О материальной и духовной культуре человека

Левон Григорян
 О материальной и духовной культуре человека

Будем исходить из допущения: человек когда-то был дикий, потом стал как мы. В этом предложении без пояснений понятны, пожалуй, только слова «был» и «стал». Осталось четыре слова. Говоря «как мы» я имею в виду себя, австралийского аборигена, профессора МГУ, чукчу и т.д. Между нами несравненно больше сходства, чем отличий. Говоря «дикий» я имею в виду людей, больше похожих на диких животных, чем на нас с вами, совершенных, как тигр или скорпион, но диких, других. Что означает «человек» и откуда он взялся, – обсуждение этого не моего ума дело, человек это человек. Теперь об оставшемся «когда-то». Разговор о времени, затраченном на превращение «дикого» в «как мы», является одним из главных в этом тексте. (Тому, кому сформулированное допущение покажется «недопустимым», дальше будет неинтересно).
    Сузим толкование слова «культура». Этим словом будем называть  из того, что есть сейчас, то, чего не было наготове в природе. В природе, в «дикой» природе, не было пшеницы и капусты, были злаки, на основе которых созидались культурные растения. У диких живых существ была похоть, ярость, страх и т.п., но не было зависти, гордости, стыда, злорадства. Весь трудно обозримый набор человеческих свойств, то, что называется душой, созидалось человеком. (Это, повторяю, допущение, версия).
    Достижениями материальной культуры являются Парфенон, лифты, ткацкие станки, карманные телефоны и т.д. и т.п. Но! Кукуруза, рис, помидоры и ещё сотни видов культурных растений не сделались сами собой, как лютик, это несомненные достижения материальной культуры человека, причём, всех людей, живших повсюду. (Я как-то видел карту, где были обобщены исследования мест выработки многих культурных растений, она охватывала всю ойкумену). Эти достижения, пожалуй, важнейшие: можно прожить без самолёта и телевизора, но без еды – нет. Несмотря на генную и прочую инженерию, мы едим, в основном, культурные растения и мясо домашних животных, которые, кстати, тоже не сделались сами собой, как осы.
  Таким образом, созидание культурных растений и домашних животных полноправно занимает важнейшее, приоритетное место в перечне достижений материальной культуры человека.
Здесь чрезвычайно важно подчеркнуть, что в этом процессе созидания участвовали все без исключения, и, если, например, бирманцы, создали репчатый лук и тыкву, то это ставит их в один ряд с греками, создавшими Парфенон, и можно обсуждать, кто в этом ряду «впереди», а кто «взади». (Мне это неясно и трудно судить о Парфеноне, я так много о нём читал и слышал, что полностью зашорен и дезориентирован). Считаю важным особенно выделить русских, сделавших невозможное – сумевших создать материальные предпосылки не выживания, а активнейшей жизни с постоянным освоением новых мест в краях, где полгода суровая зима и где почти ничего толком не растёт.
   Достижениями духовной культуры являются произведения Гомера, Рублёва, Моцарта, Толстого и т.д. и т.п. Но! Не перечислимое множество душевных свойств человека, от противно гадких до божественно возвышенных, тоже не сделалось само собой, как леность. Убеждённость, что жизнь не ограниченна окружающим, что главное лежит за пределами познанного, влечение к нему, свойственная и мне, и африканскому пигмею, это несомненное достижение духовной культуры человека, всех людей. Эти достижения, пожалуй, важнейшие: можно прожить без Шекспира, но без стыда, волнения, зависти, любви и т.п., - нет.
Здесь также надо особо отметить, что в процессе созидания духовной культуры не было участников и зрителей, деятелями были все люди без единого исключения! Не было учеников и учителей, отличников и двоечников. Учителя, от Заратустры до Буша, пришли потом, на готовенькое. И опять выделяю русских, создавших душевный склад, который может восхищать, может пугать, может вызывать самые разные чувства и восприятия, но не может оставлять равнодушным, как, например, «душевный склад» голландца. Русские одни из не очень многих, у которых есть Душа.
   И, наконец, вершина достижений культуры человека – язык! Худо будет, но как-то можно выжить без колеса и пшеницы, перебьёмся грибами и ветками, но без языка нет человека.
   Таким образом, жизнь человека это жизнь его души и созидание душевных свойств и языка полноправно занимают важнейшее, приоритетное место в перечне достижений духовной культуры человека.
   Допустим, что горох и тщеславие являются достижениями культуры человека, они сейчас есть, а когда человек был диким, их не было. Сколько времени продолжалось это созидание?
  В раскопках, датируемых бог знает какими тысячелетиями, находят узнаваемые злаки и кости домашних животных. Не вызывает сомнений седая древность языка.
  Мы все учили, что были древний Египет, потом древние Греция и Рим, немножко Индии и Месопотамии, тёмные века, Риссорджименто, потом мы. На всё это отпущено 5-6 тысяч лет. Тот же  срок отмерен в истории евреев, называемой «священным писанием». Как-то не верится, что все, что сделано человеком, все достижения материальной и духовной культуры, сделано за этот убогий срок. (Мы, армяне, знаем, что 1-2 тысячи лет это не срок для кардинального продвижения. В подтверждение сказанного маленькая цитата из «Истории франков» Григория Турского, М.,Наука, 1987, стр. 104: «… К императору Юстиниану пришли персидские армяне, прося у него дружбы, т.к. по их рассказам их ненавидит персидский император…». Это было в V I I  веке. Сейчас, через 1500 лет, ситуация мало изменилась, та же ненависть иноверцев, те же поиски друзей единоверцев. Другой пример. Нарекаци издал свой главный труд в 1002 году. Он читается и сегодня, переводится, издаётся).
  Дело созидания культуры «пахнет» десятками тысяч лет. Не влезают в эти жалкие 5-6 тысяч лет, создают неудобства, торчащие кое-где всякие Петры, пирамиды, Карнаки, Баальбеки, Караунджи и т.п. Это не только моё ощущение, что с этими 5-6 тысяч лет что-то не то, не случайно для особо привередливых любителей древности культуры выдуманы туфта про «Атлантиду», мол, всё было придумано и сделано там, потом она гукнулась, крохи знаний попали в Египет, дальше…Что, собственно, известно об Атлантиде? В каком-то отрывке какого-то перевода одного из трудов Платона вроде упоминается Атлантида. И всё! И всё! Для менее продвинутых скептиков запущены и иногда реанимируются байки об инопланетянах. На Атлантиду и инопланетян сваливаются все очевидные свидетельства древности культуры, которые не укладываются в убогие 5-6 тыс. лет.
   Возможно, этот срок выдумали и сумели навязать многим те, кто «спустился с деревьев», вошёл в культуру человечества, именно тогда, 5-6 тысяч лет назад, нездоровая ветвь семитской расы – евреи. Все сведения о прошлом, в частности, Александрийская библиотека, ими уничтожались. Забавное наблюдение, связанное с исследованиями Хейердала и других: В связи с Полинезией и другими «далёкими странами» упоминаются сроки 30-40 тыс. лет. Получается, что им можно быть древнее, они не конкуренты, нам жесточайше запрещено выходить за пределы, установленные историей евреев, называемой «священным писанием».
   Пусть эфемерные, но шансы проникнуть в далёкое прошлое есть. Это сравнительное языкознание и этнография, т.е. те места, которые не горят, (как Александрийская библиотека), не выветриваются, (как памятники Месопотамии) и не разрушаются стихией и людьми (как наследие Армянского нагорья), не ломаются и не взрываются  (как древние храмы). Язык содержит ответы на все вопросы, даже на те, которые мы ещё не в состоянии задать. Если потратить на такие исследования долю процента сил, потраченных на афёру «миллениум» или продолжающихся трат на другую суперафёру под названием «проблема СПИДа» многое можно раскопать, нужное людям, а не аферистам от программирования или, так сказать, медицины.
   Вернёмся к языкознанию и этнографии. Для того чтобы поиски иголки в стоге сена ночью увенчались успехом, необходимо выполнение нескольких непременных условий: надо быть уверенным, что она есть, хотеть найти, быть готовым преодолевать невообразимо мощное противодействие авторов и последователей нынешнего состояния исторической «науки». Словом, требуется не меньшая сила духа, чем у первооткрывателей типа Магеллана и Дежнева.
   Эти отвлечённые, умозрительные построения имеют злободневную грань.
   Сначала – «общеизвестное». Искусство и наука возникли в Древней Греции, право – в Древнем Риме. Европе (и дочерним США) известен путь развития человечества, по которому они триумфально шествуют, а все остальные – прохожие и бродяги, которые или топчутся на обочине, или плетутся где-то в хвосте, или вообще непонятно где пребывают и что делают. Их всех надо вывести на «столбовую дорогу человечества», пусть даже против воли этих дуриков. Вышесказанное нам целенаправленно и, к  несчастью, успешно вдолбили.
   Рассмотрение культуры человека с вышеописанной точки зрения показывает, что главное в материальной и духовной культуре было сотворено задолго до того, как появилось то, что потом назвали Европой, а совсем недавно стали считать эталоном. Если люди Европы в чём-то и «опередили» других людей, так это в количестве убитых ими и ограбленных ими людей, как в самой Европе, так и, в особенности, в других местах по всему миру. (В Бельгии ещё живы люди, которые сознательно грабили людей в Африке, во Франции живут дети тех, кто отбирал имущество у алжирцев и убивал тех, кто противился этому.).
   Пора перестать считать Европу эталоном мироустройства. Дай бог всем её жителям, включая возлюбленных ими пидоров, здоровья и удачи. Мы – другие: мы (пока) не любим пидоров и стесняемся сдавать престарелых родителей в дома призрения, хотя, и знаем, что «это целесообразно» и что «там им будет лучше». Дай бог подольше прожить без европейского мировосприятия.