Что труднее?

Этери Попова
Что труднее: быть Богом или снимать фильмы об этом?

Люблю фантастику.  Бредбери, Саймак, Лем… Перечислять можно долго. Стругацкие стоят особняком для меня. Когда-то собрала все книги серии «Миры братьев Стругацких», прочитала их все и полюбила сразу и навсегда. Особый изумительный мир, своя хронология, лёгкий и, вместе с тем, насыщенный язык, колоритные, яркие, незабываемые герои, прекрасный юмор.  Это любовь с первого слова и на всю жизнь.

Поэтому очень ждала премьеры фильма «Трудно быть Богом» Алексея Германа.  Думала, что будет широкий прокат. Не дождалась и испугалась, что пропустила.
Оказывается, фильм попал в категорию «кино не для всех». Мне это показалось странным. Я поняла бы, если это был «Град обречённый» или «Поиск предназначения».  Но Румату, Киру, Уно, «благороднейших донов» Тамэо и Сэра, барона Пампу и т.д. загнать в почти грозное «НЕ ДЛЯ ВСЕХ»?

Нет. Это для всех! Это извечное – после «серых» всегда приходят «чёрные». Это непреходящее – среди серости, черноты и гнусности всё равно есть и будет белое, светлое, правдивое, готовое пойти на смерть, но не посереть и не почернеть. И это «всегдашнее» - трудно стоять в стороне, быть наблюдателем, помогая чуть, подправляя немного, даже, когда всё понимаешь, даже, когда ты Бог!
Что может быть тут «не для всех»?

Зачем серость и гнусь показывать обязательно в чёрно-белом варианте?
 
Зачем средневековое (пусть и внеземное) определённое скотство делать настолько скотским, что только это и запоминается? Это не усилило фильм, по-моему, а сделало его грязно-пахучим.

Почему всех таких РАЗНЫХ героев сделали братьями-сёстрами-близнецами по серости и скудоумию?

Куда дели колоритных личностей  романа?

И почему все герои почти онемели?

Если фильм снят «по мотивам», тогда можно, конечно, и так. А то и эдак.  Но хоть мотивы бы оставили. Ведь без знания романа в фильме вообще понять что-то очень трудно человеку, который пришёл в кинозал, чтоб разобраться во всём  здесь, на месте, и в отведённое время.

Посмотрела и разочаровалась. Поняла-то я всё. Только зачем его сравнивать с фильмами Тарковского? Нет в этом фильме ни философии и особого «аромата» фильмов Тарковского, ни изящества Сакурова, да и Германа я там не нашла как-то. Единственно, что можно сказать -  это не Стругацкие. Этот фильм  меня не затронул совсем. Оставил ощущение недоумения – зачем его надо было так долго снимать. К чему?
 
Прочитала где-то в интернете – «это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушенности, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то «Трудно быть Богом» — это изысканнейший деликатес…»

Нервных затрат – точно! Досмотреть до конца было очень трудно!
А если говорить кулинарным языком, то в Китае едят тухлые яйца. Это считается деликатесом. Но мне кажется, не от хорошей жизни…

Это моё мнение. Может, эта тема уже обсуждалась? Может, кто-то не согласен со мной?