Кулаков Федор Давыдович в Благодарном. 1974 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Ф. Д. Кулаков и М. С. Горбачев в г. Благодарном. 6 июня 1974 года. Фото Н. И. Сидорова.

Сидоров Николай Иванович на дне города Благодарного. 17 сентября 2011 г. Фото В. И. Пузикова.

***

КУЛАКОВ ФЕДОР ДАВЫДОВИЧ В БЛАГОДАРНЕНСКОМ РАЙОНЕ
1974 г.

(Для газеты "Родина")

40 лет назад, в июне 1974 года на Ставрополье проводился семинар по созданию специализированных животноводческих комплексов и площадок в сельском хозяйстве. В ходе семинара секретарь ЦК КПСС Кулаков Федор Давыдович и группа партийных, советских и хозяйственных работников посетили Благодарненский район. Гости изучили опыт содержания и откорма на открытых площадках в колхозе «Первое Мая» крупного рогатого скота, а в колхозе «Гигант» - овец.

Первый секретарь Благодарненского райкома партии Коробейников Виктор Антонович поручил фотографу-любителю Сидорову Николаю Ивановичу вести съемку семинара. Почетному гражданину города Благодарного Н. И. Сидорову в этом году исполнилось 85 лет, в его архиве несколько тысяч фотографий по истории района, в том числе более двадцати, на которых запечатлен Ф. Д. Кулаков.

***

В Благодарненском районе есть люди, которые помнят о работе Ф. Д. Кулакова в должности первого секретаря Ставропольского краевого комитета партии с 1960 по 1964 годы. Летом 2010 года я записал воспоминания бывшего председателя колхоза «Россия» Благодарненского района Петренко Николая Ивановича, которому однажды первый секретарь крайкома партии Ф. Д. Кулаков помог справиться с первой заповедью земледельцев – выполнить план по поставкам хлеба в закрома Родины.

Но сначала несколько строк о детстве и юности из воспоминаний Н. И. Петренко:
- Мне было 8 лет, когда началась Великая Отечественная война. Жили мы в селе Сотниковском. В наше село немцы пришли в августе 1942 года. Непрошенные гости начали расквартировываться, заходили в дома, осматривали, и на стенах дома или воротах писали цифру, сколько размещать человек. Я надпись на нашем доме стер и к нам никого не поселили. А у соседей жило немцев по 10-12 человек.

 Пацаны воровали у немцев штыки, которыми хорошо выкапывать в огороде морковь или репу. На одной винтовке мы не смогли открутить штык, так украли винтовку. Рисковали сильно, нас могли поймать и пострелять. Из нашего села немцы ушли 12 января 1943 года. Под покровом ночи немцы стучали в окна, поднимали своих, спешно собирались и уходили.
 
Учился я Ставропольском сельхозинституте, на агронома. Летом 1956 года приехал в Благодарненский район собирать отзывы на дипломную работу «Раздельная уборка зерновых культур». Во второй бригаде колхоза «Красная Звезда» шло предуборочное совещание. В это же время футбольной команде района надо было выезжать в село Гофицкое, а футболистов не набиралось. Вели совещание первый секретарь райкома партии Сажнев Александр Владимирович и председатель райисполкома Неберикутья Александр Ануфриевич. Они мне сказали:
- Езжай играть в футбол. Вернешься, отзывы тебе будут!

Так и получилось. В футбол мы выиграли, мне подарили бутсы, правда, маленького размера. Отзывы на дипломную работу были собраны.
После окончания института в Ишимском районе Тюменской области работал главным агрономом МТС, а когда в 1958 году МТС реорганизовали, перевели меня в колхоз «Советская Россия».

После возвращения из Сибири работал в Благодарненском колхозе «Гигант» агрономом бригады № 5. Зимой помогал плановикам составлять промфинплан. У меня был личный японский «Феликс», на котором арифметические действия выполнять быстрее, чем на простых счетах.

Как-то весной в поле ко мне подъехал директор совхоза «Серафимовский» и предложил работу главным агрономом в совхозе. Я спросил совета у председателя колхоза Г. Е. Цыганкова, который ответил:
- Решай сам!

Совхоз «Серафимовский» – крупное зерновое хозяйство: 68 тысяч гектаров сельхозугодий. Зерновых сеяли 22 тыс. га. Поля солидные – 900 га по севообороту. В уборочную страду на поля механизаторы выводили 102 комбайна. Урожаи были высокими, намолачивали до 45 тысяч тонн зерна. Это больше урожая всей Карачаево-Черкессии, вместе с зерновой кукурузой.

Пять лет я работал в совхозе от зари до зари. Утром в гараже занаряжал машины, весь день в разъездах по полям и бригадам, вечером по телефону проводил селекторную планерку, заодно проверял, чтобы не было пьяных бригадиров. Секретарю парткома М. М. Шумакову мой стиль работы нравился. Он предложил мне вступить в ряды КПСС.

А далее Николай Иванович рассказал об уборке урожая 1962 года:
- В тот год вырос небывалый урожай. На каждом току лежало до 5 тысяч тонн зерна. Машин для его отправки на элеваторы не было. Зерно уже начали ссыпать на укатанные полевые дороги. В случае непогоды зерно могло погибнуть, уплыть в балки. Уполномоченным от райкома партии в совхозе был начальник милиции Афанасий Игнатьевич Олейников. Но и он машины не мог нигде раздобыть.

Еду в село, и на свой страх и риск даю телеграмму первому секретарю Ставропольского крайкома партии Федору Давыдовичу Кулакову. Ее содержание: «…Зерно на токах. Вывозка срывается. Прошу помощи».

На другой день меня находит секретарь крайкома партии Лыжин Николай Михайлович. Строго спрашивает:
- Вы отправляли Кулакову телеграмму?
Отвечаю:
- Да, отправлял!

Лыжин:
- Давайте проедем по бригадам и оценим обстановку. За мной едут 100 машин из автоколонн Карачаево-Черкессии. Если в телеграмме ложная информация, пойдете под суд. Заплатите из своего кармана за холостой прогон транспорта.

Проехали по бригадам, посмотрели на огромные бурты зерна. Подняли народ на погрузку: конторских работников, ветработников, из организаций сельсовета.
Не обошлось без неприятностей. Пыль по дорогам стояла стеной, шофер одной из машин сбил электрическую опору, в результате чего, обесточились два зернопогрузчика. Энергия в бригадах тогда подавалась от дизельных генераторов. Из совхозного склада срочно привезли электрический кабель, запитали погрузчики. Шофер моей служебной машины подсвечивал фарами, пока все подключили.

Работа кипела. Я грузил зерно вместе с народом. Не заметил, как у меня из нагрудного кармана выпала недавно врученная карточка кандидата в члены КПСС. Что делать? Директор совхоза Иван Ильич Божко мне сказал:
- Никому не говори, будем карточку искать!

Карточку нашли на одном из элеваторов. Но в райкоме партии о факте утраты кандидатской карточки уже было известно. На бюро райкома мне записали выговор. Но это меня сильно не огорчило! Главное: совхоз успешно справился с поставками зерна государству!

***

В 1964 году совхоз «Серафимовский» перешел в состав Арзгирского района, а колхозники колхоза «Россия» Благодарненского района выбрали меня своим председателем.

Владимир Пузиков
7 сентября 2014 г.
Г. Благодарный