Штрихи к портрету. Жан Поль Сартр

Родионов Виталий Константинович
1. Юность

С детских лет Жан Поль Сартр чувствует «громадную потребность в самом себе». Именно в этом скрываются корни сартровского самоутверждения вопреки всему и всем – той спесивой независимости, которая ведёт к солипсизму.

Уже в детских романах Сартр проявляет склонность к «сверхестественным жестокостям». В литературе зрелого Сартра это влечение сменяет скрупулёзный анализ пограничных состояний человека, находящегося между жизнью и смертью, разумом и безумием, подвигом и предательством.

Свою жизненную позицию юный Сартр формулирует следующим образом: «Мне, чья судьба предопределена, бояться нечего». Такого рода мальчишеский героизм духа в будущем перерождается в фаталистический оптимизм.

Сартр из «гутаперчивого мальчика», из «радужной личности» превращается в солипсического идеалиста, а позднее – в субъективного материалиста.

В молодости Сартр занимается «самокопанием», которое впоследствии приводит его к фрейдистскому психоанализу.

 Движущие силы своей юности Сартр описывает такими словами: «Знак моего избранничества», «Объект своей миссии», «Трамплин своей славы». В зрелые годы он характеризует собственное мировосприятие как «молодое опьянение альпиниста». В конце жизни Сартр надеется «спастись трудом и верой».

2. Интеллект

Философы разматывают нить истины, софисты такие как Шопенгауэр, Ницше и Сартр, завязывают на ней узлы парадоксов.

Сартр мыслит логикой спиралей и спиралями логики.

Сартр превращает смысл в антисмысл, бытие – в Ничто.

Сартр – дерзкий интеллектуал: его мысль плетёт верёвки из человека.

Логично-алогичный разум Сартра ищет смысл земной жизни в бесконечном пространстве Вселенной.

Сартр распинает на кресте парадокса добро и зло.

Сартр анатомирует простую человеческую мысль скальпелем интеллекта: на каждый клейкий листочек цепляет прищепку аргумента!

Солипсический разум Сартра позволяет жить и мыслить «иллюзиями без иллюзий».

Разум Сартра – это философско-интеллектуальный спрут, взращённый страхом и свободой.

3. Личность

Для Сартра личное дороже общественного, личная свобода имеет приоритет перед свободой в обществе.

Сартр бежит от себя навстречу к себе: это есть психоаналитическое вращение вокруг собственной персоны.

Имея солипсическое бельмо на глазу, Сартр взирает на объективный мир через увеличительное стекло субъективизма.

У Жана Поля Сартра и Фридриха Ницше есть одна общая черта: солипсизм. Их мозг покрыт жировым слоем эгоистичной женской самости.

Философы Николай Бердяев и Жан Поль Сартр – законченные субъективисты в понимании свободы. А ведь это есть персоналистическое рабство!

4. Свобода

Страх от увиденных рек пролитой крови и обезумевшая от ужаса свобода – такова подоплёка экзистенциальной философии Сартра!

Скульптор Огюст Роден раскрывает «Врата ада» XX столетия. Вполне естественно, что Жан Поль Сартр, оказавшись в этом аду, протестует и требует свободы.

Мироощущение Сартра определяют три слова: тошнота, скука, свобода.

Свобода в философии Сартра двупланная: потенциальная и реальная, внутренняя и внешняя.

Сартр справедливо замечает, что нет свободы без стремления к свободе.

Какой бы изощрённой ни была интеллектуальная эквилибристика Сартра в исследовании феномена свободы, в итоге он приходит к простой мысли о повседневных добрых делах на благо человечества.

Философское писательское наследие Сартра ещё раз подтверждает простую истину, что декларируемая свобода личности не гарантирует ей реальную независимость от общества.

5. Социализм.

Буржуазному идеализму Альбера Камю Жан Поль Сартр противопоставляет социалистический материализм.
 
Философ Сартр – самая большая лягушка в социалистическом лягушатнике Франции.

Сартр-индивидуалист устраивает идеологическую мышиную возню в компартии Франции, претендуя на исключительную роль в её рядах.

Жан Поль Сартр на словах – совестливый антипод Иосифа Сталина, на деле – беспринципный его оппонент.

Один из героев пьесы Жана Поля Сартра говорит: « Я стал для них крышей, но у меня самого нет крыши. Я стал их небом, но у меня самого нет неба». Эти слова можно адресовать к Иосифу Сталину. Так или иначе, но философ смотрит на «отца народов» свысока. На самом деле эта позиция есть не что иное, как психо-социальный фантом. Нет человека вне общества, а общества – вне биологических законов.

Требование свободы личности выступает у Сартра обыкновенной козырной шестёркой, которой он бьёт пикового короля капитализма и бубнового туза социализма.

Сартр-мыслитель находится между марксистским (правильным) и бернштейновским (неправильным) социализмом.

Философ Сартр – разноликий социалист: сексуально озабоченный человек и герой, «штурмующий громаду ночи», безвольный и волевой, с безверием и верой в будущее коммунистическое общество.

Сартр – парижский фланёр с пистолетом в кармане.

Сартр – Герострат буржуазной демократии.

Не один раз террористы взрывают квартиру правого политика Петра Столыпина и левого философа Жана Поля Сартра: крайность оборачивается крайностью.

Своими идеями и фантазиями Сартр удобряет пустырь социализма.

Отличительная черта Сартра-идеолога – раздвоенность сознания. Трудно сказать, кто он: буржуазный социалист или социалистический буржуа.

Сартр испытывает «тошноту» от пресловутой буржуазной демократии.

Сартр придаёт анафеме американский расизм, немецкий фашизм, русский сталинизм и всемирный антисемитизм. При этом деликатно не касается мирового сионизма.

Сартр обожает евреев: его интеллект тщательно штукатурит иерусалимскую Стену плача.

6. Зигмунд Фрейд

Для Сартра ненависть – океан, любовь – утлое судёнышко. Доберётся ли оно до берега?

Сартр ставит человечество в тупик софистическим высказыванием: «Добро – мираж».

Фраза Сартра «Люди – дерьмо» определяет суть его философско-литературного экзистенциализма.

Сартр полностью разделяет мысль своего литературного героя Зигмунда Фрейда о «вселенском свинстве».

Сознание философа Сартра покоится на двух китах: катастрофизме и сексопатологии.

Сартр – это Колумб, открывший Америку экзистенциализма на горе писателям XX-XXI веков!

7. Литература

Писательское творчество Сартра поражено бациллами психопатологической сексуальности.

Сартр не является представителем социалистического реализма, скорее он – социальный натуралист в литературе.

Романы и пьесы Сартра представляют собой политические диспуты о социализме, имеющем два полюса – партийная дисциплина и человеческая совесть. Сартр дорожит совестью, как зеницей ока.

Писательское кредо Сартра определяет следующее положение: человек – подлец, жизнь – океан подлости!

Отображаемая Сартром жизнь – это никем и ничем не контролируемый кругооборот мелких радостей, несчастий и страха.

Для умствующего безумца жизнь – абсурд. Таким предстаёт один из героев прозы Сартра.

В романе «Тошнота» Сартр описывает жизнь с натуралистической обнажённостью.

Роман «Тошнота» Сартра – это психопатологическое наваждение.

Сартр – писатель антитез: ищет смысл жизни на краю жизни.

Сартр – психоаналитический регулировщик, стоящий на перекрёстке жизни и смерти.

Сартр испытывает психоаналитический интерес к смертникам.
 
В прозе Жана поля Сартра – интеллектуальный психологизм, в романах Фёдора Достоевского – эмоциональный. Сартр – философ в литературе, Достоевский – подлинный художник.

Натурализм прозы Жана Поля Сартра интеллектуальный, Фёдора Достоевского – психологический. Сартр рассуждает, Достоевский анализирует. С художественной точки зрения Достоевский выше Сартра.

Роман «Дороги свободы» Жана Поля Сартра стоит в одном ряду с романом «Жизнь нигилиста» Сергея Степняка-Кравчинского. Обоим произведениям свойственны черты любительской литературы, хотя они имеют острое политическое содержание.

Жан Поль Сартр вслед за Джеймсом Джойсом раскрывает примитивную женскую психологию и подспудную женскую самость.

Общее свойство прозы Владимира Набокова и Жана Поля Сартра – изощрённый интеллектуальный психологизм.

Владимир Набоков и Жан Поль Сартр обрисовывают героя, чьё сознание находится на грани безумия: он мыслит, чтобы не мыслить, живёт, чтобы не жить, ибо жизнь для него – абсурд!

Жан Поль Сартр – не столько художник, сколько мыслитель. Его литературный язык менее эмоционален, чем у Михаила Булгакова и Андрея Платонова.

8. Флобер и Сартр

Флобер, по словам Сартра, теряет «девственность души» в 15 лет, тогда как Сартр сохраняет её в 75. Флобер и Сартр в литературе – противоположности: Флобер стремится к Божественной красоте, Сартр – погружается в житейскую грязь.
 
19-летний Флобер пишет вдохновенный гимн первой любви. К сожалению, его духовный наследник Сартр ничего подобного не создаёт за всю свою долгую жизнь.

«Мне нравится видеть человечество униженным», - восклицает молодой Флобер. Сартр унижает человечество описаниями его мерзостей.

 «Я родился с желанием умереть», - признаётся молодой Флобер. Для Жана Поля Сартра смерть – предмет пристального интереса в романах и драмах.

Сартр пишет, что Флобер живёт с «верой в Небытие», которая пускает корни в самого Сартра. Философскую категорию «Небытие» он воспринимает от автора «Мадам Бовари».

По словам Сартра душа молодого Флобера – это «бездонная пропасть скептицизма», чем, в сущности, является литература писателя-экзистенциалиста Сартра.

«Душа исполнена душевного отвращения», - признаётся Флобер. Буквально такое же настроение господствует в прозе Сартра, хотя человеческое мировосприятие у философа иное, чем у писателя: оптимистическое.
 
Сартр-экзистенциалист без страха заглядывает в пропасть флоберовского скептицизма.

Скепсис и экспрессия Флобера перевоплощаются в экзистенцию Сартра.

В душе Флобера, как говорит Сартр «океаны гнева бушуют», тогда как в душе самого Сартра – океан страха.

Флобер – демон в жизни и ангел в литературе, Сартр – демон в литературе и ангел в жизни. Это, конечно, условное разделение!

У Флобера и Сартра раздвоенное сознание: мыслят об одном, а пишут о другом.

Задолго до Фрейда, в 1857 году, Флобер призывает изучать страсть саму по себе. Здесь можно говорить о флоберовском предфрейдизме. Случайно ли, что главными персонажами литературы Сартра выступают Флобер и Фрейд?

В книге о Флобере Сартр оказывается в положении долго и нудно рассуждающего фрейдиста.

9. Любовь

Семейный очаг писательницы Симоны де Бовуар и Философа Жана Поля Сартра горит ровно как свеча, поставленная на камин, внутри которого взметаются языки пламени.

Свободная женщина – камень преткновения для свободного мужчины: об этом свидетельствует гражданский брак между Симоной де Бовуар и Жаном Полем Сартром.

Свободная женщина может быть птицей в небе, но всегда будет тенью интеллектуального супруга: таков неутешительный итог любви-дружбы между Симоной де Бовуар и Жаном Полем Сартром.

Совместная жизнь Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар ещё раз подтверждает мысль, что свободный мужчина – это всего-навсего петушиный наскок на женщину, тогда как свободная женщина - птица, взмывающая в небо!

Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар живут в гражданском браке, галантно совмещая верность друг к другу со свободной любовью, столь ярко и колоритно изображённой в знаменитом эротическом романе «Эммануэль» Эммануэль Арсан.