Внучка Бабы Яги

Ирина Зефирова
                Предисловие

                Я уже рассказывала, как мы со старшей дочерью сочиняли стихи (рассказ «Как мы сочиняли стихи»). Оказалось, что не только стихи мы писали совместно, но  и сказки, и я про это уж совсем забыла, ведь было это так давно, больше двадцати пяти лет назад, когда она училась, кажется, в третьем или пятом (четвёртого тогда уже не было) классе. Этим летом, разбирая старые вещи на чердаке, я нашла сказку о девочке, выросшей в дремучем лесу с бабушкой, которой пугают маленьких детей. И была у них, к моему изумлению, вовсе не избушка на курьих ножках, а каменные, древние,  почти графские развалины с шестнадцатью комнатами! Но исполнилось девочке семь лет, и бабушка отправила её в школу…
          Часть текста написана моею рукой, а часть – дочкиной. Такое совместное творчество. Помнится, дочь рисовала еще иллюстрации, только где-то они затерялись. Переделывать я ничего не стала, так что не судите строго.

                Глава 1
             
            Тридцать первое августа, последний день каникул. Завтра начнутся занятия в старой сельской школе, как и во всех школах страны. Неподалёку – большой непролазный лес, дремучий, как в сказке. И вот в самой его глуши, в самой чаше, куда не забредают даже грибники и охотники, - полянка, посреди неё стоит большой каменный дом. Вокруг дома, кряхтя и охая, ходит сгорбленная старушка с крючковатым носом. Это Баба Яга, хозяйка леса.

- Ох, горюшко! Дом-то совсем обветшал, надо бы капитальный ремонт делать! – ворчит она. – Да всё некогда: каждый день почти наезжают в лес туристы да отдыхающие… Все лучшие ягодники поободрали, кустарники пообломали, траву повытоптали! Да еще песни поют да костры жгут, того и гляди, пожар лесной устроят! А уж мусору-то от них сколько! То дождь на них приходится насылать, то град, то бурю! А им всё нипочём: залезут в палатку и пережидают. Ох, трудненько мне в мои-то годы лес охранять!

               Взглянув на девочку, играющую неподалёку, старушка ещё пуще пригорюнилась и забормотала тихонько себе под нос:

- Вот ещё забота на мою голову: внучка Агашенька подросла, в школу пора отдавать! Как в наше время без ученья? Не проживёшь! Сплошная тьма, никакого просвету! Ох-ох, пожалуй, отправлю-ка я её завтра в школу, чем она хуже других ребят?

- Внученька! – позвала она ласково. - Завтра в школу пойдёшь!
- Ура! В школу! - радостно закричала Агаша. – Будет кого помучить: там много ребят! Не то, что в лесу, всё одна да одна!

        На следующее утро, лишь только солнце осветило развалины лесного дома, бабушка Яга стала будить внучку:
- Агашенька, вставай! В  школу пора!
- Сейчас, бабанечка, мигом! Ой, а как же в школу пойду, ведь я не записана?
- Имей терпение, Агаша, сейчас всё будет!

        Тут надо сказать, что Баба Яга не только помнила всё, чему учила её мать, но использовала современные достижения в области гипноза, парапсихологии, психотерапии. Даже Кашпировского иногда по телевизору смотрела, он ей очень хорошо помогал от радикулита.

        Старушка наморщила лоб и послала мысленный приказ учительнице первого «А» класса, и та занесла в списки учеников Дремучеву Агафью. Агафья -  это её полное имя. Такое же, как у бабушки. Только бабушку все звали Ягой, а внучку она называла ласково - Агашей.

-Баб, а школьной формы-то у меня нет!
- Летала я вчера в магазин. Там такие платья висят, изготовленные швейным объединением «Весна»… Узкие да длинные, сшитые сикось-накось, совсем немодные! А ты у меня как колобок, разве пролезешь в такую-то трубу! Принеси-ка лучше  коричневый лист дуба, да только поищи как следует, а то дубов-то мало стало, все люди повырубали!

- Сейчас, бабашенька! – и Агаша отправилась на поиски, а  время между тем летело, приближаясь к восьми.
Наконец, радостная девочка вернулась.
- Нашла?
- Да! Вот!
- Ну и хорошо! Смотри внимательно и слушай!

        Баба Яга кинула лист в огонь и забормотала заклинания, потом плеснула в печку немного воды из ковшика, и, к восторгу захлопавшей в ладоши внучки, вместо золы бабушка жестом фокусника вынула из печи коричневое платьице, точно Агаше по фигурке, и белый-пребелый фартук. А еще лакированные туфельки и белые носочки.
- На-ка вот, внученька, надень да скорей в школу!
- Баб, а баб!
-Что?
- Я же растрёпана. Косичку заплети-и!
- Ну, ладно! Давай гребень!
- Ай! Ай-я-яй!
-Да не кричи ты!
- Бабушка! Больно же-е-е!!!
 - Ну, вот и всё!
- Баб, теперь я настоящая ученица, да?
- Ой, ученица, ученица, а лицо-то всё в грязи. Сбегай к пруду, умойся!
Агаша помчалась к Армийскому пруду (так он назывался). Вернувшись, она позавтракала.

- Бабушка, а как же я теперь до школы доберусь?
- Дойди пешком, не так уж далеко, а лес ты хорошо знаешь.
- Нет, бабуль, я не успею. Уже без десяти минут восемь. Как же побыстрее добраться? На метле неприлично… А что, если использовать четвёртое измерение – изобретение дяди Лешего?
- Ну, попробуй! Да только осторожно, смотри, аппарат в школе не потеряй!
- Ладно! Ну, пока!
- Внученька! Веди себя в школе хорошо!
- Как бы не так, я всем насолю! – подумала Агаша, нажимая на кнопку маленького автоматика и мысленно представляя себе здание школы.

                Глава 2
            
               … В тот же миг она очутилась на крыше школы. Открыв зажмуренные глаза, она увидела рабочих. Те, по обыкновению, сидели и курили, но при появлении девочки папиросы выпали у них изо ртов.

- Кто вы такие и что здесь делаете? – спросила Агаша строго.
- Мы-то крышу школы кроем, а ты-то кто и как здесь оказалась? – растерянно ответил один из мужчин.
- Я ученица первого «А» класса Агаша Дремучева, - гордо отрекомендовалась девочка.
- Да, но как ты сюда попала?
- Я? Я здесь и была… - начала врать девочка и совсем запуталась. - Ну, не знаю… Ой, уже звонок звенит! Как же отсюда в школу пробраться?

            Удивлённые рабочие проводили Агашу вниз и ушли. Оставшись одна, она поняла, что перед ней стоит самая трудная задача – найти свой первый «А».
Она заглянула в ближайшую к ней дверь: в классе сидели уже большие ребята. Агаша поняла, что попала не туда, но было уже поздно: их учительница, разозлившись, крикнула: «А ну-ка, закрой дверь, не то я тебя к директору сведу!»

           Агаша захлопнула дверь и побежала к следующему классу, потом к следующему…
- Нет, так дело не пойдёт! – решила она и остановилась, прислушиваясь к своей интуиции, пытаясь угадать, куда надо идти. Ноги сами понесли её к лестнице, и она спустилась на один этаж ниже.

                Глава 3
Открыв дверь в нужный класс, она посмотрела на ребят:
- Это первый «А»?
- Да-а! – хором ответили дети.
- Можно мне сесть? -  обратилась она к учительнице. -  Я Агаша Дремучева.
- Заходя в класс, нужно здороваться, - ответила та. – Поздоровайся и садись за вторую парту.

      Агаша села и начала оглядываться. Ребят было много, и она смутилась, потом посмотрела на своего  соседа по парте: мальчик был тоненький и слабый.
- Как тебя зовут, мальчик?
- Саша.  А тебя как?
- А меня Агафья.
- А сколько тебе лет?
- Мне семь, скоро будет восемь.  А тебе?
- А мне ещё шесть.
- О-о, да он младше меня. Его я начну мучить первого, - обрадовалась Агаша.
    

      Её мысли прервал голос учительницы:
- Ребята, расскажите как вы готовились к школе.
Дети загалдели. Каждый хотел показать свои знания. Только Агаша сидела тихо: она ведь не знала, что к школе нужно как-то готовиться.
- Тише, тише! – сказала учительница. – Будете отвечать по очереди, когда я спрошу.  Начнём с первой парты.

       Она начала опрос. Скоро очередь дошла и до Агаши.
- Ну, расскажи нам, Агаша, что ты знаешь!
         Агафья растерялась и совсем не знала, что отвечать.
- Я… я не готовилась, - робко сказала она.
- Что ж, придется заниматься после уроков. Ну, надеюсь, что алфавит хотя бы тебе знаком?
- А что это такое?
- Как, ты даже не знаешь, что такое алфавит? – в ужасе воскликнула учительница.
- Да, но я умею считать да двух! – гордо заявила Агаша.

       Учительница схватилась за голову и без сил упала на стул.
Однако через пять минут, придя в себя, она уже продолжала урок:

- Ребята,  сейчас я раздам вам буквари. Берегите их. Букварь – ваша первая книга.
И она положила перед каждым учеником по красивой, блестящей яркими красками книжке. Дети радовались, разглядывая картинки.

       Агаше тоже дали красивый новый букварь. Перелистывая его страницы, она увидела рядом с картинками какие-то  странные закорючки.
Саша, заметив её недоумевающий взгляд, пояснил: «Это буквы».
- Отстань, без тебя знаю! – был ответ.

- Ребята! – продолжала учительница. – Мы  сегодня же начнём учиться по букварю. Откройте его первую страничку. Что вы видите на картинке?
- Арбуз! -  закричали ребята.
- На какую букву  начинается это слово?
- На букву «А»!
- Молодцы!

       … Через две недели они закончили изучение алфавита и начали складывать слоги. Только Агаше никак не давалась эта наука.

         Зато Саша был лучшим учеником в классе, он знал все буквы и уже умел читать. Маленькая Баба Яга завидовала ему и злилась.
         Однажды на переменке Агафья взяла Сашин букварь и спрятала его в свою сумку. По звонку все ребята вбежали в класс. Подойдя к своему месту, Саша хотел взять букварь, но не нашёл его ни на парте, ни в портфеле. Лицо  его вытянулось, глаза наполнились слезами.

         В класс вошла учительница. Увидев плачущего Сашу, она подошла к нему:
- Что с тобой? Кто тебя обидел?
- У м-меня бук-кварь п-пропал!
- Ребята, никто не находил Сашиного букваря?
- Нет! Нет!– закричали с мест дети.
- Плакать не надо, возьми пока мой, - успокоила учительница мальчика. - Подойди ко мне после уроков, я  тебе выдам  другой. Но больше не теряй!

         После урока Агаша прохаживалась по коридору. Настроение было ужасное, ведь она была самой отстающей ученицей в классе. И кража Сашиного букваря нисколько её не порадовала. Она ходила туда-сюда и всё думала, что бы ещё натворить, ведь недаром она была внучкой Бабы Яги: её так и подмывало сделать какую-нибудь пакость. Мальчишкам она подставляла подножки, девочек дёргала за косички, но это было так мало, что даже обидно.

         Вдруг к ней подошёл Саша. Она обернулась и злобно посмотрела на него, но он тихо сказал: «Агаша, если хочешь, давай останемся после уроков. Я могу тебе помочь выучить алфавит».
Агафья, поражённая его словами, с удивлением взглянула на мальчика.
- Ладно, - так же тихо ответила она, удивляясь себе самой. - Останемся.
И она улыбнулась. Впервые улыбнулась человеку! И тут же, раздосадованная этим, отвернулась. Саша отошёл в сторону.

        Начался урок математики. Спрашивали всех.
- Агаша! Сколько будет восемь плюс четыре?
- Одиннадцать!
- Неверный ответ! Плохо стараешься!

       Было обидно, и опять к Агаше вернулась её злоба. Весь урок она не слушала учителя, обдумывая план мести. Кому? Всё равно кому: всем, кто учится лучше неё!

        После уроков она помчалась было домой, но вспомнила, что  Саша предлагал позаниматься. Она повернулась и побежала в класс,  но около двери остановилась. Ей было лень выполнять даже домашние задания, зачем же ноги её несут к Саше? Тут дверь открылся, и мальчик вышел из класса.

- Пришла? Ну… молодец! Пошли заниматься, - сказал он и взял её за руку.

Тут в Агаше как будто что-то забурлило, она вырвала свою руку и разразилась всевозможными ругательствами. Накричав на оторопевшего мальчика, Агаша бросилась вон из  школы.
     Вернувшись домой, Агафья бросила сумку с книгами в угол и задумалась. Что-то с ней происходило непонятное. Что руководило ею, когда она возвращалась в класс, как будто против своей воли? Зачем? Агаша была не на шутку напугана происходящими  с ней переменами.

      В раздумье она опустилась на кровать. Бабушка Яга расспрашивала её о школьных новостях, но Агаша молчала. Думая о Саше, она уснула.

                Глава 4
 
       На следующий день после уроков она бродила по школе, и мысли её опять и опять возвращались к Саше. Заглянув в свой класс, она увидела дежурных, которые поливали цветы. Посреди комнаты стояло ведро с водой и прислонённая к парте щётка. Скользну взглядом по партам, Агаша заметила на последней парте Сашу, который объяснял что-то другой девочке. Взбешённая Агаша решила на этот раз применить волшебство. Она хотела, чтобы щётка подлетела к Саше и стукнула его.

       Жалко только, что бабушкины уроки ей тоже плохо давались. Прошептав несколько заклинаний, Агаше с удивлением заметила, что щётка направляется прямо к ней. Агафья, и без того плохо знавшая заклинания, от страха забыла их напрочь и попыталась скрыться от щётки, выбежав из класса, но та успела проскочить за нею в дверь. Стукнув Агашу по голове, щётка упала к её ногам.

       В это время дежурные хватились щётки.
- Только что здесь была, - удивлялись они.
Агаша, краснея от стыда, вошла в класс с шишкой на лбу и щёткой в руках.
- Ой, спасибо,  а где ты её нашла? – спросила дежурная.
Агаша не ответила. Она злобно обернулась к Саше, который, как ни в чём ни бывало,  продолжал что-то говорить другой девочке. Та, увидев на лбу у Агафьи большую красную шишку, прыснула от смеха. Агашу взяла злость и досада. Не в силах больше выносить этого смеха, она выскочила из класса и опрометью помчалась домой.

                Глава 5
       
       На следующий день, когда кончились уроки и ребята заторопились по домам, Агаша осталась сидеть на  месте. Внимательно посмотрев на Агафью, неподвижно сидящую за партой, Саша предложил: «Если хочешь, давай позанимаемся!»
Она рванулась к двери, но Саша взял её за руку. Бежать было поздно. Агаша, опустив голову, открыла портфель и достала букварь. Саша заметил, что в портфеле у девочки лежит второй букварь. Он вопросительно посмотрел на девочку. Агаша покраснела: она забыла вынуть дома его книгу из портфеля. Надо было выкручиваться…

- Ты понимаешь, я… - забормотала она растерянно. – Со мной случаются всякие чудеса… Понимаешь?
- Ну да? Правда? – спросил удивлённый Саша.
- Да! Например, я могу летать! – расхрабрилась  Агаша.
 
        Вдруг дверь открылась и в класс вошла та девочка, что была с Сашей вчера. Она с удивлением уставилась на Агашу, и Агафья замолчала.
Выручил Саша:
- Привет, Маша! Проходи, садись!

        Маша села возле Саши, насторожённо посматривая на Агашу, и начала его о чём-то расспрашивать. Видимо, она поняла не всё, что он ей объяснял вчера. Агаша терпеливо ждала. Наконец, Маша заметила, что школа совсем опустела. Она заплакала, опасаясь, что бабушка будет ругать её за опоздание. Саша предложил проводить девочку до дома, и объяснить всё бабушке. Агаша пошла с ними, радуясь, что на сегодня занятия отменяются.  Всё-таки она была очень ленива!

        Проводив Машу, ребята остались вдвоём. Агаша обрадовалась. На этот раз она заранее выучила нужное заклинание, которое начала повторять про себя мысленно. Вдруг Саша поскользнулся и упал в лужу. Сработало! Агаша засмеялась, а Саша расстроился. Он боялся идти домой в мокрой одежде.

- Я живу тут недалеко, идём ко мне, - угрюмо произнесла Агаша, удивляясь своему доброму поступку, последовавшему за причинённым мальчику злом. – Высушим твою одежду на печке.
 
         Впрочем, добрый ли это поступок, Агаша и сама пока не знала. А вдруг  бабушка захочет съесть одноклассника внучки?
- У вас есть печка? – удивился мальчик, дома у которого давно было проведено паровое отопление.
- Есть!
- А где ты живёшь?
- А вот пойдём со мной, и всё сам увидишь!

        Ребята направились вглубь леса. Через некоторое время Саша обеспокоенно спросил:
- Куда ты меня ведёшь? А вдруг мы заблудимся?
- Да ты что?  Я этот лес знаю,  как свои пять пальцев! Не бойся, я тебя потом провожу, уже немного осталось идти!
Вскоре они вышли на опушку и увидели родные Агашины развалины.
- Вы что, здесь живёте?!? - Саша остановился, поражённый.
- А что такого? Зато у нас шестнадцать комнат, вот! – хвастливо заявила Агаша.
Войдя в дом, Агаша дала другу большой бабушкин халат, а мокрую его одежду развесила возле печки.

        С любопытством озираясь вокруг, Саша заметил в углу какую-то странную бочку, не выпуклую посредине, а расширяющуюся кверху.
- Что это?
- Это… ступа.
- Ступа? Для чего?
- Как для чего? Чтобы  летать!
- Как это летать? Ты шутишь?
- Вовсе нет. Ты что, не знаешь, кто в ступе летает?
- Кто? – растерялся Саша.
Агаша решила рассказать о себе всё, что надо было скрывать.
- Как кто? Баба Яга! А я её внучка.
- Ну да! - не поверил ей мальчик. – Бабы Яги не бывает. Это всё сказки.
- Сказки? А вот пойдём, я тебя с бабушкой познакомлю!
Но идти никуда не пришлось: послышалось шарканье ног и старческое кряхтенье, а затем хриплый голос произнёс:
- Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Кого это ты привела сюда, Агафья? – поводя крючковатым носом, из-за двери появилась сгорбленная старушонка, подслеповато рассматривая на гостя.

 -Бабушка, не ругайся, пожалуйста. Это  мой друг!
- Чтобы у Бабы Яги были друзья? – старушка залилась мелким ехидным смехом. – Слыхом такого не слыхивала, видом не видывала! Как его зовут-то?
- Сашей зовут, Сашей.
- Сашей? – Яга осмотрела мальчика с головы до ног. – И отчего же он такой худой? Просто кожа да кости, мяса почти нет! Сашенька, говорю, чего ты худой такой, а? Наверное, каши мало кушаешь? Впрочем, на суп, пожалуй, сгодишься!

       Мальчик вскрикнул и опрометью кинулся из дому в лес.
- Ой, ты, батюшки! - заворчала Баба Яга. – Ишь, нежный какой! Напугался! А бабушка пошутила! Пойди, догони его, Агаша, а то заблудится!
- Баб, - осторожно спросила Агаша, - ты, правда, не будешь его есть?
- Да не буду, не буду. Чего там есть-то? Кожа да кости, тьфу! – она, махнув в досаде рукой, пошла ставить самовар.

       Догнав Сашу, Агаша с трудом успокоила его, уверяя, что старушка просто шутит. Сообразив, что из леса он самостоятельно не выберется, да ещё в чужом халате и босой, Саша с опаской вернулся в дом.
Яга посмеивалась, но больше мальчика не пугала. Дети сели за стол, она дала каждому по чашке и ложке, налила чаю из лесных трав, а на середину стола поставила большой самовар. Мёд диких пчёл оказался вкуснее любых конфет. Вскоре Саша согрелся и осмелел:
- Бабушка Яга, а где Агашины родители? – спросил он.
- Ох, отца-то и я не знаю, вроде и не было его никогда. А мать есть, красивая, да непутёвая. Не знаю, где она сейчас. Может, в Москве экстрасенсом заделалась или астрологом, а может, бизнес даже какой затеяла. Только не помогает она старой матери. Вот бы дом надо ремонтировать, а где уж мне! Ведь даже пенсии я не получаю, всё у нас с Агашей только на волшебстве и держится! Я уж про неё, дочку-то, и на картах гадала,  и на кофейной гуще – закрыта от меня её судьба. Может, и нет её больше на белом свете,  доченьки моей! – тут Баба Яга пригорюнилась, и на глазах её заблестели слёзы. Саше стало её жалко.
- Нечистая сила, а тоже страдает! – подумал он, но вслух ничего не сказал, побоялся обидеть старушку.

       Так просидели они, мирно беседуя, почти до сумерек. Одежда Саши высохла, и Агаша проводила его до дому. Саша не хотел отпускать девочку одну в тёмный лес, но она успокоила его, поведав, что есть у неё аппарат, который может мгновенно доставить её домой. Она загадочно посмотрела на него, вынула из кармана какое-то устройство, нажала на кнопку и в одно мгновение исчезла, словно её и не было.


                Эпилог

       К удивлению Агаши, Саша никому ничего не рассказал про её тайну. Ни через год, ни через два, ни через десять лет. Он оказался очень верным другом. Под его воздействием и Агаша становилась мягче и добрее, и бабушка Яга всё чаще улыбалась.
      
       Скажем больше, они выросли и поженились, и появились у них ребята-бабиягята. Саша, на которого механизм четвертого измерения произвёл очень большое впечатление, сделался доктором физико-математических наук и получил  квартиру в городе. Бабушка Яга совсем потеряла память от старости, забыла все свои заклинания, стала и слепа, и глуховата, но живёт теперь с ними и очень любит своих правнуков, которых у неё шестеро.