Черпачок

Дед Артемьев
          В скором поезде в вагоне с самолетными сидениями соседнее кресло занимала женщина средних лет. Разговорились. Она тоже ехала в командировку, но куда, он не расслышал, а переспрашивать не стал. Сам же охотно рассказал, что он математик, получил престижную международную премию за свою работу. И теперь полетит из Москвы в Лондон на вручение премии и медали.

           Попутчица слушала его с интересом, который подогревал его желание рассказывать о своих достижениях. Он поведал, что открытие это он сделал давно, перед защитой кандидатской диссертации. А премии добился только сейчас, потому что в мире науки решения принимаются очень медленно и взвешенно. Потом он сделал несколько неплохих работ и защитил докторскую диссертацию.

           Женщина высказала надежду, что и другие его работы завоюют всемирное признание. Математик задумался, и стал вслух анализировать:
- Я не уверен. Если быть честным перед собой, то надо признать, что все последующие работы оказывались слабее той, ранней работы. Когда я решил задачу, которую не могли решить математики в течение двух столетий, я пел, прыгал от радости. Я готов был расцеловать каждого встречного. В следующие годы удовольствие от полученных результатов я, конечно, испытывал. Но не столь сильное. Решенные задачи были, как бы понятнее выразиться, неглубокие. Они не вызывали изумление коллег, которые после семинара могли отметить, что решение интересное. И все. Я многие годы продолжал думать, что по-прежнему талантлив, что мой мозг обладает все той же проницательностью и глубиной. Но уже давно не могу получить подтверждение этим своим надеждам.

- Не расстраивайтесь, - сказала попутчица, - все образуется. Время ставит все на свои места.
- Не знаю. Может и так. Но вам, однако, наскучил мой рассказ, не так ли?
- Нисколько. А вот вы я чувствую немного устали. Может вам стоит вздремнуть, пока подъезжаем к Москве. Вам же еще предстоит долгий полет.
- Вы правы.

           Математик почувствовал, как его веки прикрываются от усталости. Вскоре он тихо спал, опрокинув голову на высокую спинку сидения. Попутчица задумчиво смотрела в окно. Уже на подъезде к Москве мужчина пробудился. Некоторое время он не раскрывал глаза, как будто усиленно вспоминал что-то. Затем повернулся к женщине.
- Представляете, мне приснился сон с вашим участием.
           Женщина вопросительно подняла брови.

- Вы были в одежде небожителей, точно не помню, в чем-то белом. Но вот все, что вы мне сказали, могу повторить дословно. Мир состоит из облака идей, мыслей и переживаний людей. А человеческий мозг только инструмент, ну, как, например, черпачок. Он зачерпывает идею, развивает ее. Решает задачу, пишет роман или сочиняет музыку. Результат обогащает облако идей. Но черпачок с годами ветшает, появляются трещинки, обламываются края. Им удается зачерпывать все меньше и меньше мыслей и идей. И все меньше результатов попадает в облако людских интеллектов.

           Поезд подошел к перрону. Попутчики встали, дотянулись до своих сумок. Он продолжал пересказывать сон, даже когда они вступили на перрон.
- Я когда проснулся, был удивлен этим сном. Вероятно, вы невольно натолкнули меня на какую-то важную идею. Мне надо будет еще раз обдумать это образное описание работы мозга. Так что позвольте вас поблагодарить.
- Как, еще раз обдумать? – удивилась женщина. – Вам все еще неясно?
- А чего тут может быть ясного. Это же аллегория.

- Значит, черпачок стал совсем негоден, - сказала попутчица и исчезла в толпе.


*