поздней осенью 1916

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза пыталась устроить себе за стенами крепости Вронке, не смотря ни на что, уютное гнёздышко, а снаружи продолжалась жестокая бойня Первой Мировой войны. От известий о гибели близких нигде нельзя было укрыться. Особенно не везло Соне Либкнехт, мало того, что её муж был арестован, с фронта пришло известие о гибели брата:

«21.11.. 1916
Моя любимая маленькая Сонечка, от Матильды я узнала, что ваш брат погиб, и совершенно потрясена этим ударом, который Вы опять получили. Вы — бедная маленькая птичка, чего только Вам в последнее время не пришлось пережить! И я не могу даже хотя бы быть с Вами рядом, чтобы Вас немного согреть и ободрить!.. И о Вашей маме я беспокоюсь, как она перенесёт это новое горе. Настали тяжёлые времена, и все мы несём по жизни длинные списки потерь. Каждый месяц сейчас, как в Севастополе был год. Надеюсь, что смогу Вас скоро увидеть, я всем сердцем этого жажду. Как Вы получили это сообщение о брате, через маму или непосредственно? И что слышно о другом брате?..»

Условия ареста в крепости Вронке были для Розы мягкими. И голодать ей не приходилось, она даже могла подкармливать птиц. 29.11. она пишет Кларе Цеткин:

«Я была так рада твоей передаче для птиц и цветам, которые уже стоят в вазе..Я пока экономлю корм для холодной погоды и даю им главным образом хлеб и картошку — синицы, дрозды, сороки и коноплянки всё пожирают с энтузиазмом и удовлетворением.»

И Луизе Каутской она в начале декабря сообщает:

«Я усердно кормлю синиц и сорок. Последние — моя единственная аудитория, которой я сообщаю переворачивающие мир идеи и решения, а потом отпускаю в свободный полёт...»

Клару Роза просит:

«Несравненная, как я тебя знаю, ты уже начала подготовку к Рождеству. И я — такая нахалка сама обращаюсь к тебе с просьбой, мне ужасно хотелось бы получить две маленькие корзиночки с цветами, как было в марте к дню рождения (но не огромную корзину). Тогда это были красные тюльпаны, синие крокусы и ландыши. Как было бы чудесно. Если на Рождество были ландыши! У меня болезненная тоска по подснежникам! И так, две корзиночки цветов, пожалуйста, и ничего больше! Никаких книг!! Только ещё немного печенья, если вы, как я догадываюсь,  продолжаете чтить священный обычай. Я уже радуюсь камешкам из цимта и аниса..» 

И происходит чудо: она получает ландыши, правда, не от Клары, а от Марты Розенбаум:

«6.12.1916
Моя дорогая Марта!
Большое сердечное спасибо за милую маленькую посылочку. Ландыши пришли  совсем свежими и чудесно пахнут в вазе. И маленькие спрятанные сладости были  по-достоинству оценены. Как противно, что вам нельзя сюда приехать! Может быть со временем удастся это устроить. Пишите мне почаще хоть пару строк. Я часто о Вас думаю и тоскую по непринуждённой беседе или прогулке в поле на Южной. Сердечно Вас обнимаю и передаю  приветы Вашему супругу и двоюродному брату*» 

* Курту Розенфельду