Мои евреи

Марк Браун
Вляпался недавно в  тему на одном форуме...

Все предсказуемо. Приглядывался поначалу и принюхивался, пытался разглядеть лица, среди сердитых рыл. Да не так уже и много, как оказалось, этих самых рыл.

Но много и не надо. Как-то исторически и генетически сложилось, что два-три харизматичных персонажа возглавляют у нас толпу.И если даже возникают некоторые разумные голоса, они тут же гаснут в общем беспокойном фоне.
Все суетятся, теряют лицо/ не без помощи соседей по площадке, разумеется/, пыхтят и стремительно перемещаются в разных направлениях.

Это как собачья свадьба: бежит впереди одна шелудивая, течная сука и пара-тройка беспородных кобелей. Бегут себе дурашливо потявкивая - куда глаза глядят. Но глянь, через период времени - это уже злобная ощерившаяся стая, опасная для здоровья окружающих.

То же с баранами. Побежал зачем-то вожак к краю пропасти и вся отара за ним. Вот бараны!- скажут невольные свидетели.

Но это у баранов. У людей так же возникает масса способов дискутировать по подобным и иным вопросам.

Кто-то скажет: Нет это героизм, господа! Кто-то задумчиво промолчит; а кто-то привычно обвинит евреев.

Вот и в той теме. Все свелось к евреям.

Я зачем-то влез/ хотя зарекался/ и пытался поначалу шутить, потом ругался...  Наконец предпринял попытку отвлечь стаю на вопрос выбора и премирование ЛУЧШЕГО из лучших - и необязательно это будет  еврей.

Предлагал даже кандидатуру: человека проверенного  и ни в каком семитстве-антисемитстве  не замеченного.

Думал как-то отвлечь публику.

Ничего кроме подозрений в свой адрес не получил. Все предсказуемо.

В итоге я задумался. О чем вы думаете? Именно...

"О ЕВРЕЯХ" / размышлизм №6/

Уже таки об евреях...

Этот размышлизм носит порядковый номер, потому что существуют уже пять на различные темы и возможно придется открыть еще одну рубрику. Что-то вроде регулярной колонки, а сам я буду носить горделивое звание - колумнист.
И я уж позабочусь, о том, чтобы не проникла туда ни одна течная сучка или шелудивая овца со своей беспородной свитой.
Пусть шарятся по пустырям и окраинам цивилизации. Там они смотрятся куда как, более органично. 

Как любой нормальный человек я люблю иметь суждение о предмете, войдя с ним в непосредственный контакт.

Мой первый контакт с евреем произошел, когда мне было 16 лет.


"МАРК" /еврей №1/

Марк Радушинский оказался единственным родственником проживающим в городе Ленинград. А мне нужно было именно туда.
Так решили мои близкие.
Дело в том, что я последние два года обучения в школе, посещал изо-студию при дворце Текстильщиков в славном городе Ташкенте.
Нельзя сказать, чтобы мои успехи были выдающимися, но вполне достаточными для поступления в архитектурный институт.
Больше хотелось в художники, но мои родители были инженеры - строители. Папа с мамой работали в проектном институте и веселые, изобретательные архитекторы числились в их табели о рангах - "белой костью".
Захотелось им такой же судьбы для сына.
Кроме того, сами они тоже некогда учились в городе на Неве, поэтому вопрос на семейном совете решился довольно быстро и окончательно - В Ленинград!

Был куплен новый костюм, белая рубашка с кружевными манжетами, и черная бабочка... Ведь,кроме учебы, я должен был непременно прильнуть жадными устами к богатым родникам питерской культуры.
 
Волею судеб, эти планы были реализованы лишь отчасти.

Марк показался мне весьма пожилым человеком. Во первых у него были борода и усы, правда аккуратно подстриженные.
Он был кандидат наук/ звучало почти как профессор/ и ему было целых двадцать девять лет!
При всех прочих составляющих, у меня были все основания считать его пожилым уже человеком.

- Будешь жить у нас - сказал Марк - Ты ведь родственник, а родственниками в нашей семье не разбрасываются.

Я не возражал.

Как-то сразу он стал для меня авторитетом во многих вопросах.
Прежде всего: в вопросах юмора и употребления спиртных напитков.
И в том и в другом, Марк был очень силен.
Я впервые увидел человека, который способен шутить с совершенно серьезным лицом. У нас в Азии, прежде чем сказать что-то веселое, собеседник начинает заранее улыбаться, а потом уже произносит какую-нибудь незатейливую шутку. От этого юмор много теряет.
Способ юморить с серьезным лицом, показался мне более забавным.

Правда, со временем, мой пиетет несколько ослаб.
Впервые это случилось, когда в один из выходных заявилась компания друзей - научные сотрудники и прочие кандидаты.

Жена Марка, Лариса  была в это время в командировке, и ничто не мешало безудержному веселью.

Я тогда, кстати, впервые задумался о том, что Марк - еврей. Ну как-то в общих разговорах возникла эта животрепещущая  тема.

Информация, что называется, дошла до адресата.

Да и то в контексте - мой родственник - еврей. Значит я тоже еврей? Это надо сказать, в то время, имело чисто номинальный характер, во всяком случае - для меня. Не знаю почему, но так было.
Потом, правда, выяснилось, что родство наше - весьма относительное. Седьмая вода на киселе, как говорится. Через брата моего деда, женатого на еврейке. Как-то так.
И вот выпив и закусив/ я впервые участвовал в мужском застолье на равных/,отправились на ближайший пустырь, граничащий с аэродромом Пулково.

Взлетая, огромные лайнеры рычали словно тысяча разъяренных тигров, едва не царапая алюминиевым брюхом бетонный забор, огораживающий взлетное поле.
Подвыпившие кандидаты наук вели себя как дети. Они прыгали вверх, задирая штанишки и кричали дурашливыми голосами - Самолет, самолет, забери меня в полет!...
- Я оказался самым солидным и сдержанным в их компании.
- Вот чудаки- подумал я тогда - А еще ученые!

За время недолгого общения, Марк научил меня "культурно" выпивать и вести при этом умные разговоры. Выпивая с ним, я увидел, что пьяные люди могут быть веселыми и забавными, а не злобно-агрессивными, как многочисленные выпивающие соседи в железнодорожном поселке, где я жил со своими родителями.

Что можно говорить смешные вещи с совершенно серьезным лицом. И самое главное, как можно быть человечным и добрым не становясь в позу и не извлекая из этого выгоды.Так же просто, как дышишь.
Говоря газетным языком, в его лице я встретил человека новой формации.И если отбросить трескучую шелуху с этой фразы, то так оно и было, на самом деле.

Еще с первой встречи он напомнил мне кого-то. Голосом, манерами... Попав на спектакль в БДТ, я понял, что Марк это Юрский - растиражированный и отправленный в повседневную жизнь. Сейчас бы сказали клон.
Поэтому, когда говорят о том, что личности ничего не значат./ Помните роль личности в Истории?/ я не верю.
Значат!
Для меня Марк был первым евреем и первым настоящим Человеком в моей жизни.

Когда через многие годы он приехал погостить в Ташкент и мы встретились в компании у общих родственников, я сформулировал эту мысль в тост.

Мне кажется ему понравилось. Он даже был растроган, хотя, как всегда, отшутился, сказав, алаверды что-то забавное, голосом Юрского.
Мы не виделись уже сто лет, но я всегда буду помнить Марка.



Посещение студии во Дворце Культуры им ГАЗА/ именно так с заглавных это и писалось тогда на фасаде старинного дома в районе станции метро " Кировский завод" в тогдашнем Ленинграде.
Кто такой этот Газ- до сих пор не знаю! Пора уже заглянуть в Википедию.
Тогда это воспринималось беглой, необязательной  аббревиатурой вроде: ГТО или ГОЭЛРО...

Не помню, даже,каким ветром меня занесло туда, но как-то занесло. И вот это огромное помещение ИЗО-студии...
Уже сейчас, давным-давно отучившись на архитектора, пытаюсь припомнить- что же за конструкции перекрывали циклопический зал? Впрочем все было так густо заставлено гипсовыми фигурами, что за ними, возможно, скрывались  колонны, подпиравшие это перекрытие.

Или их не было вовсе, и все держалось Божьим Духом? Так, наверное, и возникает вера в Чудеса!

Встреча с некоторыми людьми в нужное время и нужный час, тоже по своему чудо.


Все запоминалось визуально-чувственными фрагментами тогда.
И теперь, собирая эту неизбежно ускользающую мозаику жизни, обнаруживаешь лишь частности с трудом воспроизводящие, полную картину бытия.


"ЛЕВА АЙБИНДЕР" / еврей №2/

Как стержень и концептуальная составляющая этого периода - фигура художника Левы Айбиндера, как и я, начавшего посещать Студию в ту далекую, теперь уже, весну.

Впрочем, трудно было понять,кто он: художник, философ или филолог, кем числился по статусу образования.
В свои 30/ старик по моим тогдашним представлениям/Лева закончил Тбилисский фил. фак., и говорил на 4 европейских языках.
Бросил все это и ринулся в пучину живописи, постоянно проговаривая сквозь усы и бороду постулаты из жизни незнакомых мне тогда Сезана, Матисса  и Ван-Гога.
-Что- нибудь съел, наверное, или, как минимум, прочитал и увидел - думал я, пытаясь, шутить.

Не могу сказать, что он стал для меня - 17 летнего юноши - каким-нибудь гуру или учителем в общепринятом понимании этого слова. /Никогда не терпел авторитетов./
Во всяком случае, его фигура  лишена в моей памяти подобного колорита.

Разве что, привел однажды в Эрмитаж и кое-что слегка обозначил...
А дальше лавина чувств и мыслей понеслась в заранее приготовленный маршрут, изменив географию и ландшафт отдельно взятой/моей/личности.

Местами/ часто/ Лева был смешон и даже нелеп, порой...
До сих пор помню, взлетевший с плацдарма его тарелки недорезанный антрекот.

Чудак сильно засмущался присутствием девицы, которую я- по своему обыкновению - легко затащил в нашу компанию из-за соседнего столика. До этого момента рассудительный и спокойный мудрец, стал совершать какие-то нелепые телодвижения, чем вызвал всеобщее экстатическое веселье.
Думаю, что с его стороны это была любовь / чистосердечного признания, правда, так и не последовало/. К своим  достоинствам философа, Лева обладал существенным недостатком - был влюбчив. Часто с первого взгляда.

Девушка, впрочем, не оценила его таких ярких и неординарных чувства.
Ей больше понравился я - глупый, на тот период времени, оболтус, весьма дурно еще владеющий литературным языком и только начинающий приобретать навыки в области искусства и жизни как таковой.

А Лева Айбиндер - тонкий знаток живописи, филолог и умница - понравился меньше.
Как особь мужского пола во всяком случае.

Долго он не мог понять этого и увязывался за мной на свидания, пока однажды, неожиданно для себя, не оказался по другую сторону двери.

А мы с Мариной, оказавшись наедине, немедленно занялись любовью.

Только тогда до него дошло, что это не я сопровождаю его, а совсем наоборот.

- Что же ты мне раньше не сказал?- огорчился Лева.
- Да я то причем? - Ведь я, действительно, желал ему добра.

И мне до сих пор обидно за него.

Что за несправедливость царит в этом мире? Отчего женщины в своем выборе так примитивно предсказуемы? Равнодушны к лысым умникам-трудягам, скромно вращающим маховики Цивилизации и готовы всю жизнь служить кудрявым недоумкам, теша и лелея их доминантный эгоизм?
Не понимают, что упрощают тем самым картину мироздания до сугубого примитива животных инстинктов?

Так думал я тогда. Так думаю и сегодня.

Ну да ладно- не мне исправлять всю  эту мировую ботву.

И не мне жаловаться.

В моем то лице глупым теткам досталось по полной программе.

Когда это было? Давно...

Думаю, что я в полной мере отыгрался за Леву Айбиндера. Хотя бы так отблагодарил его.

Ведь летающий антрекот, упавший в тарелку так, что брызги летели в разные стороны, был лишь началом вполне себе авангардистского развития событий.

Может быть это  стало неким зашифрованным сигналом к началу перемен?
Во всяком случае меня лично они настигли и весьма стремительно.
Я бросил архитектуру, всерьёз занявшись живописью.

Хотя все тут происходило зигзагами.

Впрочем началось все несколько раньше, когда я впервые увидел картину Матисса "Танец". Лева был неподалеку и по своему обыкновению что-то бормотал себе под нос. Про Матисса, надо полагать, рассказывал. Про тяжелые отношения с современным ему обществом; про  русского купца Сергея Щукина, однажды, нашедшего и огранившего этот алмаз.

В меня это вошло сразу и навсегда: огромное полотно с красно-оранжевыми кляксами танцующих женских тел, словно брызги кетчупа, разметавшиеся по зеленой скатерти холста.

Так бывает.
Некий незримый ингредиент проникает в ваше формирующееся сознание, и вот - вы неожиданно поменялись - окончательно и бесповоротно.

Дальнейшая жизнь проживается уже совсем по- другому - иначе от запланированного банальными обстоятельствами сюжета.

Можно, конечно, пожалеть об этом, но думаю, что - не стоит...

Жалеть вообще  не стоит ни о чем!

Как я не жалею о том, что жизнь когда-то свела меня с бородатым чудаком - евреем, носящим имя Лева Айбиндер.

Парнем так удачно уронившем кусок недожаренного мяса в тарелку с оранжевым кетчупом, подав мне некий магический знак.

С еврейками я знаком хуже. Дистанционно...Чаще они представали предо мной женами моих друзей - потому дистанция. Но один случай все таки был...

Пройдя свои первые университеты в городе на Неве, вернулся в Ташкент и меня устроили "по блату"/ слово нынче подзабытое, хотя само явление, по-моему, осталось/ в Ташкентский Государственный Академический Большой Театр им Навои.
Сокращенно -ГАБТ.

Располагался театр в массивном здании с колоннами.

Межэтажные и оконные карнизы покрывал богатый каменный декор в восточном стиле.

Это торжественное и весьма монументальное сооружение, спроектированное архитектором Щусевым, до сих пор украшает центр Ташкента.

Театр Навои- это отдельная большая тема, о которой нужно говорить специально. Когда- нибудь это, возможно, случится.

Я работал младшим художником и в мои обязанности, кроме прочего, входила необходимость дежурить по вечерам, чтобы перед началом спектакля. замазать, наложенные бутафорами,заплатки - они скрывали "ушибы" и "раны" ветхих декораций.

Работа была несложная. Она мне нравилась еще и тем, что на основную службу можно было приходить на пару часов позже. Кроме того в качестве бонуса прилагался бесплатный просмотр спектаклей и недорогой служебный буфет.

Театральные постановки я пересмотрел довольно быстро и потому вечера коротал с книжками, которые брал в библиотеке.

Парень я был молодой и хорош собою, поэтому/ по закону жанра/ неминуемо должна была объявится симпатичная девушка.

Так оно и случилось.


"ДЕВУШКА ОЛЯ" /еврей /ка/ №3/

У девушки Оли в театре работал папа. Он играл на скрипке в оркестре и она приходила его послушать.
Хотя скорее всего ей просто нравилась атмосфера театра, его дух и нерв.На этом мы и сошлись.

Вскоре Оля стала регулярно навещать меня в коморке под самой крышей.

Нужно сказать, что эта еврейская девушка отличалась лучшими чертами, присущими жёнам израилевым. Возможно были и другие свойства, этим же самым женам присущие, но я их не заметил, а может быть просто не успел разглядеть. История наших взаимоотношений в общем-то была довольно скоротечна - не более полугода.

Во первых она была красива и статна. Роскошные вьющиеся волосы,большие и выразительные карие глаза, изящные руки.
Имелось еще одно достоинство, которое на тот момент было для меня скорее недостатком...
Хоть и училась в десятом классе, но была уже не по годам умна и стремилась к еще большим познаниям.

Ну а я... Что я? Полон противоречий и неясных предчувствий. Хоть и пожил уже в Ленинграде, но приобрел местами не самый лучший опыт.

Решив, однажды, что не стоит, все таки, злоупотреблять гостеприимством своего питерского родственника Марка, я переселился в общагу. Случилось так, что попал в нехорошую компанию "выселенцев".
В некотором роде это были лучшие представители студенчества. Но слишком веселые и буйные. Способности и талант позволили им добраться до пятого - дипломного курса. А с диплома тогда не выгоняли./ слишком много народных средств вложено было в их образование/ Скрепя сердце терпели. Но тут не выдержали и выселили всю гусарскую компанию на задворки цивилизации .Или звезды так сошлись?
В итоге, попав в "струю", стал проживать в комнате с тремя пятикурсниками-весельчаками в рабочей общаге на окраине Ленинграда в районе Лигово. Так что мечты моей мамы о культурной жизни в северной столице, пришлось отложить на неопределенное время.

Всю историю рассказывать долго. Это отдельный сюжет.
Упоминаю единственно, чтобы представить себе контраст между "девочками" которые посещали нашу боевую комнату и девушкой Олей. Эдакий контрастный душ, для моего еще не совсем окрепшего, на ту пору организма.

С Олей мы совместно читали, а потом обсуждали произведение Вольтера "Кандид" и еще  Достоевского.
Беседовали о полифонизме в его творчестве. Говорили о прекрасном. Вопросы секса, разумеется не рассматривались. Молода она была слишком для этого, а я как-то напуган ее высокими смыслами - что ли?

В этом, впрочем, был упоительный и забавный, с точки зрения меня сегодняшнего, сюжет.Все было хорошо - на самом деле!

Примерно в пять часов дня мои сослуживцы покидали площадку - огромный зал с вышкой откуда главный художник мог наблюдать процесс изготовления декораций. И я оставался один; делал все что мне заблагорассудится/ в определенных пределах, разумеется/. Раскатав рулон бумаги, которой было полно, рисовал "подражания" Матиссу, или Пикассо, в общем готовил тайный удар по социалистическому реализму.Потом мне это выйдет боком.

Но иногда из соседнего зала доносились звуки музыки и я знал, что там репетирует кордебалет.
Два пространства разделяла дверь со вставками закрашенного стекла.

Если в России/ раньше в СССР/ что-то делит простой народ,то там непременно появляется... Что? Правильно- дырочка.
На замазке одного из стекол, кто-то отскреб глазок величиной с медный пятак.
Для меня это стало окном в другой мир.

Трудно сказать что превалировало в моих ощущениях тогда: эротика,познание или чистая эстетика? Все вместе скорее всего.
Во всяком случае, я до сих пор могу нарисовать балерину от кончика ее пуантов и до челки на голове не отрывая руки от листа бумаги. Насмотрелся.

А потом приходила Оля и читала стихи Бодлера.

От всего этого кружилась голова. От этих контрастов.

Мы пили чай с сушками, а потом я провожал ее до дома. Иногда мы пересекались с отцом/ ведь он тоже возвращался после спектакля.

- Здравствуйте, молодые люди - приветствовал он нас.

- Привет, папа! Мы еще постоим - говорила Оля взрослым, но при этом слегка дрожащим голосом.

Олин папа наклонял голову, пряча мудрую еврейскую  улыбку в полутенях вечерних огней.

Я представлял на этом месте своего отца и мне становилось немного завидно.Так совсем чуть-чуть. Но тем не менее...

Я так и не выяснил- Что это было между нами? Любовь? Игра? Или то и другое?

Или... возможно,чья-то глупость./ Скорее всего моя/

Провожая меня в город Самарканд... Я в очередной раз решил учиться на архитектора./ не без влияния влюбленных в архитектуру родителей, разумеется./ Оля произнесла странную фразу./ смысл до сих пор неясен мне/

- Ты лучше меня, и я потрясена этим. Честно... Я буду писать. Можно? / Что она имела в виду - черт возьми? До сих пор не ясно/

Мы поцеловались. По моему, впервые за все время.

Я сел в самолет и поехал снова учиться архитектуре/ будь она неладна/

Оля писала мне. Очень жаль, что я не сохранил эти письма. Как и многое, что нужно было сохранить.

А потом. Потом произошла забавная история.

Но тут я сохраню некоторою интригу. Почему?

Ясно станет совсем скоро.

Это на самом деле забавно.


Итак завершаю начатое. 


Завершают серию из рассказов про моих евреев, еще один персонаж по имени Марк.

Тоже Марк. Для удобства буду именовать его Марк-2.

Так, что совершенно случайно получается такое удачное завершение цикла: от Марка-1 и до Марка-2.

Это еще более забавно, что по прошествии лет, я уже был женат на то время, повстречал Марка 2 с той самой девушкой Олей.

Таким образом, происходит еще и завершение предыдущего эпизода.

Оля превратилась в роскошную даму с замечательными формами и торжествующим взглядом из под пушистых ресниц. Я поздоровался с Марком 2, сделав вид, что едва знаком с его подругой.
Мне показалось - ее это вполне устроило.
Собственно, положа руку на сердце, я совершенно не жалел ни о чем. Ничего общего не было у этой красавицы с тем трепетным созданием,развлекающим молодого художника чтением прекрасных стихов в коморке с видом на ночной Ташкент.
Можно сравнить лишь с куколкой, из которой невероятным образом вылупилась симпатичная/ в данном случае - роскошная/ бабочка.

Ну, а теперь к герою четвертой новеллы.


" МАРК-2" /еврей №4/

Для начала немного о себе.
Это был наверное самый "золотой период" моей биографии.
Я закончил архитектурный институт, благополучно избежал распределения, и устроился работать главным художником в клуб авиационного завода с зарплатой в 180 рублей.

С профессией архитектора успел познакомиться на преддипломной практике в Москве.И уже тогда понял, что это - не мое.
Сидит в архитектурной мастерской, состоящей из отделов и секторов человек сорок народа, тихо ненавидя друг-друга.

Все это происходит на площадке в 200 м2, перегороженной пыльными планшетами.
Оживление случается лишь во время социалистических праздников, раздачи продовольственных пайков и явления в родной коллектив главы мастерской: престарелой дамы, насквозь пропитанной запахами аптеки.

Ей повезло. Она выжила в нелегкой конкурентной борьбе и даже умудрилась получить Госпремию за кукольный театр в городе-герое Туле.
И вот, на склоне лет ей доверили руководство  мастерской.
Теперь рулит в промежутках между регулярным лечением в стационаре.
Хотя совсем скоро ей, видимо, предстоит  экскурсия к совсем иным мирам...

Ничего себе перспективка! - подумал я тогда.

Поглядев на всю эту "пирдуху", я быстренько организовал само выкидыш из "дружного" сообщества архитекторов.
О чем в принципе не жалею.

Хотя профессия в целом замечательная. Но во что ее превратили в СССР!
Да и сейчас немногим лучше.Хотя свободы "самовыражения" стало значительно больше.

К моменту описываемого периода, я успел благополучно жениться и поучаствовать в рождении дочери, очаровательного создания, которое радует меня и по сию пору,превратившись в почтенную матрону-мать семейства...

Зарплата в 180 рублей в советское время была довольно приличным бонусом, но его разумеется не хватало молодой, энергичной в своих запросах, семье.

И вот я придумал себе оригинальный бизнес. Как и любой бизнес тогда, он входил в конфликт с существующим законодательством, но был настолько компактен и неуловим, что терялся в складках неповоротливой системы, практически приближаясь к абсолютному нулю.

Еще будучи студентом, научился изготавливать фирменные майки. Они только назывались фирменными,- это были искуссные подделки "под фирму"...

Тогда это могло приносить сумасшедшие сверхдоходы. Например, закупив 20 футболок и нанеся на них надпись LEVI,S на фоне американского флага,я за одну поездку на Ипподром,заработал деньги на новенький магнитофон.А это было впечетляюще по тем временам. Мне моментально снесло крышу от открывающихся перспектив!

Но по-настоящему развернуться не пришлось. Или бизнес- или учеба. По другому не получалось.

Вернуться к к уже освоенному когда-то делу, помог случай. Пробираясь сквозь ряды толкучки в районе Хадры, я увидел тетеньку, торгующую "фирменными" майками. Купив одну, я тщательно исследовал ее.
Было понятно, что это не трафареты, которыми пользовался я, терпеливо замазывая следы перемычек.
Освоить технологию шелкографии было делом времени.

К моменту встречи с Марком 2 я уже имел небольшое, но отлаженное производство,гарантированный сбыт и жил нужно сказать весьма припеваючи.

Марк 2 появился в клубе в один из дней весны, когда я готовился к новому сезону.

Сначала он поразил меня своей неестественной красотой. Причем, это не была красота мужчины-мачо. Какая-то другая: юношеская или даже детская красота. Я бы сказал семитская, но боюсь быть непонятым.

Высокий лоб, голубые глаза, полные печали, вьющиеся локоны темных волос. Фигура хоть и слегка располневшего, но довольно статного молодого человека.
В общем, хорош был Марк 2, что и говорить.
И хотя по своей натуре, я более склонен любоваться женской красотой, но не мог не обратить на него своего внимания. Это был взгляд художника на подлинную человеческую красоту.
Я и по должности был обязан с ним контактировать. Ведь он был назначен художественным руководителем нашего клуба.
Я был его подчинённым, в некотором роде.

Познакомились, обменялись дежурными фразами.
Ну и ладно.

Намерение пригласить его в свой бизнес, отчасти пришло с желанием помочь хорошему человеку.
Уж очень грустно он рассказывал о своей печальной судьбе.

У Марка было три, или даже четыре печали, о которых он поведал мне.

Первая - родившись в очень благополучной и процветающей еврейской семье, он лишился отца.
История банальная: мужчина уехал на заработки и нашел себе другую зазнобу.
Вся соль тут в том, что этот мужчина был - еврей и отец семейства, а отбыл он в Израиль по миграционной визе.

Вторая причина печалиться еще более душещипательна.
Дело в том,что, как нередко это водится в респектабельных еврейских семействах, в двух дружественных кланах, росли мальчик и девочка.
Вся их дальнейшая судьба была заранее предрешена взрослыми членами семьи.
Как вы наверное догадались, наш Марк был одним из малолетних участников данной дружественной сделки, предполагавшей взаимовыгодный матримониальный союз.

Шли годы, Марк все хорошел и наливался силой, а девочка немного подкачала. В общем, все закончилось скандалом. Марк уперся и твердо сказал: Не хочу я её!

Возможно, что последующее изъятие папы из семьи произошло не без влияния данного фактора. Утверждать не буду - не знаю!

Третья печаль Марка заключалась в том, что он получил не совсем правильное образование.
Ну посудите сами: что делать молодому амбициозному человеку,красавцу и супермену, закончившему истфак ТашГУ, защитившему диплом по теме - "Марксизм- Ленинизм, в современных условиях, когда Союз трещит уже по швам - и вот-вот начнётся Перестройка?
Это  еще немного котировалось,по инерции, но неизбежно приближались новые реалии и это было понятно умным людям. Марк был из их числа.

И вот, наконец, самая главная его печаль. По прошествии лет несостоявшаяся пассия прислала весточку из Америки...
Дело в том, что семья девушки очень удачно перебралась за океан, сумев сохранить  капитализацию, заранее вложившись в американские бизнесы еврейских родственников.
Девушка прислала Марку-2 привет/ они это умеют/, где на фоне голливудских холмов, исправившая неправильный прикус, и купившая удачную пластику, девушка, превратилась в красавицу с роскошной фигурой.
И вот, между делом, шлет ему воздушный поцелуй, с белозубой улыбкой в придачу. При этом, небрежно опираясь на серебристый "Понтиак" последней модели.
На фоне синего неба Калифорнии, между прочим!

- Ау, неудачник! Посмотри на меня и утрись, убогий! Понял, наконец, - что потерял?! - читалось подтекстом.
Хотя написано было коротко: Это я!
Достаточно, чтобы понять... Марка и понял, загрустив еще сильнее.

Посмотрев в его красивые голубые глаза, поддернутые влагой печали, после этих красноречивых рассказов, я решил помочь страдающему человеку.

Тем более, что я и сам нуждался в помощнике.

Говоря просто: спрос опережал предложение и я уже с трудом справлялся, совмещая все функции: закуп сырья - производство и реализация.

Марк должен был заткнуть своим упитанным телом и предполагаемой энергией, образовавшуюся в моем бизнесе брешь.

Я решил быть честным и предложил делить прибыль в соотношении 60% - 40%. Сорок процентов Марк должен был получать за свои труды.

Скажу сразу - бизнес наш не задался с самого начала.

Вот как это происходило.

Выложив на стол 1000 рублей нашего общего дохода, а в его обязанности входило: закуп сырья и съем денег за реализованную продукцию, Марк по своему обыкновению с грустью и печалью, наблюдал за моими манипуляциями.

- Так: стоимость футболок- 300 руб.Транспортные и пр расходы - 100... Итого имеем прибыль 600 руб. чистыми.

- Хорошо - говорил я - так и должно быть, исходя из предыдущего опыта.

- Двигаемся дальше. Прибыль делим по формуле 60-40... Держи свои 240 рублей!

Я думал, что глаза Марка хоть немного повеселеют.

Нет- этого не произошло. Глядя на мою большую кучку и сравнивая ее со своей, он реально страдал. Ему было непонятно

- Ну почему жизнь опять обманывает его? / справедливости ради - подобные мысли регулярно обуревают не только евреев?/

Объяснив в очередной раз почему моя доля существенно больше его, я не выдержал и отправил его отдыхать.

Мы еще какое-то время сотрудничали, но когда я заметил, что он пытается обманывать меня, расстались окончательно.

Нужно отдать ему должное он не стал шантажировать или сориться со мной.


...Когда я встретил их гуляющими по ташкентскому бульвару...

Нарядными и симпатичными... Порадовался за Марка.
Видимо, он все таки нашел свою формулу счастья?
Может быть теперь сам делит прибыль, между участниками процесса, что конечно же намного приятней...

Порадовался еще и от того, что нынешняя Оля была совсем непохожа на прежнюю идеалистку, питающуюся амброзией и читающую Бодлера на сон грядущий. Кому это нафиг надо?

Ее красивое, ухоженное тело нуждалось совсем в иных материях. Видимо Марк знал в каких, и каким-то образом научился добывать их. Вместе они смотрелись очень органично.

Вот и все мои наблюдения касающиеся отдельно взятой категории населения, под рубрикой- евреи.

В нынешней жизни, я с евреями пересекаюсь мало.
Слышу, что они с кем-то воюют, у кого то пытаются отсудить деньги... Некоторые становятся олигархами, а потом вешаются на галстуке, написав покаянное письмо...  Я в это не верю.

Это какие-то другие - не мои евреи... Мои остались в стране под названием СССР.

Впрочем, все мы немного застряли в тех не существующих уже пространствах.