Существование и ДББ

Константин Берёзин
     Есть известное высказывание П. А. Флоренского, что кратким доказательством бытия Бога является: «если есть 'Троица' Андрея Рублева, значит, есть Бог». Лично мне кажется, что доказательство бытия Бога можно сформулировать ещё проще: если есть табурет, значит, есть и Бог. И я не шучу; всё совершенно серьёзно. Если я признаю, что табурет существует, то должен с необходимостью признать, что существует Бог. На это указывает рассуждение известного французского философа-рационалиста Рене Декарта (1596—1650). «Субстанция, не нуждающаяся совершенно ни в какой вещи, может мыслиться только одна единственная, а именно Бог. <...> Но все другие вещи не могут существовать иначе как нуждаясь в помощи Бога».

     Если есть ограниченные вещи, значит, есть нечто Неограниченное, на которое эти ограниченные вещи опираются. Отдельная ограниченная, конечная вещь не может опираться сама на себя. Она существует «за счёт чего-то другого». Если мир представляет собой совокупность ограниченных вещей, то этот мир должен иметь онтологическую опору в чём-то отличном от себя, в чём-то неограниченном, в чём-то абсолютном. Это абсолютное и можно называть Богом.

     Вообще-то, я почти не читал Декарта (когда-то начинал читать, но теперь уже не помню, какое именно сочинение), а это высказывание взято из Хайдеггера. См.: Хайдеггер М. «Бытие и время». Изд. 4-е, испр. М.: Академический Проект, 2013. С. 92 (§ 20). Надо сказать, что в «Бытии и времени» не утверждается положительно, что Бог есть. Наоборот, Хайдеггер говорит, что концепция Декарта ограниченна и зависима от средневековой схоластики. Однако это нисколько не отменяет того, что соображение, приведенное Декартом, вполне резонно. В том же § 20, из которого взята цитата, Хайдеггер оговаривается, что слово «существует» употребляется здесь в разных значениях (иное — существовать, опираясь на самого себя, и иное — существовать, опираясь на что-то другое вне себя; иное — «Бог существует», и иное — «мир существует»).

        Августин Аврелий тоже говорит об этом («О книге Бытия», книга IV, глава XII): «Ибо могущество Творца и сила Всемогущего — суть причина бытия всякой твари; если бы эта сила перестала управлять, все роды бы пресеклись и вся природа бы погибла. Когда архитектор оставляет завершенное строение, оно уже вполне может обходиться и без архитектора, но этого нельзя сказать о мире: он не смог бы сохраниться ни на мгновение, если бы Бог лишил его Своего промышления. <...> А отсюда следует, что если Он это Своё дело от вещей отнимет, не будем и мы ни жить, ни двигаться, ни существовать. <...> ...всё это тут же перестало бы существовать, если бы от мира отнято было то движение Премудрости Божией, которым Она управляет всем благо».

        Это очень важное место; всем советую в интернете прочитать его в контексте. Вот:






______________________________

*  ДББ – доказательство бытия Бога.










.