По поводу книги стихов А. Грачевой

Владимир Словесник Иванов
   Почти случайно (спасибо моему знакомому) недавно в мои руки попал сборник стихов достаточно хорошо известного в социальной сети «Стихи.ру» московского автора Арины Грачевой.
    Само по себе, появление на свет печатного сборника произведений является  событием как для самого автора, так и для почитателей его поэтического таланта. Особенно это относится к авторам, которые впервые появляются с печатным словом на поэтическом Олимпе. Для него (автора) это большой праздник и, я бы сказал, отправная точка в «фундаментализации» авторского положения.
    Содержание книги Арины Грачевой охватывает период творчества поэтессы  приблизительно с 2006 года по 2013 год, т.е. почти весь период публикаций ее произведений на литературных порталах первоначально «Проза.ру», а затем, как на наиболее соответствующем творчеству автора, — «Стихи.ру».
    Уже первыми своими стихами А. Грачева заявила о себе, как о человеке, не лишенном литературного дарования, а также человеке высокой культуры и эрудиции, знающем и любящим поэтическое слово, человеке, тонко чувствующем движения души, любящим и понимающим окружающую ее природу.
    Даже первые, я бы сказал, робкие литературные шаги уже отмечены ее выразительной индивидуальностью. Так, например, в раннем, датированном 2006 годом, стихотворении под названием «Упрек лету» автор, описывая свое сожаление по  ненастному времени, ведет как бы диалог с разочаровавшей ее действительностью. Легкими словесными штрихами в виде строк: «И прядь не посветлела в волосах, а ты уж птичьей стаей обратилось» А. Грачева косвенно, ненавязчиво дает читателю понять, что и солнца-то летнего не было (прядь не успела  осветлиться), и август на исходе (птицы в стаи собираются). Образное сравнение лета с шалостью природы: «Подошвами дождей едва шурша,
ты убежало, как природы шалость», на мой взгляд, преподносит читателю заявку на талант мастера слова.
    Не чужда А. Грачева лиризма и в передаче человеческих отношений посредством природных проявлений. В ее раннем стихотворении без названия тонко переплетаются мироощущение и отношеньческие метаморфозы:

«Но
....... скоро уж, в лукавстве сентября,
сезон остуды подкрадётся к душам,
обдаст прохладой всё, что мучит зря,
и, как заклятье,
                выпустит наружу».

    Посмотрите, как точно подмечен переход к иным проявлениям природы: «но скоро уж, в лукавстве сентября…». И ведь действительно, сентябрь — месяц лукавый: то холодным утренником день начнет, то потом, лучиком солнечным подмигнув, полдником теплым отогреет. Всего два слова, но какой сложился образ!  Далее автор  перекидывает логический мостик к настицирующему «от лукавства сентября» душевному состоянию — «сезон остуды подкрадется к душам…» — и опять попадание в образную «десятку». 
    Уже в этих стихотворениях чувствуется складывающийся авторский почерк, который будет отличать и отличает ныне автора от других стихотворцев большого поэтического пространства, — ее произведения узнаваемы.
    На протяжении 7-8 лет творческой жизни А. Грачевой не замолкает тема любви, проявляющаяся в очень лиричной, я бы сказал в романтично-символистической манере. В стихотворении «Недавно мне приснился черный дрозд» есть строки:

«…Твой след застывший - на моей судьбе,
И из твоей двух этих лет не вынуть.
Опять мне снился чёрный дрозд - к беде? -
С "ещё..." но "врозь" стократней уязвимость.

    Я думаю, что комментарии излишни… Или четверостишье стихотворения «Целуете руки…»:

«…А ныне – стираются прошлого тени.
Признаньями стелется путь к алтарю.
У трона моих намоленных коленей
 Искрится и пенится Ваше «Люблю»...»

   В каждой строке четверостишья выражена конкретная, законченная мысль. Автор не растекается мыслью по древу в банальных выражениях, а кратко, в сжатой форме «умудряется» втиснуть целое море лирических признаков в четыре строки.
    В каждом произведении А. Грачевой, будь то любовная, пейзажная или гражданская лирика, присутствует большое количество образов, сравнений, метафор, которые автором так искусно переплетаются между собой, что получаются словесные кружева и узоры, наполненные четким, конкретным, зачастую даже философским, смыслом:

Два восклицания. Как странно...

Как это странно — воспарять и грезить,
самим себе за промедленья мстить,
за приземленья и за бесполезный
 к таинственному знанию инстинкт.

В то время как в небесном перезвоне,
на собственный настраиваясь лад,
из приоткрытых солнечных ладоней
 на свет и появляется талант...

    Хочется отметить гражданскую тему в творчестве А. Грачевой. И тут автор остается верен своим литературным вкусам и приверженностям и не скатывается до банальных ура-патриотических строчек, а подменяет их проникновенными, прошедшими через сердце словами:

С поклоном... Им, шедшим к победе...

Когда б не мой, не наши прапра-...,
крепясь, крестясь исподтишка,
с окопною в обнимку правдой,
твердь не отбили б до вершка,

была ли б жизнь за полем брани,
пролился б нынче ливень на
 брусчатку, реющее знамя...
как слёз внучатая вина?

    Если перелистать публикации на  портале  за 7-8 лет, а уж тем паче, взяв книгу в руки (что несравненно приятней!), читатель может заметить, что А. Грачева, в той или иной мере, автор с устоявшимися взглядами  на поэтическое творчество, однако это не мешает ей искать и пробовать себя в разных жанрах и формах.  Так, например, на мой взгляд, вполне удачными являются пробы пера в названных ею самой «восточных твердых формах», которые требуют от автора четкости мысли, образного видения и краткости изложения.
    А. Грачева сознательно или неосознанно ищет новые формы и в изложении. Временами автору неповторимо удается осуществить фразеологическую вязь в произведении, однако бывают моменты, когда поэт слишком увлекается эстетикой словесных кружев, которые уводят читателя от реальной жизни, как, например, в стихотворении «Абсента театральный вкус». Но тонкий авторский вкус и литературная культура берет верх, и тогда появляются на свет такие прекрасные строки, как в стихотворении «Август»:

Последний месяц.
Месяц лета — третий.
Всё холоднее дышит ночь на день,
обратно в город дождь прогнал соседей,
и тишина — как в школе
 без детей.

Гром кажется ошибкой, чем-то лишним,
мутнеет капель радужный хрусталь,
и жухнут, начиная с самых нижних,
на дождь не глядя,
листья на кустах.

Но жизнь вот так,
под ливня грозным душем,
от ощущений лета не отмыть,
и не теперь ещё проникнут в душу
 костров осенних горькие дымы,

ещё не скоро перестанут падать
 плоды в саду, замрёт стремнина звёзд...

и чувствуешь себя Господним чадом,
и веришь — всё
 до свадьбы заживёт...

    Несколько, конечно, можно попенять автору на фривольность в обращении с рифмой, однако в большинстве своем, если таковая и не точна, то уж, во всяком случае, не банальна.
    Пару слов о самом издании. Честно говоря, хотелось ожидать несколько большего. Из достоинств издательского продукта стоило бы отметить, пожалуй, только твердый переплет. Очень скромно выглядит графика, дополняющая текст, предназначенная для привлечения внимания к тексту, а также являющаяся некоторым условным смысловым сопровождением текста, что является, на мой взгляд, недоработкой художника-оформителя.
    Далее, опять же, на мой взгляд, редактор-составитель мог бы несколько более рационально скомпоновать текст по какому-либо выбранному признаку.
    Несомненно, книгу бы украсила также и фотография автора на форзаце. Литературный материал книги, особенно поэтический, часто создает у читателя зрительный образ поэта, чему бы, несомненно, способствовала фотография А. Грачевой.
    В заключение хотелось бы еще раз поздравить Арину Грачеву с выходом первого печатного издания, которое, несомненно, найдет своих читателей и поклонников, ибо, в общем и целом, поэтическое слово, сказанное в этом сборнике, весомо и талантливо. Хочется пожелать автору дальнейших успехов в поэтическом творчестве и издания очередных своих книг.

Председатель Правления писательской ассоциации «Литературное Собрание «СОРАТНИКИ» г. Санкт-Петербурга.
В. Иванов.