет за ним какую-то иллюзию контроля за пугающими и неприятными событиями (я не человек, которому не повезло жить в эпоху перемен, я творец и участник истории, часть силы, которая ее меняет).

    Это происходит автоматически — как при физической боли человек принимает наименее некомфортную позу. Пропаганда эксплуатирует эту потребность и предлагает человеку героический миф, который удовлетворяет его потребности в переживании достоинства, осмысленности и контроля. Потребность верить пропаганде оказывается очень и очень сильной.
Потому что сами по себе психологические потребности, на которые она отзывается, реальны. Только за их восполнением надо обращаться по другому адресу — к Богу, который нас создал и искупил, наделяет нашу жизнь достоинством и смыслом, и промысел Которого контролирует происходящее».


   Эта его заметка подвигла меня на некоторые размышления полемического толка:

   Люди, конечно, стремятся к душевному и нравственному комфорту. Но, это стремление может быть реализовано на разных уровнях. Можно просто верить в удобный и приятный вымысел, прятать голову в песок, и тем самым лишать себя большой части данной нам Богом свободы. Потому что такой выбор превращает нас в игрушку, в орудие всяких там манипуляторов.
   Но, можно ведь и более  ответственно выбирать свою реальность, соотнося её с христианской основой души. Можно более строго относиться к тому, что навязывает нам внешний мир, сверяя своё отношение к событиям с Заповедями Божьими, с критериями любви, смирения и покаяния. И это тоже, часть нашей психической жизни. Это тоже, своего рода, стремление к духовному комфорту, то есть к чистоте душевной. Но такая психология будет частью Божьего Промысла о нас. И приведёт она нас к тому, что мы станем действительными «участниками и творцами истории».


   Каждый человек сам выбирает свою реальность. Это не вымысел, не самообман, потому что от  выбора человеком мотивации зависят его конкретные дела. То есть он своим выбором творит подлинную действительность — для себя и для других.

   А пропаганда — это реализация идеологии. Ранее я уже определял идеологию, как усечённую духовность. — Это диктуется её назначением. — Пропаганда преследует сугубо прикладные политические цели. Она должна быть простой, эмоциональной и доступной для понимания малообразованных людей. Она, по назначению своему, должна быть притягательной, т. е. популистской. Поэтому она, с необходимостью, должна концентрироваться на привлекательных сторонах реализуемого проекта и замалчивать негативные аспекты. То есть, любая пропаганда — это полуправда, она не только «обрезает» духовные понятия, но ещё и искажает их.

   Понимание такой функции пропаганды должно нас настораживать всякий раз, когда мы имеем дело со СМИ. «Техника безопасности» состоит в рассуждении — той самой духовной добродетели, которую так возлюбили Святые Отцы. И, рассуждая, мы сможем установить подлинные духовные ценности, которые несомненно присутствуют в общественной жизни. Безусловно, есть они и в той информации, которую приносят нам с полей современных сражений героические корреспонденты российского телевидения и прессы...

   Возвращаясь к контексту постоянных моих расхождений с уважаемым Сергеем Худиевым, хочу добавить ещё кое-что:
   Я не верю, что все разговоры о чести и свободе являются всего лишь корыстным обманом и спекуляцией. И, конечно же, если эти понятия живут в христианской душе, то это не самообман! По-моему, эти понятия на духовном уровне выражают Достоинство Божие. То Достоинство, которое Господь дал народу Своему — христианам, и которое мы обязаны сохранить. Мы решаем, как это сделать по своему разумению, а Господь рассудит, у кого это Достоинство есть. Нам отсюда не видно!
Да, мы можем заблудиться и выбрать ошибочную реальность. Служение Божьей Правде в миру — это очень сложный экзамен! Но, я верю, в Милосердие Божье, в то, что Он не оставит нас, а направит, вразумит и спасёт...


Сентябрь 2014.